Урок-презентация книги Бориса Васильева Не стреляйте белых лебедей

Эпиграф                   неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть , кажется, исчезнуть в прикосновении с природой-этим непосредственным выражением красоты и добра. Л.Толстой. Цель обучающая: расширение читательского кругозора, знакомство с повестью, проблематикой и идейной направленностью, героями книги. Развивающая: развитие связной письменной речи учащихся Воспитательная: вос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-презентация

книги Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей» Странный человек Егор Полушкин.

Эпиграф неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть , кажется, исчезнуть в прикосновении с природой-этим непосредственным выражением красоты и добра. Л.Толстой.

Цель обучающая: расширение читательского кругозора, знакомство с повестью, проблематикой и идейной направленностью, героями книги.

Развивающая: развитие связной письменной речи учащихся

Воспитательная: воспитание любви к природе, развитие в детях стремления быть добрее, порядочнее, иметь красивую душу, светлые мысли.

Сегодня у нас презентация книги Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». Не случайно после изучения творчества А.П. Чехова мы знакомимся с повестью Б.В. Этих писателей сближает много общего: их желание видеть жизнь прекрасной, а людей добрыми, порядочными, духовно богатыми, живущими в гармонии с природой, умеющими понять ее, любить, ценить неповторимую красоту окружающего мира. В сближении человека с природой оба писателя видели взлет духовного, доброго. Оба они говорили об очищающем и обогащающем влиянии природы на человека.

Поэтому своеобразным мостиком от одного писателя к другому, вступлением к нашему уроку пусть послужит отрывок из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», монолог Астрова о лесе.

Сто лет прошло, как написаны эти строки. Но как свежо они звучат сегодня. Эта просьба писателя повернуться лицом к природе, полюбить ее ,не быть равнодушными и ленивыми по отношению к той, что дала нам, людям, жизнь, к прирде-матери. Об этом же пишут и современные писатели: В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В.Белов. Об этом же повесть Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей».

С Б. В. Мы знакомы, если не по книгам, то уж фильмы, снятые по его произведениям, видели все. Это и «А зори здесь тихие», и « В списках не значился».Очень популярны рассказы «Суд да дело», «Вы чье, стричье», «Летят мои кони».

Инд. Сообщение. Информация об авторе.

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.

В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю , на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так раз оно не этак».

О человеке судят по его делам, поступкам. Давайте послушаем несколько сцен из повести и постараемся представить, что же за человек Егор Полушкин, почему он казался таким странным для окружающих. Выступления учащихся.

Вопросы для обсуждения.

  1. Каким человеком вы представляете Е.П.?

  2. Почему он казался странным для окружающих?

  3. Что привлекает вас в Е.П., а что вам в нем не нравится?

  4. В чем смысл жизни человеческой? Как об этом говорит Б.В. На примере жизни главного героя?

Прежде чем ответить на 4 вопрос, я предлагаю вам послушать отрывок из повести «Летят мои кони». Обсуждение.

  1. Докажите примерами из текста, что жизнь Егора не заключилась в рамки абсолютного времени( родился-умер).

  2. Что обессмертило его имя.

Есть в повести еще действующие лица. Например, Федор Бурьянов. Над ним не смеялись, его побаивались, считали хозяином. Это к нему можно отнести слова Л. Толстого.(эпиграф) Сообщение уч-ся.

Перед вами еще одна жизнь, одна семья. Как страшно, что такие Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Бурьянов черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Чехов, и Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыб, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек. губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Отцы и дети в романе. Сообщение уч-ся.

В заключение хочется пожелать вам всем прочитать повесть и напомнить: любите мир, который породил нас, делайте его еще прекрасней. Будьте и сами духовно богаче, чище. Постарайтесь прожить так, чтобы оставить след на земле, чтобы ваша жизнь не уместилась в скорбные рамки абсолютного времени, а продолжалась бы в ваших делах и памяти людей.

© 2010-2022