Урок по русскому языку на тему Контрольный диктант Перед дождём (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка для 5 класса.

Тема: Контрольный диктант «Перед дождём» (Повторение изученного в 4 классе).

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и учебной программы по теме «Повторение изученного в 4 классе» на начало года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений определять морфемный состав слов; применять орфографические правила на письме:

- правописание безударных гласных в корне слова;

- разделительные Ъ и Ь;

- правописание -ться и -тся в глаголах;

- правописание Ь знака после шипящих у существительных женского и мужского рода;

а также развития умений выбора постановки знаков препинания:

- в простых осложнённых предложениях;

- в сложных предложениях, соединённых сочинительным или подчинительным союзом;

- в предложениях с прямой речью.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- определения состава слов;

- нахождения слов на определённые орфографические правила;

- разбора предложения с однородными членами;

- определения грамматических основ в сложном предложении;

- объяснения знаков препинания при прямой речи с помощью схемы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос учащихся по темам, изученным в 1 разделе учебника: из каких частей состоит слово? Какие части речи называются самостоятельными и служебными? Почему? Назовите морфологические признаки самостоятельных частей речи.

  3. Знакомство с текстом диктанта и грамматическим заданием:

Контрольный диктант (стартовый) «Перед дождём».

(текст диктанта взят из дидактического материала по русскому языку для 5 класса 2010 года, авторы: З.К. Сабитова, В.К. Павленко).


Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт!» - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлынул дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но тут ветер утих. Появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (97 слов)

(По В. Астафьеву)

Грамматические задания.

ЗАДАНИЕ 1 УРОВНЯ.

  1. Определите состав слов:

    1. Вариант: приближались, в просвете, от первых.

    2. Вариант: выглянуло, дождь, редкие.

  2. Выпишите из текста:

    1. Вариант: 2 слова с правописанием ь после шипящих у существительных; 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, 1 слово с правописанием тся и ться в глаголе.

    2. Вариант: 2 слова с непроверяемой гласной в корне слова, 2 слова с непроизносимой согласной в корне слова, 1 слово с правописанием ь после шипящих у существительных.

ЗАДАНИЯ 2 УРОВНЯ

  1. Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами.

    1. Вариант: из первого абзаца текста.

    2. Вариант: из второго абзаца текста.

  2. Определите грамматические основы в сложных предложениях.

    1. Вариант: в сложных предложениях всего текста.

    2. Вариант: в сложных предложениях всего текста.

ЗАДАНИЕ 3 УРОВНЯ

  1. Объясните знаки препинания при прямой речи с помощью схемы.

    1. Вариант: в первом абзаце текста.

    2. Вариант: во втором абзаце текста.


  1. Учащиеся записывают текст под диктовку, затем выполняют грамматические задания.

  2. Итоги урока.

  3. Домашнее задание: изучить структуру текста - описание параграф №12.

Дескрипторы к контрольному диктанту «Перед дождём».

Содержание (разделы учебной программы)

Тема

Характеристика заданий

Уровни сложности: б - базовый, п - продвинутый, в - высокий.

Критерии

А

В

С

1

Словообразование

Морфемный разбор слова

Определите морфемный состав слов

Б

Слабо выполняет морфемный разбор слов

Допускает ошибки в определении приставки и суффикса в словах

Без ошибок выполняет разбор

2

Орфография

Правильное написание слов

Выпишите: 2 слова с правописанием ь после шипящих у существительных; 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова; 1 слово с правописанием тся и ться в глаголе.

Б

Не умеет находить орфограммы в словах

Не определяет в словах некоторые орфограммы

Находит слова с нужными орфограммами

3

Синтаксис

Однородные члены предложения в простом предложении

Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами

П

Слабо выполняет полный синтаксический разбор предложения

Допускает ошибки при определении второстепенных членов и в характеристике предложения

Выполняет синтаксич. разбор предл с однородными членами без ошибок

4

Синтаксис

Грамматическая основа предложения

Определите грамматические основы в сложных предложениях

П

Не отграничивает главные члены от второстепенных

Допускает ошибки при определении подлежащего и сказуемого

Умеет определять по виду предложение и грамматические основы

5

Пунктуация

Прямая речь

Объясните знаки препинания при прямой речи с помощью схемы

В

Слабо применяет пунктуацию в предложении с прямой речью

Допускает ошибки на стыке прямой речи и слов автора

Правильно составляет схемы предложений с прямой речью

Характеристика заданий

Дескрипторы

Уровень достижения

Максимальный балл за выполнение заданий

1

Определите морфемный состав слов

Правильно выделяет все части слова

3




3

Допускает 1 - 2 ошибки в выделении морфем в словах

2

Допускает 3 - 4 ошибки в выделении морфем в словах

1

2

Выпишите: 2 слова с правописанием ь после шипящих у существительных; 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова; 1 слово с правописанием тся и ться в глаголе.

Выписал правильно все слова на заданные орфограммы

5

5

Выписал 4 слова на заданные орфограммы

4

Выписал 3 слова на заданные орфограммы

3

Выписал 2 слова на заданные орфограммы

2

Выписал 1 слово на заданные орфограммы

1

3

Выполните синтаксический разбор предложения с однородными членами

Правильно выделяет главные и второстепенные члены предложения, определяет части речи, даёт полную характеристику предложения.

5

5

Допускает 1-2 ошибки при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

4

Допускает 3 - 4 ошибки при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

3

Допускает 5 ошибок при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

2

Допускает 6 ошибок при выполнении полного синтаксического разбора предложения.

1






4

Определите грамматические основы в сложных предложениях

Отграничивает простое предложение от сложного, правильно выделяет грамматические основы

3






3

Не отграничивает простое предложение от сложного, правильно выделяет грамматические основы

2

Отграничивает простое предложение от сложного, путает главные члены предложения

1






5

Объясните знаки препинания при прямой речи с помощью схемы.

Правильно обозначает на письме знаки препинания при прямой речи, без ошибок составляет схемы, умеет доказать постановку знаков препинания при прямой речи.

4






4

Допускает 1 ошибку при постановке знаков препинания при прямой речи

3

Допускает 2 ошибки при постановке знаков препинания при прямой речи

2

Допускает 3 ошибки при постановке знаков препинания при прямой речи

1














Специфика заданий и критерии оценивания.

Распределение заданий по содержанию и уровню сложности.

Содержательные линии

Воспроизведение знаний

Применение знаний

Интеграция

% соотношение

Морфемный состав

№1



20 %

Орфографические знания

№2



20 %

Синтаксический разбор предложения с однородными членами


№3


20 %

Обозначение грамматических основ в сложном предложении


№4


20 %

Объяснить знаки препинания в предложении с прямой речью при помощи схемы



№5

20 %

ИТОГО

40 %

40 %

20 %

100 %

Перевод баллов в школьную оценку:

Сумма набранных баллов

Оценка

17 - 20

«5»

14 - 16

«4»

9 - 13

«3»

0 - 8

«2»


© 2010-2022