Календарно-тематическое планирование ( 5 класс, литература)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование (литература 5 класс)


Тема урока

Элементы содержания урока

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

план

факт

Происхождение и развитие литературы.

Искусство как одна из форм освоения мира.

Искусство слова и особенности художественного слова. Труд писателя и труд читателя. Роль литературы в становлении личности.

Выразительно читают тексты, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные и письменные ответы, работают в группах.



Искусство как одна из форм освоения мира. Человек в мире литературы.

Роль литературы в жизни человека. Творческая работа «Я читатель».

Защищают творческую работу, выражают личное отношение к изучаемому материалу.



Мифы и мифология

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времён и народов. Терминология и классификация

Выразительно читают тексты, проводят сопоставительный анализ мифов, работают над терминологией и понятиями теории литературы



Мифы Древней Греции

Яркость поэтических изображений мира и человека в древнегреческой мифологии. Циклы мифов

Выразительно читают тексты,проводят первоначальный литературоведческий анализ, участвуют в инсценировании эпизодов.



Славянские мифы. Календарные мифы и праздники

Особенности славянской мифологии. Языческие представления о земле и её сознании. Народные обычаи и праздники

Выразительно читают тексты ,проводят сопоставительный анализ, знакомятся с персонажами славянской мифологии определяют свое отношение к ним.



Что такое фольклор? Фольклорные жанры

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре менталитета и национального восприятия мира

Выразительно читают малые фольклорные жанры и дают их истолкование, выражают личное отношение к прочитанному. Определяют значение незнакомых слов с помощью словарей и Интернета



Былина как жанр фольклора. «Три поездки Ильи Муромца»

Русский народный эпос - былины. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос и художественные особенности жанра

Рассказывают о героях былин, выражают личное отношения к изучаемому материалу, выполняют поисковые задания в малых группах



«Три поездки Ильи Муромца»

Илья Муромец как защитник родной земли. Нравственный выбор героев. Сила, смелость и отсутствие жестокости как характерные качества героя былины

Пересказывают содержание былины, участвуют в коллективном диалоге, отыскивают устаревшие слова и определяют их значения с помощью словарей и справочной литературы



Сказка как вид народной прозы. Виды сказок

Сказка как популярный жанр народного творчества Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок

Читают сказки по ролям, выражают личное отношение к прочитанному, самостоятельно отыскивают необходимую информацию на тему «Сказки»



Художественное совершенство сказки «Марья-Моревна»

Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в сказке. Способы построения народной сказки

Читают сказку по ролям, выражают личное отношение к прочитанному, сопоставляют различные варианты данного произведения, мотивируют особенности каждого из них



Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» («Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода»)

Сказки народов мира и богатство отражения жизни в них, утверждение общечеловеческих нравственных идеалов. «Тысяча и одна ночь» как один их самых знаменитых сборников сказок

Участвуют в художественном пересказе сказки, сопоставляют текст и его кинематографическое воплощение, устно отвечают на проблемные вопросы



Творческая работа «Добро и зло в народных сказках»

Борьба добра и зла в народных сказках. Понимание заложенных в сказке нравственных заповедей, герои сказки в оценке автора-народа

Работают с выданным материалом, защищают собственные примеры и выводы, создают малую творческую работу



Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Разнообразие малых жанров фольклора, их использование в авторской литературе. Активная роль малых жанров в современной устной и письменной речи

Выразительно читают, определяют личностное отношение к прочитанному, дают нравственная оценка, проводят устное иллюстрирование



Загадки. Сказка-загадка

Загадка как один из видов фольклора и как древнейшая форма «тестов» на сообразительность.

Особенности процесса загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Роль и место загадки в фольклоре и современной литературе. Особенности сказки- загадки

Защищают собственные работы, проводят коллективное обсуждение, анализируют художественные особенности загадок и созданной на их основе сказки-загадки



Анекдоты. Сказка-анекдот

Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов

Выполняют поисковые задания в малых группах, проводят игровой конкурс анекдотов



Песни. Частушки

Песня как форма словесно-музыкального искусства, виды народных песен и их тематика. Частушки как один из самых популярных фольклорных жанров

Знакомятся с творческими фольклорными коллективами, исполняют песни и частушки



Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Озорник Петрушка»

Народный театр в истории русой культуры. Самый популярный герой кукольных пьес - Петрушка. Синкретический характер представления народного театра

Выразительно читают текст по ролям, участвуют в инсценировании эпизодов, и в коллективном творческом представлении



Народная драма «Озорник Петрушка»

Самый популярный герой кукольных пьес - Петрушка. Синкретический характер представления народного театра

Выразительно читают текст по ролям, участвуют в инсценировании эпизодов, и в коллективном творческом представлении



«В мире русского фольклора»

Выполнение индивидуальной творческой работы в системе синквейна

Изучают понятие синквейна, формируют умения его выполнения и составляют синквейн



Русская классическая литература XIX века

Золотой век русской литературы. Знаменитые имена русских писателей XIX века. Вечное значение русской классики

Обсуждают подготовленные презентации, выполняют поисковые задания в малых группах




И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом», «Волы и Ось»

Расцвет русской басни в начале XIX века, великий баснописец Крылов. Мораль басен «Свинья под дубом», «Волы и Ось»

Подготавливают сообщения о баснописце и устный рассказ о нём, работают с Интернет-сайтами и справочной литературой



Злободневность морали басен «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и мужик». Роль афоризма в басне

Роль самокритики в жизни человека, понятие адекватной самооценки

Выразительно читают наизусть басни, ведут коллективное обсуждение, работают в малых проблемных группах



Басня в мировой литературе

Конкурс инсценированной басни

Участвуют в инсценированных коллективных представлениях



В.А.Жуковский «Лесной царь», «Спящая царевна»

Знакомство с творчеством В.А.Жуковского. Понятие баллады как преобладающего жанра его творчества, выразительное чтение произведений

Выразительно читают балладу, выражают личностное отношение к прочитанному, дают нравственную оценку, создают устное иллюстрирование



А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог)

Биография писателя. Детские и лицейские годы. Непреходящее значение Пушкина в русской литературе.

Поэма «Руслан и Людмила»

Выполняют презентации или готовят устный рассказ о поэте, используют сведения справочной литературы и Интернет-сайтов, определяют роль поэта в русской литературе и собственной жизни



Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая

Знакомство с героями. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Поединок добра и зла в поэме

Выразительно читают и пересказывают фрагменты поэмы, выделяют этапы развития сюжета , дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая

Руслан и его соперники. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора. Борьба Руслана за спасение Людмилы

Выразительно читают и пересказывают фрагменты поэмы, выделяют этапы развития сюжета , дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья

Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом. Финал поэмы. Понятие даймонда

Составляют под руководством учителя даймонды по поэме «Руслан и Людмила» , сопоставляют текст поэмы и её героев в иллюстрациях художников, кинематографии и анимации



Стихи и проза, ритм, рифма, стопа

Создание стихов (работа над индивидуальными проектами, коллективное обсуждение)

Участвуют в выполнении творческих заданий, изучают новые понятия теории литературы, пробуют свои силы в литературном творчестве



Лирика А.С.Пушкина. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Родная природа в лирике Пушкина

Выразительно читают наизусть, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Скромность, роль труда в жизни человека, человеческая мудрость

Анализируют услышанный текст, дают ответы на поставленные вопросы, отыскивают необходимую информацию с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета



М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. «Парус», «Из Гёте, «Листок»

Биография писателя. Детские впечатления, отношение поэта к окружающему миру

Участвуют в заочное путешествии по лермонтовским местам (Москва, Тарханы, Кавказ), делают устные подготовленные сообщения по отдельным моментам жизни поэта



Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя

Пересказывают фрагменты сборника, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Сюжет и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

Сюжет и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в повести. Язык повести

Готовят инсценирование эпизодов, различные виды пересказов, изучают элементы литературоведческого анализа повести



Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам

Пересказывают фрагменты сборника, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями

Детство в Спасском- Лутовиново. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа

Выполняют презентации или готовят устный рассказ о писателе, используют сведения справочной литературы и Интернет-сайтов, определяют роль писателя в русской литературе и собственной жизни



Богатырский облик и нравственная чистота Герасима

Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Сила человеческой доброты

Выразительно читают и пересказывают фрагменты повести, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Герасим и его окружение

Герасим и барыня.

Герасим и дворня

Выразительно читают и пересказывают фрагменты повести, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Герасим и Татьяна

Герасим и Татьяна. Любовь в жизни героя

Выразительно читают и пересказывают фрагменты повести, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Герасим и Муму. Счастливый год

Нравственное превосходство Герасима над барыней

Выразительно читают и пересказывают фрагменты повести, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Возвращение Герасима в деревню

Работа с заключительной частью повести

Выразительно читают и пересказывают фрагменты повести, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Тестирование по повести И. С. Тургенева «Муму»

Проведение тестирования по повести И. С. Тургенева «Муму»

Выполняют тестовые задания, закрепляют навыки работы на компьютерах



Сочинение на литературную тему по проблемным вопросам к повести И.С.Тургенева «Муму».

Работа над сочинением на литературную тему

Составляют композиционный и содержательный планы сочинения, работают с текстом и справочным материалом



Анализ сочинений. Работа над ошибками

Анализ сочинений

Участвуют в коллективном диалоге, рецензируют прослушанные работы, корректируют допущенные ошибки и недочёты



По рассказам И.С.Тургенева из «Записок охотника»

Любовь к родине, природе, национальным традициям

Выразительно читают и пересказывают фрагменты рассказов, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Поэтический образ родины

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов

Выразительно читают, работают над содержанием понятия «лирический герой», осваивают навыки анализа поэтического произведения



Творческая лаборатория «Я - поэт»

Чувства патриотического отношения к Родине, природе, человеку

Работают с выданным материалом, защищают собственные примеры и выводы, создают малые творческие работы



М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Композиция, особенности повествования

Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 года.

«Бородино»: композиция и герои произведения

Выразительно читают наизусть, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Образ старого солдата в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Рассказ-монолог о знаменитой битве

Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев событий

Выразительно читают наизусть, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Героическое прошлое России. Л.Н.Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем

Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа и её герои

Подготавливают сообщения о писателе и устный рассказ о нём, работают с Интернет-сайтами и справочной литературой



Петя Ростов в партизанском отряде

Петя Ростов в партизанском отряде. Глубокое сострадание. Симпатии к героическим поступкам. Чувство гордости

Выразительно читают наизусть, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Первый бой и гибель Пети

Первый бой и героическая гибель как кульминация подвига

Выразительно читают наизусть, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



М.А.Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения

Петя Ростов в партизанском отряде. Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. Диалог в инсценировке

Сопоставляют прозаическое произведение и его инсценировки, дают устные ответы на вопросы, работают в малых творческих группах



Итоговый урок по литературе Х1Х века

Произведения разделов русской литературы XIX века

Выполняют тестирование, проверяют знания текстов произведений, умение ориентироваться в опорных теоретических понятиях



Обучение анализу лирического стихотворения

План анализа лирического произведения

Прослушивают и рецензируют образцы анализа стихотворений, отыскивают незнакомые слова и определяют их значение с помощью справочной литературы, составляют план анализа



Связь веков в поэзии ХХ века

Неразрывная связь русской литературы Х1Х и ХХ вв. Богатство литературы ХХ века. Авторы, произведения и герои ХХ столетия. Сохранение культурных традиций в литературе ХХ века. Память об А.С.Пуш- кине в литературе ХХ века

Прослушивают и рецензируют образцы анализа стихотворений, отыскивают незнакомые слова и определяют их значение с помощью справочной литературы, составляют план анализа



Литературные сказки ХХ века. Паустовский «Рождение сказки»

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в ХХ веке. Сказки писателей-учёных. «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни

Выразительно читают, проводят коллективное обсуждение, работают в малых проблемных группах



Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров

Выразительно читают и пересказывают фрагменты сказки, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



История вторая- «Мальчик и девочка». Фантастическое и реальное в сказке

Роль дружбы и верности в сказке

Выразительно читают и пересказывают фрагменты сказки, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



В чём сила Герды?

Неравная борьба и победа Герды

Выразительно читают и пересказывают фрагменты сказки, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



«Путешествие по сказкам Андерсена»

Конкурсы и вопросы по сказкам Андерсена, инсценирование

Участвуют в инсценированных коллективных представлениях



А.Платонов «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки

Любовь автора к фольклору. Герой сказки Платонова- Семён и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



А.Платонов «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки

Любовь автора к фольклору. Герой сказки Платонова- Семён и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Дж. Родари. «Сказки по телефону»

«Сказки по телефону» - отклик на стремление людей ХХ века к краткости и оперативности. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к знакомым сюжетам. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону»

Выразительно читают и пересказывают сказки, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Дж.Родари «Старые пословицы».

Сказка, которая решает множество проблем

Участвуют в инсценированных коллективных представлениях



Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» в переводе В.В.Набокова («Аня в стране чудес»)

Сказка учёного Льюиса Кэрролла и её перевод- обработка В.В. Набокова. Алиса (она же Аня) - героиня сказок. Любознательность героини сказки и её способность к необычным решениям и поступкам.

Готовят презентации по сказке, различные виды пересказов, дают устные ответы на вопросы, сравнивают элементы данной сказки в переводах различных писателей



Парадокс как основа повествования Л.Кэрролла

Чудо и парадокс на страницах сказки учёного. Сказка учёного для детей и для врослых

Готовят презентации по сказке, различные виды пересказов, дают устные ответы на вопросы, сравнивают элементы данной сказки в переводах различных писателей



Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Джон Рональд Руэл Толкин - один из самых читаемых в мире авторов второй половины ХХ века. Смысл двойного названия повести. Сказочная страна. Герои повести: Бильбо, Гэндальф и другие

Сопоставляют эпизоды литературного произведения и их интерпретации в игровом кино



«Огонь» и «полымя» в жизни героев

Ожесточённость битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Многочисленные исследования о выдуманной автором стране. Связь произведения с фольклором. Новый жанр в литературе - фэнтези

Сопоставляют эпизоды литературного произведения и их интерпретации в игровом кино



И.С.Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Е.И.Замятин. Рассказ «Огненное «А»

Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Мечта подростков начала ХХ в. о связи с Космосом. Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рождён прочитанной книгой. Комическая развязка

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



А.И.Куприн. Очерк «Мой полёт»

Автобиографический очерк и его герои. Полёт одного из первых русских лётчиков - Заикина с его спутником писателем Куприным в небе над Одессой. Отвага и решительность героев

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Подготовка к сочинению в жанре очерка

Анализ построения очерка «Мой полёт» А.И.Куприна. Анализ и обсуждение тем очерков

Составляют композиционный и содержательный план сочинения, работают с текстом и справочным материалом



Природа в стихах поэтов XX века

Отражение красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Бережное отношение к живой природе и стремление её защитить. Художественные приёмы и музыка стиха

Выразительно читают, работают над содержанием понятия «лирический герой», развивают навыки анализа поэтического произведения



Природа лирической прозе М.Пришвина

Отражение красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Точность и неожиданность взгляда на мир в стихотворениях поэтов. Бережное отношение к живой природе и стремление её защитить. Художественные приёмы и музыка стиха

Выразительно читают, работают над содержанием понятия «лирический герой», развивают навыки анализа поэтического произведения



С.А.Есенин «Песня о собаке».

Гуманное отношение человека к природе и животным

Выразительно читают, работают над содержанием понятия «лирический герой», развивают навыки анализа поэтического произведения



В.В.Маяковский «Хорошее отношение

к лошадям»

Гуманное отношение человека к природе и животным

Выразительно читают, работают над содержанием понятия «лирический герой», развивают навыки анализа поэтического произведения



Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после неё

Выразительно читают, работают над содержанием понятия «лирический герой», развивают навыки анализа поэтического произведения



«Эта память, верьте, люди, всей земле нужна…»

Чувства человеческой памяти, патриотизма, любви к Родине

Участвуют в концертной программе обсуждают, выступления учащихся и проводят взаимооценку



В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Охотничий азарт мальчика и его последствия в рассказе

Автобиографическое произведение писателя о детских годах

Выразительно читают и пересказывают текст, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в расказе

«Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге

Выразительно читают и пересказывают сказки, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Васютка и его путешествие по тайге. Радость спасения. Смысл названия рассказа

Выносливость, мужество, находчивость мальчика. Чувство уверенности

Выразительно читают и пересказывают сказки, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Коллективная работа над сочинением «Как Васютка выжил в тайге»

Работа над сочинением

Составляют композиционный и содержательный план сочинения, работают с текстом и справочным материалом



Туве Янсон «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы

Писательница и художница Туве Янсон. Мир нарисованных и описанных в книгах сказочных героев, созданных писательницей и художником Туве Янсон

Сопоставляют эпизоды литературного произведения и их интерпретации в игровом кино, анимации, участвуют в коллективном диалоге



Мир сказочных героев. Мумитроли, хемули, снусмумрики.

Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои её книги

Сопоставляют эпизоды литературного произведения и их интерпретации в игровом кино, анимации, участвуют в коллективном диалоге



Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо

Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги - Робинзон

Выразительно читают и пересказывают фрагменты романа, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Образ главного героя Робинзона, его мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм

Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада»

Выразительно читают и пересказывают фрагменты романа, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



«В мире робинзонады»

Работа над индивидуальным учебным заданием, коллективное обсуждение

Защищают выполненное задание, работают в группах, выражают личное отношение к изучаемому материалу



Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории

Готовят устные рассказы, сопоставляют литературные и анимационные варианты произведения, участвуют в групповом и коллективном диалоге






Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории

Использование в «подлинных историях» иронии барона и гротеска, гиперболы и литоты

Готовят устные рассказы, сопоставляют литературные и анимационные варианты произведения, участвуют в групповом и коллективном диалоге



Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Автобиографическая повесть и её герои. Марк Твен - мастер занимательного и весёлого повествования

Готовят презентации или устный рассказ о писателе, отыскивают сведения с использований справочной литературы и Интернет-сайтов



Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения

Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия. Бэкки Тэтчер

Готовят различные виды пересказов, устное иллюстрирование, отыскивают сведения с использований справочной литературы и Интернет-сайтов, составление плана письменной характеристики героев



Путешествие по страницам повести «Приключения Тома Сойера»

Конкурсы, викторина

Участвуют в инсценированных коллективных представлениях, викторинах.



Астрид Линдгрен. Современный детектив «Приключения Калле Блюмквиста»

Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести

Выразительно читают и пересказывают фрагменты романа, выделяют этапы развития сюжета, дают устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, составляют характеристики героев, участвуют в коллективном диалоге по нравственной оценке героев и событий



Астрид Линдгрен. Современный детектив «Приключения Калле Блюмквиста»

Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести

Готовят различные виды пересказов, устное иллюстрирование, отыскивают сведения с использований справочной литературы и Интернет-сайтов, составление плана письменной характеристики героев



Викторина по книге А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

Конкурсы

Готовят устные и письменные ответы на вопросы, различные пересказы, обсуждают произведение, проводят устное иллюстрирование



«Великий сыщик Шерлок Холмс и другие» (обзор приключенческой и детективной литературы)

Обзор детективной литературы, главные имена писателей жанра. Качества, которыми обладал великий сыщик, привычки, помогающие размышлять, чем располагал к себе окружающих

Готовят презентации устные сообщения, участвуют в коллективном диалоге-обсуждении



Приключенческая, детективная литература

Обзор детективной литературы, главные имена писателей жанра. Качества, которыми обладал великий сыщик, привычки, помогающие размышлять, чем располагал к себе окружающих

Готовят презентации устные сообщения, участвуют в коллективном диалоге-обсуждении



Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях

Образы знакомых сказок в стихах поэта ХХ века. Роль приключений в жизни человека. Смелость, отвага, мужество как нравственная основа характера человека

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях

Синдбад ХХ века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что привнёс новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признали классическим произведением польской литературы

Выразительно читают, определяют личное отношение к прочитанному, дают устные ответы на вопросы с использованием цитирования



М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте»

Роль совета в жизни человека. Умение слушать и слышать

Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному, готовят устные и письменные ответы, решают тесты, работают в группах.



Урок-итог. Обзор книг для самостоятельного чтения

Организация летнего чтения

Выразительно читают, выражают личное отношение к прочитанному, готовят устные и письменные ответы, решают тесты, работают в группах





© 2010-2022