ФГОС. 5 класс. Урок русского языка на тему: Значение букв е, ё, ю, я. Правописание Ъ и Ь знаков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 98

Тема: ЗНАЧЕНИЕ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков.


Цели деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания учащихся о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать у пятиклассников навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука. Повторить и сформировать знания о правописании разделительных ь и ъ знаков.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции; уметь выполнять фонетический разбор таких слов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умения поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, исследовательский метод; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

uroki.net

zavuch.info

intergu.ru

akademius.narod.ru/vibor-rus.html

festival.1september.ru/subjects

som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. у А.Ю. Купалова.-17-е изд., стереотипн. - М. Дрофа, 2014.

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория Учеб. Для 5-9 класса общеобразовательных учредждений. М.:-2015 год.

Наглядно-демонстра-
ционный материал

Тексты на основе печатного материала.

Основные понятия
и термины

Орфограмма-буква


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Здравствуйте. Подготовьте свое рабочее место. Тихо садитесь.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие. Целеполагание

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний
и применение их в новых ситуациях.

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Сколько всего гласных звуков?(6)

_ Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько час тей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

- Почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука).

Какие буквы обозначают два звука? (Е,Ё,Ю,Я).

- Подумайте и скажите какова тема нашего урока?

(Значение букв е,ё,ю,я).

- Посмотрите внимательно на слова : подъезд, объявление, подъём, вьюга.

- Что обединяет все эти слова (в них есть Ь и Ъ знаки).

- О чем еще мы будем говорить сегодня на уроке?

(О разделительных мягких и твердых знаках).

Сформулируем цели нашего урока:

- ВЫЯСНИТЬ (значение букв е,ё,ю,я);

- УГЛУБИТЬ (знания по этой теме);

- УЗНАТЬ (когда пишется ь, а когда ъ знаки)

Выполняют

задания

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познаватель-
ные действия в материализованной и умственной форме;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

Устные ответы, вопросы для уточнения информации

3. Выявление места и причины затруднения.









4. Построение проекта выхода из затруднения





5. Физминутка

Взаимопроверка, беседа.






- Посмотрите на 1 задание.

- Перед вами стихотворение «Чудо на уроке».

- Кто является автором этих строк? (А. Барто)

- Что вы о ней знаете?

(Агния Львовна Барто (1906-1981) - русская детская поэтесса. Её стихи в нашей стране знает каждый ребёнок «Бычок», Зайка», «Мишка», «Любочка».)

- В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Агнии Барто.

Чудо на уроке

Я однажды ненароком

Задремала за уроком.

Мне уютно и приятно,

Я на лодочке плыву,

И одно мне непонятно,

Что во сне, что наяву.


Вдруг неведомо откуда

Раздается вдалеке:

- Шура Волкова,

к доске!


И вот тут случилось чудо:

Я на лодочке плыву

И во сне кувшинки рву,

А урок я без запинки

Отвечаю наяву.


Получила тройку с плюсом,

Но вздремнула я со вкусом.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Индивидуальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-
ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации.

«Дело было в январе

Стояла елка на горе…»;

«Началось катанье с гор,

не катается Егор».

- Какой вид разбора нужно произвести у выделенных слов?

(фонетический)

У доски 4 человека составляют фонетическую транскрипцию.

Обучающиеся записывают число, классную работу.

Выполняют задание в тетрадях.

-В каких позициях е, е, ю, я обозначают два звука?

(1. В начале слова (ёлка, я)

2. После гласных (отвечаю)

3. После ъ и ь знаков (катанье).

Но всегда ли буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.

- Посмотрите внимательно на доску.

Мел

Мед

Люк

Ряд

- Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е,ё,ю,я.

- Где стоят буквы е,ё,ю,я в словах данного столбика? (после согласного)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (один звук)

- Какие согласные стоят перед гласными звуками? (мягкие)

Сделаем вывод.

Если буквы е,ё,ю,я стоят после согласной, то они обозначают один звук и смягчают предшествующий согласный.

- Посмотрите на слова(см. выше) Понаблюдайте и скажите, когда пишется ь знак, а когда Ъ?

( После приставок на согласный перед буквами е,ё,ю,я пишется Ъ.

В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь.

- А теперь сравните свои выводы с теорией учебника.

- Правильный ли вывод вы сделали? (&40)

Хомка, хомка, хомячок…










Выполняют физические упражнения.




6. твор-

ческая практическая деятель-

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

контролирует правильность работы детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

Работают над составлением алгоритма; отвечают на вопросы, под руководством

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают

Вопросы для уточнения инфор-

ность

по реализации

построен-

ного про-

екта. Первичное закрепление материала.

и умственной деятельности учащихся.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.


Выполнение упражнения 462.

Запишем слова. Объясним орфограмму.



и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

мации

7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения



Тест по теме «Значения букв е,ё,ю,я.

Правописание ь и ъ знаков»

1. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) еж; 5) мед; 6) Яша; 7) ряд.

2. Укажите слова, где буквы е,ё,ю,я обозначают один звук:

1) съемка 2) сено 3) яма 4) сел 5) ёлка 6) пёс

3. Укажите слова, в которых после приставок перед буквами е.ё,ю,я пишется Ъ

1) под..езд 2) в..юн 3) медал..он 4) об..явление

Взаимопроверка. Выставление оценок.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Принимают участие в обучающей игре, выполняют задания теста, оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные работы

8. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Принимают участие в обучающей игре, выполняют задания теста, оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Оценивание учащихся за работу на уроке; листы обратной связи

9. Домашнее задание.


& 40.

  1. Задание повышенной сложности. Упр. 465

  2. Упр. 472.









© 2010-2022