Статья на тему: Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языку

Современная школа – это школа, в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим человеком, способным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Активные формы обучения, где увеличен вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляют индивидуальный подход и развивают творческие способности каждого ученика. Активность или пассивность занятия определяются не видом ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языку.
Пилипенко И.В.
учитель русского языка и литературы
МКОУ Заброденская СОШ
Человеческая сила, природное чувство,
природный и острый ум как результат
любого метода обучения для меня
являются единственным критерием
оценки его внутреннего достоинства.
И.Г.Песталоцци

Современная школа - это школа, в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим человеком, способным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Активные формы обучения, где увеличен вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляют индивидуальный подход и развивают творческие способности каждого ученика. Активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащегося. Каждый урок надо сделать активным, побуждающим к умственной деятельности. Для этого есть богатые возможности: самостоятельная работа, проблемные упражнения и задания, исследовательские проекты, наглядность и ИКТ.

Самостоятельная работа учащегося на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у школьников самостоятельности мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции. Упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют ученика в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.

Использование наглядности, ИКТ также дают возможность раскрыться «личным мотивам и целям учения» и одновременно сделать личностно значимым для учащихся изучаемый в школе материал. При этом надо опираться на элементарную логику. Все познается в логическом соответствии. Реальным знанием является только осознанное знание.

Моя концепция основывается на элементарной логике мышления; самостоятельной работе учащихся; внимании к личности учащегося, его возрастным и психологическим особенностям; использовании проектной технологии, ИКТ . Важнейшими целями своей работы я считаю раскрытие практической значимости знаний, развитие навыков самостоятельной, исследовательской работы, развитие творческих способностей учащихся, формирование умений защитить свои решения и мнения.

В чем я вижу секреты успеха урока?

В активизации умственной деятельности учащихся, в наличии элементов обучения приемам анализа материала, внесении элементов, пробуждающих интерес к работе. А также в четкости заданий и наличии обратной связи, в дифференцированности заданий, использовании компьютерных технологий и интернет-ресурсов. Ведь совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходят за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий. Все шире используется виртуальная коммуникация. Самостоятельная работа школьника, его работа в группе, обмен материалами с учителем и другими партнерами проходят и через интернет. Необходимо научить детей умело им пользоваться.

Активизация умственной деятельности учащегося в изучении русского языка должна опираться на элементарную логику. «Все познается в логическом соответствии» (Ф.Ф.Авдеев. Трудные случаи преподавания русского языка). Реальным знанием является только осознанное знание, что объясняется логикой. Как доказали ученые, способность человеческой речи заложена в ДНК. Человек должен это реализовать. Наша задача, как преподавателей, в этом помочь своим ученикам

2.1.Одним из средств активизации умственной деятельности учащихся, готовности к принятию решений с опорой на логику, является самостоятельная работа учащихся. К организации самостоятельной работы на уроке предъявляется ряд требований:

1)обеспеченность активной умственной деятельности ученика за счет заданий, требующих размышления, сопоставления разных языковых фактов, привлечения ранее изученного материала, 2) обобщения известного и т.д. Активную умственную деятельность обеспечивает также дидактический материал, чаще всего выводимый с помощью проектора на экран, содержащий достаточно трудные примеры, анализ которых «приводит в движение» знания, полученные ранее и умения, сформированные при изучении предшествующего материала. Примером может служить следующее задание в 6 классе:

Тема: «Словообразование и орфография».

Задание: вспомните, когда пишутся з и с на конце приставок, сформулируйте правило, спишите и обозначьте орфограммы на месте пропусков.

1. Так и в..дулись сердитые волны. 2. И..пугался старик, в..молился. 3. Ра..бранила меня моя старуха. Не дает старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем ра..кололось. (А.С.Пушкин.)

3)наличие в задании элементов обучения школьников приемам анализа материала, решения определенной языковой задачи. В результате выполнения работы учащиеся должны продвинуться в осознании способа действия, характера и последовательности операций, которые необходимо выполнить, чтобы правильно решить задачу. С этой целью целесообразно в ходе самостоятельной работы давать учащимся различные опорные записи (на экране проектора), содержащие «ключ» к заданию, перечень в нужной последовательности операций, необходимых для правильного ответа, образцы выполнения заданий, алгоритмы и т.д. Например:

Поливать Глагол 1 спр, значит - ет

Кормить Глагол 2 спр, значит - ит

3) внесение в задания элементов, пробуждающих интерес учащихся к работе, желание выполнить ее. При малой информативности нашего предмета (а на нее легче всего опираться учителю в пробуждении интереса) на уроках русского языка используется с этой целью такое средство, как занимательные задания. В этом очень большую помощь оказывают возможности использования ИКТ. Например, проект С.Н.Знаменской и Якушевой Е.А. «Занимательный русский язык». Здесь в игровой форме повторяется практический материал, усваиваются знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно, вырабатывается способность себя оценивать.

Например, цель игры "Винни-Пух в стране Орфографии" - дать возможность учащимся проверить свои знания, увидеть результат работы;

обратиться кСтатья на тему: Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языку своду правил по орфографии.

Цель игры "Путешествие в страну Морфологию" повысить интерес учащихся через игровую деятельность к предмету «Русский язык», разнообразить лингвистические задания на уроках русского языка.

Статья на тему: Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языку

Однако только с помощью этих заданий нельзя построить обучение (они не обеспечивают необходимой тренировки). Поэтому интерес к работе обеспечивается главным образом практической значимостью задания для ученика и мотивированностью деятельности. Она может быть вызвана интересной интеллектуальной задачей (так называемым нестандартным заданием), или задачей речевой (с использованием различных ситуаций общения), или обращенностью самой формулировки к личности ученика: «Как ты думаешь?», «Умеешь ли ты различать?» и др. Например:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА (к уроку в 6 классе по теме «Имя существительное».)

Можно ли существительное дом переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и сохраняя мужской род, оно приобрело окончания - а, - е, - о.

Ответ: домина, домище, домишко

Использование этих средств заставляет ученика активно работать, пробуждает внимание и желание правильно выполнить задание до конца.

4)четкость, целеполагающая направленность формулировки задания, позволяющая учащимся понимать логику и цель работы. Это требование обеспечивает сознательность деятельности ученика, помогает освоению последовательности операций при анализе языка и применении правил. Например, задание к уроку на тему: « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Повторение изученного».

Найдите антонимичные пары.

1)хоть иголки собирай 1) ни зги ни видно

2)заваривать кашу 2) воспрянуть духом

3)по чайной ложке 3) на ночь глядя

4)коломенская верста 4) от горшка два вершка

5)чуть свет 5) как кошка с собакой

6)повесить нос 6) одним духом

7)жить душа в душу 7) расхлебывать кашу

8)сидеть сложа руки 8) не покладая рук

5)наличие обратной связи, необходимой для руководства учеником и корректировки его деятельности. Обратная связь осуществляется обычно двумя способами: или путем коллективной (фронтальной) проверки выполнения задания, или путем проверки его учителем. Практикуется также взаимопроверка заданий путем обмена тетрадями, при которой повышается активность учащихся, более эффективно формируется «корректорская зоркость». Иногда практикуется самопроверка заданий с применением «проверочных карточек» на проекторе, где дается «ключ» к выполнению упражнения или полный ответ. Использование этих карточек способствует формированию навыков самоконтроля, которые являются необходимым компонентом любой самостоятельной деятельности. Примером может служить задание по орфографии в 6 классе.

На экране проектора карточка с заданием: переписать, вставляя пропущенные орфограммы.

Мягкая ш..рстка, осторожный ш..рох, ОК Исключения:

железная реш..тка, ж..лтый одуванчик, крыжовник,

поч..тный пенсионер, колючая ветка шов, шорох

крыж..вника, крепкая беч..вка, жужжание капюшон

пч..л, ч..рный капюш..н.

Затем проводится самопроверка задания по карточке на экране проектора:

Мягкая шерстка, осторожный шорох, ОК Исключения:

железная решетка, желтый одуванчик, крыжовник,

почетный пенсионер, колючая ветка шов, шорох

крыжовника, крепкая бечевка, жужжание капюшон

пчел, черный капюшон.

2.2 Использование ИКТ.

Дифференцированность заданий, учитывающая их доступность, посильность, «зону ближайшего развития» данного конкретного ученика обеспечивает индивидуализацию обучения.

Для успешного выполнения этих требований недостаточно доски и мела, карточек. Мною используются разнообразные пособия («1С Морфология», электронные пособия «Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия» и другие), но они не всегда отвечают конкретным целям и задачам урока. Поэтому возникла необходимость создания электронной рабочей тетради. Таблицы и задания, упражнения и тесты составлены в соответствии с темами уроков в 6 классе. В «Рабочей тетради» даются задания по комплексному анализу текста, игровые задания, словарные слова (некоторые с толкованием и этимологией), порядок разборов, задания к самостоятельной работе и по развитию речи учащихся, презентации, которые делают урок более красочным и интересным. Дополнительные задания к контрольным диктантам, выведенные с помощью проектора на экран, позволяют значительно сэкономить время. Интерактивные диктанты, составленные непосредственно по теме или по результатам работы над ошибками, позволяют более эффективно отрабатывать навыки грамотного письма. Это особенно важно в младших и средних классах.

«Рабочая тетрадь» содержит разнообразные упражнения, выполнение которых будет способствовать пониманию сущности языка. Непонимание оттенков значения слов влечет за собой неправильное употребление их, поэтому в пособии уделено внимание и работе над значением слов и морфем, что раскрывает словообразовательные возможности и лексическое богатство русского языка. Предлагаем один из уроков из этой тетради. Все этапы урока проецируются на экран.

Урок №12.

Тема: «Лексика. Повторение изученного в 5 классе».

1.Тренировочные упражнения.

а). Запишите предложения, учитывая лексическое значение слов при подборе проверочного.

«Пос..ди со мной рядом», - пригласил меня пос..девший от старости Степан.

«Разр..дить ружья!» - приказал командир.

б). Прочитайте стихотворение, выпишите синонимы к глаголу мёрзнуть.

- Какова их роль в тексте? Запишите антонимы к разным значениям многозначного слова бедный.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки,

Надо согреться

Бедной осинке.

Ответ: В стихотворении употребляются глаголы-синонимы: зябнуть, дрожать, стынуть, мерзнуть. Они используются в качестве однородных членов, и благодаря этому достигается особая выразительность.

Бедный- 1) неимущий; 2) несчастный, жалкий. Антонимы: бедный-богатый; бедный-счастливый. В тексте слово бедный употреблено во втором значении.

2.Словарная работа: поражать, поражение, бордовый, экономить.

Бордовый. От слова бордо (франц.) «темно-красный».

Экономить. От слова экономия (греч.) «управление хозяйством».

3. Задание на дом: упр.53, выучить словарные слова.

2.3 Создание проблемной ситуации на уроке.

Формированию умственной и познавательной активности учащихся служит и создание проблемной ситуации на уроке. Почти каждый урок начинаю с разминки: речевой, орфографической, синтаксической, пунктуационной и т.д. Пример «Разминки» к уроку по теме: «Правописание гласных в корне слова» в 5 классе.

Задание для разминки: объяснить правописание безударных гласных в корнях слов, обратить внимание на их значение.

ч..стота эксперимента - ч..стота волн

разр..дить атмосферу - разр..дить посевы

спл..тить друзей - запл..тить долг

спуститься в долину - быть вд..леке от дома

сп..шите видеть - сп..шите данные

2.4 Проектная методика.

В последние годы просходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Любовь к родному языку воспитывается, прежде всего, через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на школьном уровне, так и во внеклассной работе.

Проект является не только действенным средством развития интеллектуальных способностей учащихся, но и средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся. Они учатся работать с научно-популярной литературой, словарями, справочниками, участвуют в работе факультативов, лингвистических кружков, научно-практических конференциях. Основным содержанием учебной работы становится творческая деятельность. Примером могут служить Проекты учеников 6 класса: Крамина Дмитрия («Культура речи. Употребление форм числа, рода и падежа имен существительных».) и Петрухненко Дарьи («Роль фразеологизмов в русской стилистике»). (Приложение в электронном варианте)

2.5 Внеурочная деятельность.

Немаловажную роль в активизации умственной деятельности учащихся играют и внеурочные мероприятия. Для этого устраиваются «Фольклорные фестивали» (знакомство не только с фольклором, но и с русским народным языком), «Брейн-ринги по русскому языку», «Филологические рулетки», турниры знатоков «Самый умный», викторины и «Почемучки». (Приложения)

Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Это и подготовка к участию в предметных олимпиадах и выполнение творческих заданий к урокам или на конкурс.

Таким образом, работа по формированию у учащихся умений и навыков: слушания (понять тему сообщения, логику рассуждения, выделить главное, отметить ключевые слова), чтения (работа с учебником, анализ построения статьи теоретического характера), говорения (умения строить ответ в определенном стиле, составлять и использовать простой и сложный план), письма и совершенствования устного и письменного высказывания строится на единой позиции: усвоенное знание - это хорошо понятое, осознанное знание.

Большое внимание при разработке уроков уделено разъяснению лингвистических терминов, систематизации теоретических сведений, составлению схем, таблиц, презентаций и их эффективному усвоению.

Результативности уроков способствует логика их построения, прогнозирование трудностей при усвоении учащимися учебного материала и создание условий для их преодоления, чередование устных и письменных заданий, взаимосвязь коллективных, групповых и индивидуальных видов работы.

Учитывая направленность уроков на развитие познавательной активности учащихся, дается материал для наблюдений над языком и организуется поисковая деятельность учащихся. В систему упражнений включаются изложения и сочинения, подчиненные формированию коммуникативных умений. Все это создает благоприятные условия для формирования культуры умственного труда, навыков самообразования, учебных умений, таких, как умение пользоваться словарем, составлять план текста, умение выделять мысль в исходном тексте, составлять таблицы.

Таким образом, решаются большие образовательно-воспитательные задачи.

Результатом такой работы стали победы учеников на районных, областных и дистанционных международных конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Много побед учащихся и в творческих конкурсах. Это и сочинения, и статьи в газету. Отрадно отметить, что выпускник 2005 года, Киркаленко Евгений, занял призовое место в Олимпиаде по русскому языку ВГТУ, уже являясь студентом этого вуза (школу он закончил с золотой медалью).

Для того чтобы подготовить выпускников к ЕГЭ, был разработан учебно-методический комплекс «Углубление и систематизация знаний по русскому языку на основе повторения блоками». Факультативные занятия по комплексу дали хорошие результаты не только на ЕГЭ, но и при сдаче письменного экзамена по русскому языку и литературе.

Учителю всегда важно разрешить вопрос об эффективности используемой методики. Перед нами объективная картина продвижения учащихся в усвоении учебного материала.

Результаты проверочно-обобщающего урока с традиционными заданиями. Количество учащихся: 20человек - 7 класс.

Статья на тему: Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языкуРезультаты после проведения урока с использованием предложенных форм и методов

Статья на тему: Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языку

Статья на тему: Активизация умственной деятельности учащихся как один из способов обучения русскому языку

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Васильева Е.В. Развитие способностей учащихся при проведении нестандартных уроков., Воронеж, 1991.

2.Знаменский С.Н., Якушева Е.А. Пособие-практикум «Занимательный русский язык». Сайт в Интернете «Фестиваль педагогических идей».

3.Линдман-Орлова Г.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 2002.

4.Обучение для будущего. Основной курс., под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С., М., 2006.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О результатах итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ выпускников Х1 классов

Учебный год

Кол-во всех выпус-ов

Кол-во сдававших ЕГЭ

% сдававших

Получили

«5»

%

«4»-«5»

%

2003-04

65

34

52

1

2

26

40

2004-05

18

11

61

1

9

4

36

2005-06

58

42

72

5

12

21

50

2005-2006 уч.год Дорохов Ал. - 93 балла

О получении золотых и серебряных медалей выпускниками Х1 классов

Учебный год

Кол-во

вып-ков

Кол-во медалистов

Ф.И.О. медалистов

Медаль

Поступление в ВУЗы

2001-2002

41

3 (7%)

Журавлев В.И.

Шмигирилов Р.Н.

Фоменко Е.А.

Серебро

Серебро

Серебро

ВГПУ физмат

ВГУ юридич.

ВГТУ эконом.

2003-2004

65

3(5%)

Колодяжная О.Н.

Демидова О.В

Новиченко Л.С.

Серебро

Серебро

Серебро

ВГУ юрфак

ВГУ экономфак

ВГУ экономфак

2004-2005

18

3 (17%)

Киркаленко Е.И.

Перцева Е.С.

Селиванова О.А.

Золото

Золото

Серебро

ВГТУ

ВГУ РГФ

Моск.акад.налог.сл.

2005-2006

58

3 (5%)

Дорохов А.В.

Скоробогатов В.Г.

Панченко Е.С.

Серебро

Серебро

Серебро

ВГУ

ВИМВД

ВГУ


О получении призовых мест на районных олимпиадах по русскому языку учащимися

Учебный год

Ф.И. ученика

Класс

Результат

1999-2000

Пилипенко В.

11

Лучший результат

2001-2002

Фоменко Е.

11

3 место

2003-2004

Колодяжная О.

11

3 место

2004-2005

Перцева Е.

11

3 место

2005-2006

Панченко Е.

11

2 место

Киркаленко Е. (выпускник 2005 г.) занял 1 место в олимпиаде по русскому языку в ВГТУ

Об уровне учебных достижений обучаемых за последние 3 года

Учебный год

Класс

Предмет

Успеваемость, %

Качество знаний, %

2003-2004

10 Г

Русский яз.

100 %

94 %

2004-2005

11 Г

Русский яз.

100 %

94 %

2005-2006

11 Б

Русский яз.

100 %

79 %

2006-2007

10 Б

5 А

Русский яз.

Русский яз.

100 %

100 %

68 %

86 %





19

© 2010-2022