Тема урока: «Синонимы. Контекстуальные синонимы. Употребление синонимов в тексте»

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: Синонимы. Контекстуальные синонимы. Употребление синонимов в тексте. Тип урока: урок-исследование. Цели: воспитывать личность, имеющую знания о синонимах и синонимических рядах. контекстуальных синонимах, умеющую подбирать синонимы и синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи, использовать контекстуальные синонимы в речи, грамотно обогащать свой словарный запас Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся актив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе


Тема урока: « Синонимы. Контекстуальные синонимы. Употребление синонимов в тексте».

Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ.

Цель: воспитывать личность,

имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;

умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.

Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):

- умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;

- вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;

- способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;

- умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.







Ход урока


Этап

урока

Средообразо

вательные действия учителя


Содержание

(средства)

Способы жизнедеятельности учащихся

Сфера развития

личности учащегося

Ниша

Стихии



Оформление

Презентация (Power Point), рисунки учащихся, технологические карты, портрет и картина « Февральская лазурь» художника И.Э.Грабаря, синонимические словари.

Эпиграф урока: Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Лев Успенский.

Направленного внимания, визуализации, акцентирования

Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках

Интеллектуальная,

эмоционально - нравственная

1Организационный

Организация совместной деятельности

Взаимное приветствие

Порядка

Соблюдение правил поведения на учебном занятии

Поведенческо - волевая

Обсуждение

Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Коллективной работы, заинтересованности

Сообщение, сомнение

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная

Оповещение


















Обсуждение

Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство - человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.

Что слово?

Речь, звезды сиянье,

Похолоданье рос, вино.

И терпеливое молчанье,

Когда оно обречено…

Что слово?

Гул от лесосплава,

Иль след гусиный по волне,

Иль слава та,

Что, как опала,

Пришла по собственной вине?

В.Цыбин.

Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?

Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:

Будь осторожен, выбирая слово:

Им осчастливить можно и убить.

Познания



















Коллективной работы, заинтересованности

Соприкосновение с поэтическим творчеством















Сообщение, сомнение,

сотрудничество

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная

















Интеллектуальная, эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала


.





Оцеливание

Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению - цель наших уроков русского языка.

Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.

Наблюдательность - ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.

Акцентирования, внимания

Сосредоточение

Интеллектуальная

3.Этап систематизации и обобщения изученного материала

Озадачивание в области решения учебных задач

Что вы знаете о синонимах?

Слова-синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край - Отечество- Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний

Сообщение, сопоставление знаний учащихся с полученным заданием.


Интеллектуальная, поведенческо - волевая, эмоционально - нравственная








Организация коллективной исследовательской деятельности.



Обобщение совместно с учащимися.




Озадачивание в области созидания и творчества.





Обобщение совместно с учащимися.

Лингвистические эксперименты.

Наблюдать - значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

Работа с технологической картой.

Первый эксперимент:

В утреннем лесу.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

Г. Граубин

Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?

Наблюдения детей:

1.Если вместо слова изумрудная ( капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.

2.Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

3. Изумрудный - от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля - переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.

Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Второй эксперимент.

Работа с текстом.

Петух.

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках - всё горело, сверкало, переливалось.

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.

Наблюдения детей: синонимы - глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.

Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?

Опускаем третий, затем второй синонимы - создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.

Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.

Творчества,

заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения





Акцентирования, внимания























Коллективной работы, заинтересованности.





Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества

Соприкосновение с поэтическим творчеством.

Сообщение, сомнение, сотрудничество.






Сосредоточение, сопоставление.





Сохранение знаний

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая

Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.

Оповещение.






















Обсуждение





Озадачивание






Оповещение

Формирование навыков сбора и систематизации лексического материала к устному высказыванию по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь»

Рассказ о художнике и его картине.

Игорь Эммануилович Грабарь( 1871-1960) - известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. « Февральская лазурь», написанная в 1904 году, - одна из лучших его картин. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот И.Э.Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно. Вот как он пишет об этом в своих мемуарах: « Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликивание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. « Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я».

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.

- Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?

-Какую задачу ставил перед собой художник?

-Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.

- Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?

1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.

2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.

Работа со словарём синонимов.

Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.

Есть волшебная страна,

Что распахнута перед вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена,

Правит ими государь

По прозванию СЛОВАРЬ.

Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева ( устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.

Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.



























Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование в области созидания и творчества, сомнения







Сосредоточение, сопоставление.



Сохранение знаний




Сохранение знаний

Интеллектуальная,

эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая

Организация коллективной частично - поисковой деятельности











Обобщение совместно с учащимися.

Организация коллективной частично-поисковой деятельности.


Обобщение совместно с учащимися.

Наблюдения над текстами.

Медвежата.

У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Весёлые малыши хорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

Задания: Укажите, какие слова-заменители используются к слову медвежата , какими средствами связываются предложения в тексте.

Но являются ли эти слова синонимами? И да и нет. Положим, к слову шалуны синонимами будут слова: баловники, озорники, но никак не медвежата. В то же время слово медвежата в данном тексте заменяется словами: шалуны-весёлые малыши.

Такие слова, которые являются синонимами только в данном тексте ( или контексте), и называются контекстуальными синонимами. Они являются синонимами только в данном тексте, а вне текста они уже не синонимы.

Давайте убедимся в сказанном. Для этого попробуем использовать те же синонимы( медвежата- весёлые шалуны ) в другом контексте.

В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лёжа на боку, мать осторожно держит тёмно-бурых ( детёнышей) около своей груди, кутая их в своей косматой шерсти. Она закрывает (их) от холода лапой и головой, согревая своим дыханием.( Медвежата) питаются молоком матери.

Да, действительно, такая замена будет неуместна. В первом тексте речь идёт о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Поэтому им там легко и весело. Во втором же тексте - медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей: мать их закрывает от холода лапой и головой.

Какие же заменители используются во втором тексте?

( Медведица-мать, медвежата- тёмно-бурые детёныши -они)

Использование контекстуальных синонимов зависит от темы, содержания текста, их применение основано на уподоблении одного предмета другому.


Творчества,

заинтересованности, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения.














Коллективной работы, заинтересованности.


Поиска, творчества, самосовершенствования.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества.





Сосредоточение, сопоставление.


Сохранение знаний.



Интеллектуальная, эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая

Организация частично - поисковой деятельности

  1. Рассмотрим ещё один текст.

Задание: проследите за использованием синонимов в данном тексте. Можно ли назвать эти синонимы контекстуальными?

Пчёлка.

Целое лето пчёлка собирает нектар с садовых и полевых цветов. С белой ромашки маленькая труженица перелетает на душистую кашку. С раннего утра до позднего вечера заботливая хлопотунья переносится с большого цветка на маленький.

Творчества,

заинтересованности, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества.

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая

Обобщение совместно с учащимися

Пчёлка- маленькая труженица- заботливая хлопотунья - эти контекстуальные синонимы точно характеризуют пчёлку как труженицу. Таким образом, контекстуальные синонимы, прежде всего, слова-характеристики. Правильно пользоваться синонимами - большое искусство.

Акцентирования внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная

Озадачивание в области решения учебных задач

Обобщение и систематизация полученных знаний




Самостоятельная работа.

Задание: исправить речевые ошибки в тексте, используя контекстуальные синонимы-заменители.

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на него и ударил его по затылку. Он кубарем покатился на землю. Он в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Он вскочил, стал оглядываться по сторонам. Но кругом никого не было.

Заинтересованности, иллюстрирования, коллективной работы.

Усовершенствования имеющихся знаний.

Сохранение и совершенствование полученных знаний, состязание, соревнование

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая














Обобщение итоговое

Уместное употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать постоянно свой запас слов, пользоваться толковыми и синонимическими словарями.

Всему название дано -

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз -

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами…

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Акцентирования внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная, эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая

4.Этап информации о домашнем задании

Оповещение

Написать сочинение-миниатюру « Зимний день», используя синонимы и контекстуальные синонимы.

Всеобщего внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная, поведенческо - волевая

Оценивание

Краткие комментарии оценок.

Спасибо за сегодняшний урок!

Стимулирования, положительной мотивации

Сочувствие, сопереживание, состязание

Интеллектуальная,

эмоционально - нравственная, поведенческо - волевая















ГУ «Физико-математический лицей…»





Урок русского языка в 5 классе.

Тема: « Синонимы. Контекстуальные синонимы».

(Урок-исследование)








Автор: Заика Галина Ивановна, учитель первой категории

Стаж работы: 28 лет

Домашний адрес: 5-1-92; телефон: 25-53-84









Город Костанай, 2012 год

© 2010-2022