Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Приводятся тексты для работы с обучающимися при подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку. Назначение текстов - определение проблемы исходного текста. Текст 1. (1)...Математические методы необходимы теории искусства и литературы, так же как они необходимы естествознанию. (2) В искусстве и литературе, в музыке и эстетике без всякого опасения прослыть неточными мы пользуемся определениями: больше, меньше, выше, ниже, красивее, полнее, ярче, светлее, громче, содержательнее. (...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Текст 1. (1)...Математические методы необходимы теории искусства и литературы, так же как они необходимы естествознанию.

(2) В искусстве и литературе, в музыке и эстетике без всякого опасения прослыть неточными мы пользуемся определениями: больше, меньше, выше, ниже, красивее, полнее, ярче, светлее, громче, содержательнее. (З) Возможно, мы приближаемся к такому времени, когда встанет вопрос об «уточнении» искусствоведческих терминов?

(4) В эру кибернетики для математических методов появляется больше возможностей проникновения в сферу искусства и литературы. (5) В связи с этим, как писал еще Винер, возникло целое течение «машинопоклонников».

(6) Но победное шествие кибернетики, информатики и вычислительной техники, как ни странно, усилило потребность в изучении искусства традиционными, неформальными средствами, так как большое значение имеют качественные оценки искусства.

(7) Сторонники математического анализа искусства часто приводят слова пушкинского Сальери: «...поверил я алгеброй гармонию», стыдливо опуская начало стиха: «...звуки умертвив, музыку я разъял, как труп». (8) К сожалению, это так. (9) Алгебра сегодня только инструмент для формального анализа в искусстве и действует покуда как скальпель хирурга. (Ю) Мы лишь в туманной дали, еле-еле замечаем признаки превращения этого режущего инструмента в одухотворенное перо поэта.

(П) Очень важно соблюдать чувство меры при попытке объяснить искусство. (В. Пекелис)

Текст 2

(1) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (2) Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. (3) Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. (4) Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

(5) Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (б) Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное поэтическим содержанием.

(7) Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как зарница, объяснить гораздо труднее. (8) Само звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. (9) Конечно, это ощущение слов очень субъективно. (Ю) На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. (11) Так я воспринимаю и слышу это слово. (12) Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим. (13) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

(14) Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(15) Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

(16) Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить меткий и емкий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа - язык паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото. (К. Г. Паустовский)

Текст 3.

1) Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко. (2) Вряд ли его можно свести к определенным правилам, и твой собственный здравый смысл и наблюдательность подскажут тебе больше, нежели мои советы.

(З) Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе, - вот самый верный способ нравиться людям, какой только я знаю. (4) Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится и другим. (5) Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выкажешь другим, будут им также приятны. (6) Сообразуйся с тоном, господствующим в обществе, и не старайся задать ему свой. (7) Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути - в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. (8) Именно так каждый отдельный человек должен вести себя по отношению к обществу, окружающему его. (9) Не надо докучать собравшимся, рассказывая какие-нибудь истории, это - самое нудное и неприятное, что только может быть. (Ю) Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о котором в данную минуту идет речь, расскажи его как можно короче.

(11) Прежде всего избавься от привычки говорить о себе и не вздумай занимать своих собеседников собственными волнениями или какими-либо личными делами; как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно. (12) Кроме того, надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного. (13) Какого бы ты сам ни был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе... (14) Если это подлинные достоинства, люди о них неминуемо узнают и без тебя. (15) Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте и твердо знаешь, что иначе и быть не может. (16) Выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить. (17) Если же тебе не удается это сделать, попытайся попросту перевести разговор на другую тему.

(По Ф. Честерфилду)

Текст 4

(1) Человек ужасно не любит снисходить. (2) И чем упорнее, обдирая ногти, он карабкается вверх, тем неохотнее он снисходит к тем, кто внизу. (3) Но, чем сильнее человек, чем легче ему дается высота, тем легче он снисходит к слабым. (4) По легкости снисхождения к слабым мы познаем истинную высоту человека.

(5) Человек живет, преимущественно ориентируясь или на уколы совести, или на логику выгоды, пусть иногда и широко понятую. (б) Уколы совести, бесспорно, тормозят жизнь, заставляют отступать, делать зигзаги на жизненной дороге, но это настоящая жизнь, без обмана и самообмана, где тише едешь - дальше будешь.

(7) Человек, следующий логике выгоды, не склонен обращать внимание на уколы совести. (8) При этом, чем шире логика выгоды, скажем, якобы выгода всего человечества, тем глуше уколы совести. (9) Человек, следующий логике выгоды, видит ясные стреловидные дорожные знаки, не подозревая, что это - вытянутые змеи и они могут привести только к змеиному гнездовью.

(10) Рационалистическая организация общества - это та же логика выгоды, разумеется, широко понятая. (11) Она всегда сводится к тому, что, прежде чем поднять человека, на него надо наступить.

(12) Но, если рационалистическая модель общества сводится к тому, что на человека надо наступить, прежде чем его поднять, не является ли само желание наступить на человека подсознательно первичным, а вся остальная модель разумного общества - наукообразным оправданием этого желания?

(По Ф. Искандеру)

Текст 5

(1) Есть неоспоримые истины, никак не проявляющиеся в человеческой деятельности из-за нашей лени или невежества. (2) Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. (З) Она заключается в том, что знание всех соседних областей искусства - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. (4) Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. (5) Это все добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета.

(б) Невозможно поверить писателям, не любящим поэзию и живопись. (7) В лучшем случае это люди с несколько ленивым и высокомерным умом, в худшем - невежды.

(8) Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник. (9) Если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни.

(Ю) Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не остается в памяти, кроме сутолоки серых людей. (11) Мучительно стараешься увидеть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты. (12) И действие этих рассказов, повестей, романов происходит среди какого-то студенистого дня, лишенного красок и света, среди вещей только названных, но не увиденных автором и потому нам, читателям, не показанных. (13) Та-кие повести и романы хочется разбить, как наглухо заклеенное окно в душной и пыльной комнате, чтобы со звоном полетели осколки и сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики детей, гудки паровозов, блеск мокрых мостовых, - ворвалась бы вся жизнь с ее беспорядочной на первый взгляд и прекрасной пестротой света, красок и шумов.

(К.Г. Паустовский)

Текст 6.

1) Выдержка нам нужна, воспитание. (2) Мы на славянскую распущенность жалуемся, а не хотим понять, что оттого вся эта неопрятность и происходит, что мы на каждом шагу послабления себе делаем и ищем любой повод, чтоб изрядно поупражняться в плетении словес.

(З) Действительно, русский человек как-то туго поддается выдержке и почти совсем не может устроить, чтобы на всяком месте и во всякое время вести себя с одинаковым самообладанием. (4) Есть у него в этом смысле два очень серьезных врага: воображение, способное мгновенно создавать разнообразные художественные образы, и чувствительное сердце, готовое раскрываться навстречу первому попавшемуся впечатлению.

(5) Обстоятельства почти всегда застигают его врасплох, а потому сию минуту он увядает, а в следующую - расцветает, сию минуту рассыпается в выражениях преданности и любви, а в следующую - клянет или загибает непечатные слова, которые у нас как-то и в счет не полагаются. (6) Но, во всяком случае, он не умеет сдержать свою мысль и речь в известных границах, непременно впадает в расплывчатость и прибегает к околичностям.

(7) Прочтите любой судебный процесс, и вы без труда убедитесь в этом. (8) Ни один свидетель на вопрос: где вы в таком-то часу были? - не ответит просто: был там-то, но непременно всю свою душу при этом изольет. (9) Начнет с родителей, потом переберет всех знакомых, которых фамилии попадутся ему на язык, потом об себе отзовется, что он человек несчастный, и, наконец, уже на повторительный вопрос: где вы были? - решится ответить: был там-то, но непременно присовокупит: виделся вот с тем-то, да еще с тем-то, и сговаривались мы сделать то-то.

(Ю) Одним словом, самого ничтожного повода достаточно, чтоб насторожить воображение и чтобы последнее немедленно нарисовало целую картину. (1 Молчать же - целое занятие, целый умственный процесс, особливо если при этом имеется в виду практический результат.

(По М.Е. Салтыкову-Щедрину)

Текст 7.

(1) Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (2) Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. (З) Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.

(4) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. (5) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. (6) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. (7) Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и селах. (8) Их не заменить столичными театрами и музеями.

(9) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. (Ю) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок - она спокойнее, строже, беспристрастнее. (11) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью, с жизнью людей, ее населяющих, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей.

(12) Биолог, исследующий явления жизни, не вносит нового начала в сам объект исследования. (13) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это новое, если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора.

(14) Иное дело краеведение. (15) Оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. (16) Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. (17) Преобразуется и город, чью историю мы познаем. (18) Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания, что именно ее изобразил Левитан. (19) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского.

(20) Чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней» - для специалистов и для широкой публики. (21) Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы. (22) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. (23) Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники.

(24) Сохранять нужно все памятники данной местности независимо от того, какому народу они принадлежат. (25) Каждый город - это синтез нескольких культур.

(По Д. С. Лихачеву)

Текст 8.

1)Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело - ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13) Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21)Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

(По Л.И. Скворцову)





Текст 9.(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!

(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13)Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности . (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя… (В.Непомнящий)

Текст 11.



© 2010-2022