- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспекты по русскому языку на тему
Конспекты по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Н.А. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Уроки по русскому языку в 7 классе специальной ( коррекционной) школы III -IV вида
Учитель Н. А. Макарова
Тема: Развитие речи. Описание внешности человека.
Цели:
Обучающие: дать понятие о словесном портрете; закреплять навыки выделения причастных оборотов в тексте.
Развивающие: развивать навыки монологической речи; воображение.
Коррекционная: обогащать представления учащихся о внешности человека; совершенствовать мыслительную деятельность.
Воспитательная: воспитывать интерес к получению новых знаний и стремлению их применять.
Материальное обеспечение:
-
Учебник по русскому языку для 7 класса. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. М. « Просвещение».
-
Аудио словарь
-
ПК
-
Наборы карточек для игры « Деформированный текст».
ХОД УРОКА 1
-
Организационный момент
-
Лингвистическая разминка
- Объясните лексическое значение слов и составьте словосочетания с ними.
Внешность, смуглый, характер
-
Проверка домашнего задания
Упр. 90, комментированное чтение, объяснение орфограмм.
-
Работа по теме урока.
Слово учителя.
Каждому из вас приходилось слышать или читать, как описывают внешность человека. Обычно это делают тогда, когда пытаются рассказать кому-нибудь о человеке.
( Сообщение темы и цели урока)
С чего мы начинаем описание? Обычно с лица человека. Недаром существуют выражения потерять лицо, не потерять лицо, не ударить лицом в грязь. Именно лицо прежде всего говорит о человеке. Главное в лице - глаза.
Также важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. А может, он стесняется своего высокого роста? Худой человек или полный, опрятный или неряшливый - все это может рассказать о его характере и привычках.
Манера говорить тоже очень важна. По ней можно узнать, открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся.
Итак, описание внешности не только передает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.
-
Работа по учебнику.
Упр. 92 - обсуждение вопросов
Гимнастика для глаз ( см. Приложение)
-
Закрепление изученного материала
1.Устное задание
Описание внешности играет важную роль в характеристике литературных героев.
- Описание внешности каких героев вы помните? Постарайтесь восстановить в памяти портреты героев.
2. Работа по учебнику
Упр. 94 - выразительное чтение, обсуждение вопросов заданий,
письменное выполнение.
-
Подведение итогов урока
- Какую роль играет описание внешности?
Домашнее задание
-
§ 15.
-
Упр. 96
ХОД УРОКА 2
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания ( Упр. 96 - выразительное чтение, обсуждение проблемного вопроса « Правильно ли поступают те, кто по внешности судит о внутренних качествах человека, о его характере?».
-
Работа по теме урока
-
Игра «Деформированный текст» ( Учащимся предлагается из набора словосочетаний, относящихся к описанию внешности, составить свой собственный текст) - чтение полученных текстов, запись в тетрадь.
-
-
Работа по учебнику
Упр. 98- самостоятельное выполнение
-
Описание внешности в литературе
- Угадайте героев и произведения, из которых взяты описания внешности
« Худ, смугл, покрыт веснушками». « Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив». Его товарищ « пухл и бел», « всегда веселый и разговорчивый». (Чечевицын и Володя, герои рассказа А. П. Чехова « Мальчики»).
«… я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».(Самсон Вырин, герой повести а. С. Пушкина « Станционный смотритель»).
Гимнастика для глаз ( см. Приложение)
-
Подготовка к сочинению-описанию
Ваша задача - создать описание внешности человека: взрослого или ребенка; вашего знакомого или выдуманного лица. Постарайтесь показать через внешность черты характера человека; выразите свое отношение к описываемому человеку.
При необходимости вы можете использовать карточки из игры « Деформированный текст».
( Составление плана сочинения, обсуждение.)
IV. Подведение итогов урока
-Что важно учитывать при описании внешности?
Домашнее задание
Написать сочинение-описание внешности человека.
Литература:
-
Н. В. Егорова « Поурочные разработки по русскому языку 7 класс» к УМК М. Т. Баранова и др., Москва, « ВАКО»,2014
-
Организация коррекционных занятий в специальных ( коррекционных) школах-интернатах III - IV видов: учебно-метод. пособие/ Т. Б. Тимофеева и др. Ростов-на- Дону: Феникс, 2010
-
Развивайте дар слова: Факультативный курс « Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учащихся/ Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков и др. - М.: Просвещение, 1990
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гимнастика для глаз
( разработана проф. Аветисовым Э. С.)
все упражнения выполняются сидя.
-
Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед, выдохнуть. Повторить 5-6 раз.
-
Откинувшись на спинку стула, зажмуриться и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
-
Руки на поясе. Поворачивать голову вправо-влево, фиксируя взглядом локоть. Медленно,5-6 раз.
-
Поднять глаза кверху. Движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
-
Руки вытянуть вперед, смотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх ( вдох), затем опустить ( выдох). Смотреть на руки , не поднимая головы. Повторить 5-6 раз.
-
Расслабить взгляд, смотреть далеко, лучше в окно, затем перевести взгляд на близко расположенный предмет, например, на кончик носа, задержать взгляд на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
-
Закрыть глаза. Легкими движениями кончиками пальцев массировать веки 30 сек.