- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ФГОС. 5 класс. Урок русского языка на тему: Значение букв е, ё, ю, я. Правописание Ъ и Ь знаков
ФГОС. 5 класс. Урок русского языка на тему: Значение букв е, ё, ю, я. Правописание Ъ и Ь знаков
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Заводчикова С.Л. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 98
Тема: ЗНАЧЕНИЕ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Правописание разделительных Ь и Ъ знаков.
Цели деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания учащихся о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать у пятиклассников навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука. Повторить и сформировать знания о правописании разделительных ь и ъ знаков.
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции; уметь выполнять фонетический разбор таких слов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умения поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы
обучения
Наблюдение над языком, исследовательский метод; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы
Интернет-ресурсы:
uroki.net
zavuch.info
intergu.ru
akademius.narod.ru/vibor-rus.html
festival.1september.ru/subjects
som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование
Учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. у А.Ю. Купалова.-17-е изд., стереотипн. - М. Дрофа, 2014.
Бабайцева В.В. Русский язык: Теория Учеб. Для 5-9 класса общеобразовательных учредждений. М.:-2015 год.
Наглядно-демонстра-
ционный материал
Тексты на основе печатного материала.
Основные понятия
и термины
Орфограмма-буква
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации совзаимодей-
ствия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово.
-Здравствуйте. Подготовьте свое рабочее место. Тихо садитесь.
Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах
Листы обратной связи
2. Актуализация
и пробное учебное действие. Целеполагание
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний
и применение их в новых ситуациях.
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- Сколько всего гласных звуков?(6)
_ Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько час тей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
- Почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука).
Какие буквы обозначают два звука? (Е,Ё,Ю,Я).
- Подумайте и скажите какова тема нашего урока?
(Значение букв е,ё,ю,я).
- Посмотрите внимательно на слова : подъезд, объявление, подъём, вьюга.
- Что обединяет все эти слова (в них есть Ь и Ъ знаки).
- О чем еще мы будем говорить сегодня на уроке?
(О разделительных мягких и твердых знаках).
Сформулируем цели нашего урока:
- ВЫЯСНИТЬ (значение букв е,ё,ю,я);
- УГЛУБИТЬ (знания по этой теме);
- УЗНАТЬ (когда пишется ь, а когда ъ знаки)
Выполняют
задания
Индивидуальная, групповая
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познаватель-
ные действия в материализованной и умственной форме;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.
Устные ответы, вопросы для уточнения информации
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Физминутка
Взаимопроверка, беседа.
- Посмотрите на 1 задание.
- Перед вами стихотворение «Чудо на уроке».
- Кто является автором этих строк? (А. Барто)
- Что вы о ней знаете?
(Агния Львовна Барто (1906-1981) - русская детская поэтесса. Её стихи в нашей стране знает каждый ребёнок «Бычок», Зайка», «Мишка», «Любочка».)
- В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Агнии Барто.
Чудо на уроке
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
- Шура Волкова,
к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Индивидуальная.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следствен-
ные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Вопросы для уточнения информации.
«Дело было в январе
Стояла елка на горе…»;
«Началось катанье с гор,
не катается Егор».
- Какой вид разбора нужно произвести у выделенных слов?
(фонетический)
У доски 4 человека составляют фонетическую транскрипцию.
Обучающиеся записывают число, классную работу.
Выполняют задание в тетрадях.
-В каких позициях е, е, ю, я обозначают два звука?
(1. В начале слова (ёлка, я)
2. После гласных (отвечаю)
3. После ъ и ь знаков (катанье).
Но всегда ли буквы е,ё,ю,я обозначают два звука.
- Посмотрите внимательно на доску.
Мел
Мед
Люк
Ряд
- Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е,ё,ю,я.
- Где стоят буквы е,ё,ю,я в словах данного столбика? (после согласного)
- Сколько и какие звуки они обозначают? (один звук)
- Какие согласные стоят перед гласными звуками? (мягкие)
Сделаем вывод.
Если буквы е,ё,ю,я стоят после согласной, то они обозначают один звук и смягчают предшествующий согласный.
- Посмотрите на слова(см. выше) Понаблюдайте и скажите, когда пишется ь знак, а когда Ъ?
( После приставок на согласный перед буквами е,ё,ю,я пишется Ъ.
В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь.
- А теперь сравните свои выводы с теорией учебника.
- Правильный ли вывод вы сделали? (&40)
Хомка, хомка, хомячок…
Выполняют физические упражнения.
6. твор- ческая практическая деятель- | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной | контролирует правильность работы детей. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом | Работают над составлением алгоритма; отвечают на вопросы, под руководством | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают | Вопросы для уточнения инфор- |
ность по реализации построен- ного про- екта. Первичное закрепление материала. | и умственной деятельности учащихся. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
| Выполнение упражнения 462. Запишем слова. Объясним орфограмму. |
|
| и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | мации |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Тест по теме «Значения букв е,ё,ю,я. Правописание ь и ъ знаков» 1. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) еж; 5) мед; 6) Яша; 7) ряд. 2. Укажите слова, где буквы е,ё,ю,я обозначают один звук: 1) съемка 2) сено 3) яма 4) сел 5) ёлка 6) пёс 3. Укажите слова, в которых после приставок перед буквами е.ё,ю,я пишется Ъ 1) под..езд 2) в..юн 3) медал..он 4) об..явление Взаимопроверка. Выставление оценок. | Выполняют задание, отвечают на вопросы. Принимают участие в обучающей игре, выполняют задания теста, оценивают свои знания, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменные работы |
8. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Принимают участие в обучающей игре, выполняют задания теста, оценивают свои знания, отвечают на вопросы | Оценивание учащихся за работу на уроке; листы обратной связи |
9. Домашнее задание. |
| & 40.
|
|
|
|
|