Лингвистический анализ текста 9 класс

Разработка урока по русскому языку в 9классепо теме «Лингвистический анализ текста»Цели урока:- содержательная: с помощью практическихзаданий обеспечить понимание учащимися функции лингвистических средстввыразительности. - деятельностная: формировать у учащихсянавыки использования лингвистического материала для написаниясочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания известных ученых,писателей, при выполнении задания С2 экзамена по русскому языку в 9 классе. - развивающая: формировать ключев...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку в 9 классе

по теме «Лингвистический анализ текста»

учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»

г. Верхний Уфалей Челябинской области

Власовой Натальи Александровны

Цели урока:

- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися функции лингвистических средств выразительности.

- деятельностная: формировать у учащихся навыки использования лингвистического материала для написания сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания известных ученых, писателей, при выполнении задания С2 экзамена по русскому языку в 9 классе.

- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную

На данном уроке дети должны:

- усвоить понятие «лингвистические средства выразительности»

- усвоить алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание С2 экзамена по русскому языку в 9 классе)

- попробовать практически применить полученные знания на примере текста Ю. О. Домбровского, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского

Содержание учебного материала:

Лингвистические средства выразительности

Единица содержания образования:

алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание С2 экзамена по русскому языку в 9 классе)

Оборудование: АРМ, раздаточный материал (см. Приложения)



Ход урока

Подготовительный этап

Шаг 1 - мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

1. Приветствие учащихся, проверка учебных принадлежностей, запись числа - на доске

2. Вопросы для обсуждения:

- перед вами высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

- запишите его с красной строки в тетрадь (К. Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом») - на слайде

- рядом напишите, как вы поняли это высказывание

(спросить несколько человек)

Шаг 2 - рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

1. Задание:

Перед вами слово «сочинение», охарактеризуйте его с точки зрения разных разделов языка - на доске

(фронтальный опрос)

сочинение

Лингвистический анализ текста 9 классЛингвистический анализ текста 9 классЛингвистический анализ текста 9 классЛингвистический анализ текста 9 класс


9 б., сущ. ср. р., подлежащее вид письм.

10 зв., ед. ч., И. п. работы

5 слогов 2 скл.

2. Вопросы для обсуждения:

- какой раздел науки о языке изучает части слова? (морфемика) - на доске

- какой раздел науки о языке изучает звуки, буквы? (фонетика, графика) - на доске

- какой раздел науки о языке изучает части речи? (морфология) - на доске

- какой раздел науки о языке изучает члены предложения? (синтаксис) - на доске

- какой раздел науки о языке изучает значение слов? - (лексика) на доске

- а как называется сама наука о языке? - на доске

- сегодня мы будем работать не с одним словом, а с целым текстом, анализировать его. Попробуйте сформулировать тему урока, при этом учтите сделанный сейчас вывод о науке о языке (Лингвистический анализ текста) - на доске, в тетрадь

(попросить озвучить 1-2 человек)

Шаг 3 - постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

1.Вопросы для обсуждения:

- еще раз внимательно посмотрите на тему урока и поставьте для себя цели (вспомнить лингвистические термины, применить их при анализе текста) - в тетрадь

(попросить озвучить 1-2 человек)

Основной этап.

Шаг 4 - разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство…)

1.Вопросы для обсуждения:

- как вы думаете, для работы с каким текстом нам могут пригодиться названные вами лингвистические термины?

- вспомните формулировку задания С2 на экзамене по русскому языку в 9 классе - на слайде и в раздаточном материале

- вспомните критерии оценивания задания С2 - на слайде и в раздаточном материале

- вспомните план построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на экзамене - на слайде и в раздаточном материале

Шаг 5 - реализация готового проекта - открытие новых знаний

1.Вопросы для обсуждения:

- перед вами текст, прочитайте его - в раздаточном материале

- итак, продолжаем запись. Ваша задача доказать правильность слов Паустовского на примере прочитанного текста Ю. О. Домбровского. Добавьте в первую микротему ещё одно предложение-«мостик»

(спросить 2-3 человек)

Шаг 6 - первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Вопросы для обсуждения:

- переходим ко второй микротеме. Здесь вы должны привести первый аргумент, при этом дать к нему комментарий. Давайте проанализируем 1 абзац текста с точки зрения разных разделов лингвистики. (выразительное чтение учителем)

- на какие слова вы обратили внимание, чем они интересны для понимания текста?

(спросить несколько человек, выбрать наиболее удачный пример на усмотрение учителя)

- прокомментируйте пример во второй микротеме.

(спросить 2-3 человек)

Заключительный этап - применение и рефлексия.

Шаг 7 - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Вопросы для обсуждения:

- попробуйте самостоятельно найти в тексте и прокомментировать второй аргумент. Запишите его в новой микротеме. (2-3 мин.)

(спросить несколько человек)

- переходим к последней микротеме. Здесь вы должны написать заключительное предложение: сделать вывод, который бы перекликался с «мостиком» из первой микротемы. (1-2 мин.)

(спросить 2-3 человек)

Шаг 8 - включение в систему знаний и повторение

1.Вопросы для обсуждения:

- назовите еще раз тему сегодняшнего урока («Лингвистический анализ текста»)

- вспомните, какие цели вы для себя ставили (вспомнить лингвистические термины, применить их при анализе текста)

- что вы на уроке делали, чтобы достичь поставленных целей? (проанализировали слово с точки зрения разных разделов лингвистики, вспомнили формулировку задания С2 на экзамене по русскому языку в 9 классе, критерии его оценивания и план написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, провели лингвистический анализ текста Ю. О. Домбровского. написали сочинение-рассуждение по высказыванию К. Г. Паустовского)

Шаг 9 - рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся

- поблагодарить и похвалить учащихся за проделанную работу и предложить оценить свои сочинения-рассуждения по критериям оценивания (спросить несколько человек)

- запись домашнего задания

Приложение I

Лингвистический анализ текста 9 класс

Лингвистический анализ текста 9 класс








Приложение II

План написания сочинения-рассуждения

1 микротема: - тезис

- обоснование

- «мостик»

2 микротема: аргумент 1 + комментарий

3 микротема: аргумент 2 + комментарий

4 микротема: заключение








© 2010-2022