Урок по творчеству А. С. Грина «Алые паруса»

                 Урок по творчеству А.С.Грина «Алые паруса».   Тема: Символ мечты и веры в её исполнение. Цель урока: продолжать работу с учащимися по группам; помочь постичь романтическую        условность произведения; раскрыть символический смысл названия и особенности жанра; формировать навыки сопоставительной характеристикигероев, воспитывать оптимизм; активную позицию Словарная работа: 1.     Символ- ( от греч.  symbolon- «связь») – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок - исследование

по литературе с применением

интерактивных методов

по повести-притче

Э. Хемингуэя «Старик и море»









Урок - исследование по литературе с применением интерактивных методов.

Тема: Урок исследование по повести-притче Э. Хемингуэя «Старик и море».

Цель:

1. В процессе творческого обсуждения содержания повести-притчи
Э. Хемингуэя «Старик и море» подвести учащихся к выводу - эпиграфу урок к уроку.

2. Повторить литературоведческие понятия, художественно-выразительные средства (эпитеты), общеучебные навыки и умения (сравнение).

3. Продолжить работу по формирования навыка самостоятельной работы с книгой, с дополнительной литературой.

4. Продолжить работу по межпредметным связям, по дифференцированному обучению; по развитию творческих способностей с применением инновационных и интерактивных методов.

5. Воспитывать в учащихся чувство сопричастности к происходящему в произведении, позитивные морально-психологические качества.

6. Прививать любовь к классической литературе.

Оборудование: : мультимедийная доска, тексты произведения, дополнительная литература, портрет писателя, иллюстрации, картины с изображением моря, фон - музыка - шум моря, карточки с общеучебными умениями и навыками; памятки по рациональной организации самостоятельной работы с учебным материалом, карточки с вопросами для актуализации знаний, карточки с вопросами для метода «микрофон» (Приложение 2), карточки исследовательских групп по анализу содержания (Приложение 1, 2), по вопросам из теории литературы, эпиграф (на доске).

ХОД УРОКА:

  1. Слово учителя о теме, целях, эпиграфе.

Человек не для того создан,

чтобы терпеть поражения …

Человека можно уничтожить,

но победить его невозможно

(Э. Хемингуэй «Старик и море»)

2. Литературный диктант

Цель: проверить знания учащихся о жизненном и творческом пути писателя, где вместо цифр необходимо вставить определенные факты.

3. Работа по анализу повести-притчи

- Слово учителя: Мы живем в эпоху больших природных и человеческих катаклизмов: трагедия «Титаника» и «Чернобыля», гибель атомохода «Курск», эпидемии в Африке, забирающие жизни людей.

Человек теряет связь с природой, бездумно и бездушно относится к ней, а природа мстит за это человеку. Повесть Хемингуэя возвращает нас к извечным темам: «Человек и природа», «Место человека в природе», «Человек и человек».

- Так как это произведение в оригинале написано на английском языке, познакомимся с началом повести на двух языках.

- Наше исследование мы проведем по двум направлениям, создаются 2 исследовательские группы - каждая получает свою карточку с вопросами.

4. Беседа по воссозданию ассоциативных рядов с использованием «микрофона»

- Действующим лицом повести является также море, которое играет большую роль в жизни старика.

А каким оно бывает вообще? (использование наглядности - репродукции картины моря, музыкальный фон - шум моря)

- Какие мысли вызывает у вас вид спокойного, тихого моря?

- Вид разбушевавшейся стихии?

- Вид рыбаков, ловящих рыбу?

- Вид моря в разное время года, суток?

- Какие эпитеты вы можете определить?

- С какими строчками ассоциируются у вас эти картины?

1 группа: «Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые И

И блещешь гордою красой!...»

2 группа: Второе стихотворение «Два главных цвета»

Вывод: Разбушевавшаяся стихия вызывает у человека страх перед природой … Море может быть человеку другом, а может быть человеку и врагом.

5. Актуализация знаний учащихся при выполнении группами исследовательских заданий, связанных с теорией литературы (Приложение 4).

6. Общий вывод по теме урока.

7. Подведение итогов урока.











Приложение 1

Карточка для исследовательской группы № 1

Направление - «Человек и природа»

1. Каким мы видим старика?

2. В чем необыкновенность старика?

3. Одинок ли старик?

4. Как выражается поэтичность натуры старика?

Обобщающий вопрос

  1. Как же писатель раскрывает тему «Человек и природа» в повести-притче «Старик и море»?

Приложение 2


Карточка для исследовательской группы № 2

Направление - «Человек и человек»

1. Как раскрывается характер героя?

2. Что подтверждает, что старость это не препятствие, а новый виток связи человека с человеком, с окружающим миром.

3. Только ли о старике и мальчике идет речь в повести?

4. А не противоречит ли сказанному состояние одиночества героя?

Обобщающий вопрос

5. Какая же тема затрагивается Хемингуэем в отношениях старика и мальчика.

Приложение 3


Карточка с вопросами для метода «микрофон»


- Действующим лицом повести является также море, которое играет большую роль в жизни старика.

А каким оно бывает вообще? (использование наглядности - репродукции картины моря, музыкальный фон - шум моря)

- Какие мысли вызывает у вас вид спокойного, тихого моря?

- Вид разбушевавшейся стихии?

- Вид рыбаков, ловящих рыбу?

- Вид моря в разное время года, суток?

- Какие эпитеты вы можете определить?

- С какими строчками ассоциируются у вас эти картины?

Приложение 4


Карточки с вопросами для актуализации знаний


Вопросы для 1 группы:

1) Почему повесть называется «Старик и море»?

2) Особенности жанра повести-притчи.

Вопросы для 2 группы:

1) Композиция произведения (на какие части можно условно поделить повесть).

2) В творчестве каких русских писателей XX века раскрыта тема?










Урок по творчеству

А.С.Грина «Алые паруса»






Урок по творчеству А.С.Грина «Алые паруса».

Тема: Символ мечты и веры в её исполнение.

Цель урока: продолжать работу с учащимися по группам; помочь постичь романтическую условность произведения; раскрыть символический смысл названия и особенности жанра; формировать навыки сопоставительной характеристики героев, воспитывать оптимизм; активную позицию

Словарная работа:

  1. Символ- ( от греч. symbolon- «связь») - то, что служит условным знаком какого - нибудь понятия, явления, идеи.

Символ-образ. Голуб - символ мира. Парус - символ прекрасного будущего.

  1. Романтика- то, что содержит идеи и чувства эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально-возвышенному, мировоззрению.

  2. Феерия ( от франц. feerie, fee- фея, волшебница)

а) жанр театральных спектаклей , в которых для постановки фантастических сцен используются различные эффекты;

б) переносное значение- волшебное, сказочное зрелище.

4. Антитеза - резкое противопоставление двух проривоположных мыслей, образов, качеств.

5. Ассоль ( от испанс. « alsol, para el sol- к солнцу)

Оборудование: мультимедийная доска; рисунки из произведений « Алые Паруса», музыкальное оформление ( музыка из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь») ; микрофон.

Ход урока

Я понял одну нехитрую истину.

Она в том, чтобы делать чудеса своими руками

А. Грин

  1. Органицация класса

  2. Сообщение темы и цели урока

Работа по группам («кораблям»)

Задания:

А) 1. Капитан корабля «Юнга» (подготовить рассказ об Ассоль).

2. Капитан корабля «Победа» (подготовить рассказ о Грэе).

3. Капитан корабля «Парус» (сопоставить двух героев).

Б) Индивидуальное задание. Тесты по знанию текста «Алые паруса» А.Грина.

Проверка знаний текста

  1. Выберите из перечисленных персонажей героев повести «Алые паруса»:

а) Лонгрен в) Ассоль д) Грэй

б) Гез г) Проктор е) Меннерс

  1. Когда старик Лонгрен стал воспитывать свою дочь:

а) с рождения в) с 8 лет

б) с 8 месяцев г) с 15 лет

  1. Почему жители Каперны не любили Меннерса?

а) был угрюм, злым

б) отказал в помощи погибающему

в) воровал

г) делал фальшивые деньги.

  1. Кто предсказал Ассоль алые паруса?

а) Лонгрен в) Эгль

б) умирающая мать г) сон

  1. Что сделал в детстве Грей?

а) сбежал из дома

б) замазал на картине краской гвозди на распятом кресте

в) выпил вино из бочки с подвала

г) отдал деньги из копилки служанки.

  1. На каком корабле Грей «превращался» в капитана?

а) «Алые паруса» в) «Роза-мимоза»

б) «Ансельм» г) «Секрет»

  1. Как Грей первый раз увидел Ассоль?

а) на берегу продавали игрушки

б) спала на берегу

в) в трактире Меннерс покупала хлеб

г) тонула в шторм, спас её.

  1. Что оставил ей Грей в первую встречу?

а) цветок в) браслет

б) кольцо г) деньги.

  1. Сколько алого шелка купил Грэй на паруса?

а) 1000 м в) 2000 м

б) 5000 м г) 8000 м

  1. Что думал Пантеон, когда капитан Грэй вёл себя странно:

а) что он решил перевозить контробанду

б) что он влюбился

в) что он сошёл с ума

  1. Почему Лонгрен снова решил поступить на службу?

а) предложили выгодное место

б) нужно выезжать из Каперны

в) перестали покупать игрушки.

  1. Как отнеслись к появлению «Секрета» с алыми парусами жители Каперны?

а) с злобным испугом

б) с недоверием

в) с чувством радости за Ассоль.

В) Рассказ учащегося (краткая автобиография писателя).

ІІІ. Объяснение темы урока.

  1. Слово учителя с элементами беседы.

Мечтатель Александр Грин создал в своих рассказах и повестях особую страну Гренландию. Сам писатель не только верил в существование этой страны, но и прекрасно знал её географию. Помните Зурбаган, Каперна, Лисс, Гелью-Гью - всё это оттенки Севастополя. Он даже создал карту страны Гренландии. (карта - на доске). Знойные города у синего моря, построенные на белой каменистой земле. Эта страна, сотканная из неуловимых сновидений, была частью его внутреннего мира.

- Что означает море у Грина? (вопрос к учащимся).

Море у Грина - это не только место действия его произведений, это образ, который обозначает символ, олицетворяющий силу, беспредельность и мощь человеческого духа. Не случайно все любимые герои - это добрые и отважные капитаны, у которых вся ценность жизни выражается формулой романтики: «власть природы, свет далёкой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой, увлекательное кипение встреч, лиц, событий».

(Проверка тестов)

- Какова основная тема произведения? (вопрос к учащимся).

Тема морской романтики, тема моря, тема веры в мечту прекрасного будущего.

  1. Определение смысла названия.

Основным художественным приёмом автора в произведении является антитеза. Автор уже в название произведения вносит скрытую антитезу.

Беседа с учащимися

- Давайте поразмышляем о парусах.

- Какие обычно бывают паруса? (из грубой парусины серого цвета)

- А здесь какие? (алые и шёлковые)

- Можно ли сшить такие? (конечно)

- Но часто ли встретишь такое желание, расточительство?

- Зачем оно? Это чудо? (да, но рукотворное чудо)

Великое множество раз писатели употребляли в литературе образ паруса.

- Какова его символика? (паруса уносят в неизвестные дали, где ждет прекрасное будущее).

3. Каков же жанр произведения?

Феерия (обращение к справочнику на доске).

- Много ли волшебного, сказочного в этой повести? Приведите примеры. Встреча с волшебником.

4. Ролевая игра. (Сценка из произведения «Встреча Ассоль с волшебником»).

... Как зовут тебя, крошка? - спросил Эгль.

- Ассоль, - сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Что у тебя в корзинке?

- Лодочки, - сказала Ассоль, встряхивая корзинкой, - потом пароход да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.

- Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?

- Ты разве видел? - с сомнением спросила Ассоль. Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?

- Я это знал.

- А как же?

- Потому что я - самый главный волшебник.

- Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов: на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй Ассоль! - скажет он. - Далеко- далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

5. Слово учителя.

Это ещё одна история Золушки. Она всегда сказочна, празднична. Среди бесцветных будней Ассоль верила в чудо? Сбылась ли её мечта?

Работа в группах

І группа - корабль «Юнга» (рассказ об Ассоль)

6. Работа с эпиграфом.

- Кто сказал эти слова?

- Можно ли продолжить этот эпиграф.

«Но есть ещё такие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть ими - значит владеть всем».

- Кто осуществил мечту Ассоль о чуде?

ІІ - группа - корабль «Победа» (рассказ о Грэе)

- Мы с вами подробнее узнали о главных героях нашего произведения.

ІІІ - группа - корабль «Парус» (сопоставительный анализ двух героев).

Что такое антитеза? (Резкое противопоставление двух противоположных мыслей, образов, качеств.)

Грэй

Ассоль

богатый

воспитанием занималась мать

дружба с бедными детьми служанок (потом одиночество:

отец отстранил детей из замка)

активный (стремился к цели)

бедная

воспитанием занимался отец

не дружила ни с кем (хотя хотела)

пассивная (ожидающая счастье)

- А если было бы всё наоборот, смогла бы осуществиться мечта Ассоль?

- Говорят, у всех влюбленных есть общие черты. Найдите общие черты, присущие и Ассоль и Грэю.

7. Обобщение.

Только такой человек, как Грэй, мог осуществить мечту, но для достижения её он прошёл через каторжный труд, возмужал телом и душой, и «выпил своё вино».

- Вспомните, что было написано на бочонке? («Меня выпьет Грэй, когда будет в раю»).

Только такой человек, как Грэй, мог осуществить мечту, оценить Ассоль и понять, что её любовь и есть тот самый рай! Высокие и прекрасные мечты достигаются высокими и прекрасными средствами.

  1. Написание сочинения - миниатюры на тему: «Может ли человек жить без высокой мечты?» (звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»).

  2. Подведение итогов урока.

  3. Домашнее задание даётся по уровням:

а) подготовить рассказ о главных героях (для учащихся среднего уровня);

б) написать сочинение на тему: «Моя будущая мечта» (для учащихся высокого уровня);

в) составить план добрых дел на неделю (для учащихся низкого уровня).


© 2010-2022