Урок по русскому языку на тему Повторение пройденного о глаголе в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Повторение изученного о глаголе в 5 классе"


Цель: повторить постоянные морфологические признаки глагола; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи; повторить правописание личных окончаний глаголов; воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: перфокарты, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Постановка темы и формулирование цели урока.

- Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались в 5 - 6 классах и которая может так похвастаться:

«Что без меня предметы? Лишь названья,

а я приду - все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

цветы цветут, и хлеб в полях растет..»

Повторением какой части речи мы сегодня с вами займемся?

А теперь давайте с вами сформулируем тему и цели нашего урока. (Дети формулируют тему и цели урока)

Ребята, представьте, что мы с вами прибыли в удивительную страну Глаголия. Скажите мне, пожалуйста, кто живет в этой стране. Дайте определение глагола.

Прочтите и запишите эпиграф - отрывок из стихотворения Людмилы Татьяничевой «Глагол».

Он энергичен, многолик.

Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он - Вот в чем соль.

Я говорю ему:

- Глаголь!

Как автор характеризует слова-глаголы?

Объясните разницу между словами глагол и глаголь.

Молодцы!


  1. Обобщение и систематизация знаний

Жители страны приготовили нам несколько заданий. Давайте приступим к их выполнению.

1. Теоретические вопросы:

- Назовите постоянные морфологические признаки глагола.

- На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

2. Работа с перфокартой: укажите, какого вида следующие глаголы;

1. Расти 6. Положить

2. Преодолеть 7. Кричать

3. Брать 8. Выкрикнуть

4. Взять 9. Кольнуть

5. Класть 10. Преодолевать.

(Ряд А - глаголы несовершенного вида. Ряд Б - глаголы совершенного вида. (Самопроверка).

3. Теоретические вопросы:

1) Как определить спряжение глаголов?

2) Какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

3) Расскажите о последовательности действий при определении безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

4. А теперь отправимся в сказку.

Давным-давно в царстве Грамматике жил царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

И было у царя 2 сына 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал их царь однажды и говорит:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне уже управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня, чтобы решили, как вам царствовать.

Думали они три дня и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме оканчиваются на - ить, а при изменении в окончании есть гласная -И, а 1 спряжение - всеми остальными, а в окончании поставит гласную - Е. Пришли сыновья к отцу и сообщили о своём решении. Царь Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Но весть эта не всех обрадовала. Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, зависеть, гнать, дышать, слышать, держать и брить, и стелить. Пришли они к царю со слёзной просьбой не разделять их с родственниками:

- Милостивый государь, помоги нам.

-Что случилось?

-По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители - в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

-Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

-Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять перед такой мольбой царь, распределил их по окончаниям и разрешил 11 глаголам оставаться в царстве 2 спряжения, а 2 глаголам в царстве 1 спряжения.

- Но только в порядке исключения! - сказал Глагол.

И стали эти глаголы называться так: глаголы - исключения.

Запишите у себя в тетрадях все глаголы-исключения.

5. Фразеологизмы (устно)

На слайде записаны фразеологизмы. Вы должны разъяснить их значение, подбирая глаголы, близкие по смыслу; определить вид и спряжение глаголов.

1. Водить за нос

2. Держать язык за зубами

3. Зарубить на носу.

6. Задание на карточках

Вставить пропущенные буквы, определить вид и спряжение глаголов, объяснить подчеркнутые орфограммы:

1. Плывешь по реке - следуй ее изгибам, входишь в дом - следуй его обычаям.

2. Скажешь - не воротишь; напишешь - не сотрешь; отрубишь - не приставишь.

3. Как аукнется, так и откликнется.

7. Устный диктант.

Я читаю предложения, а вы поднимаете карточки с буквой Е или И в зависимости от правописания окончания глаголов.

1. Правдой мир держится. 2. Без ветра и трава не колышется. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Доброе дело само себя хвалит. 5. Пустая мельница и без ветру мелет.

8. Я предлагаю вам игру "Четвертое лишнее". (задание на слайде)

Найдите лишнее слово в каждой группе и подчеркните его.

1. Просить, дышать, пилить, похвалить.

2. Обидеть, держать, гнать, любить.

3. Работать, сеять, копать, носить.

4. Дремлет, строит, гонит, дышит.

7. Сколько орфографических ошибок допустил ученик в диктанте? (задание на карточках)

1. Раньше посеиш - больше возьмем.

2. Станишь учится - в жизни пригодишься.



  1. Итог урока.

Теперь давайте подведемс вами итог нашего путешествия по стране Глаголия. Прошу ответить на вопрос: Что мы повторили на уроке?

А какую роль могут играть глаголы в тексте?

Опишите пробуждение природы от зимнего сна. Могли бы вы поделиться своими наблюдениями?

  1. Выставление оценок. Домашнее задание

© 2010-2022