- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Урывская Н.П. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Организация-разработчик: Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».
Разработчик: Урывская Надежда Петровна - преподаватель русского языка и литературы высшей категории ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ». Рассмотрена и рекомендована к утверждению предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № ____ от «____»__________20 г. Председатель комиссии_____________
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи».
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена:
140408 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудовании (по отраслям)».
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями студент должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способности:
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Для проверки знаний студентов используются следующие виды контроля:
-
текущий (проверочные работы, тематические тесты, опрос на практических занятиях, выполнение практических заданий и упражнений);
-
итоговый зачет .
Форма итогового контроля - зачет.
Хорошее владение родным языком, знание его возможностей и умение ими пользоваться - важные качества современного высококлассного специалиста, независимо от специфической области человеческой деятельности, в которой находят приложение его профессиональные навыки. Именно этим обстоятельством обусловлены актуальность и значимость учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», преподаваемой в средних профессиональных учреждениях. Помимо этого, введение ее в качестве обязательной служит «ответом» на снижение уровня общей и речевой культуры различных категорий граждан, наблюдаемое в современном российском обществе. Дисциплина призвана повысить общегуманитарный и узкопрофессиональный уровень подготовки специалистов, деятельность которых связана с умелым использованием языка.
Целью подготовки студентов в курсе «Русский язык и культура речи» является выработка сознательного отношения к богатым возможностям современного русского литературного языка и практического умения использовать их в различных сферах общения. Результатом освоения данного курса являются теоретическое знание норм современного русского литературного языка и практическое владение навыками нормативного и стилистически целесообразного использования языковых средств. Следовательно, задачи учебной дисциплины:
- ознакомить студентов с орфографической, орфоэпической, акцентологической, лексической и грамматической (морфологической и синтаксической) нормами современного русского литературного языка;
- дать представление о понятиях стиля и стилистической нормы, о функциональных стилях современного русского литературного языка и стилистической дифференциации единиц его словарного состава.
В соответствии со сформулированными задачами, учебный материал делится на три части, связанные (1) с освоением системных норм русского литературного языка (2) с системой языка и её характеристикой и (3) с изучением функциональных стилей. Реализации комплексного теоретико-практического подхода к освоению материала способствует дополнение лекционных занятий практическими, на которых студенты достигают более глубокого понимания теоретических вопросов и оттачивают необходимые навыки. Кроме того, аудиторная работа при изучении дисциплины взаимосвязана с самостоятельной работой студентов.
Программа рассчитана на 78 часов для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», 72 часа для специальности 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 48 часов для специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудовании (по отраслям)», 44 часа для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи » состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего - профессионального. В основу программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных студентами в средней общеобразовательной школе, и формирование функциональных знаний и умений, которые обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка.
Программа предусматривает такую культурно - речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений о всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).
Для того, чтобы обучение по данной программе было результативным, в работу над каждой темой вводятся активные упражнения, тренинги, учебные игры с привлечением словарей, справочников, компьютерных технологий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.04. Русский язык и культура речи обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО базового уровня подготовки следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию и общими компетенциями:
У 1. Строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
У 2. Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
У 3. Устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка
З 1. Понимать различия между языком и речью;
З 2. Функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
З 3. Нормы русского литературного языка;
З 4. Специфику устной и письменной речи;
З 5. Правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
аудирование и чтение:
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
-
создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-
различия между языком и речью, основные функции языка;
-
стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, основные выразительные средства русского литературного языка;
-
особенности устной и письменной речи, жанры речи;
-
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
-
анализировать свою речь и речь окружающих с точки зрения ее нормативности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;
-
пользоваться словарями русского языка, употреблять основные выразительные средства русского литературного языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров;
-
использовать различные приемы и модели подготовки речи в ситуациях педагогического общения.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Программа рассчитана на 48 часов для специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», из них:
-
Аудиторные занятия - 32;
-
Самостоятельная работа - 16;
-
Практические работы - 8.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК и культура речи»
2-6
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК и кудбтура речи»
7
условия реализации дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК и культура речи»
8-13
Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК и культура речи»
14
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Для специальности 140448
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
8
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
- составление тематических карточек
- подготовка сообщений и рефератов
- подготовка презентаций
- подбор текстов разных стилей
- написание резюме
Итоговая аттестация в форме зачёта
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, таблицы).
Технические средства обучения: проектор, компьютер, экран, телевизор, DVD- плеер.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Гардарики, 2006.
-
Введенская Л.А. Культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
-
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - М., КНОРУС, 2009.
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2009.
-
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М., 2007.
Дополнительные источники:
-
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д, 2005.
-
Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерк современной русской стилистики [Текст] / В. Г. Костомаров. - М.: Гардарики, 2004.
-
Котюрова М. П. , Баженова Е. А. Культура научной речи: Текст и его редактирование [Текст] / М. П. Кожина, Е. А. Баженова. - Пермь: Перм. гос. унт-т; Зап.-Урал. ин-т экономики и права, 2007.
-
Красивова А. Н. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие [Текст] / А. Н. Красивова. - М., 2001.
Словари:
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
-
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
-
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.
-
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
-
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
-
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
Нормативно-правовые источники:
Периодические издания (отечественные журналы):
Газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
Интернет-ресурсы:
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
vidahl.agava.ru
Sokr.Ru: словарь сокращений русского языка
sokr.ru
Основные правила грамматики русского языка
stihi-rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы
gramota.ru/book/ritorika/
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
rusgram.narod.ru
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник
philol.msu.ru/rus/galya-1/
Примерные темы рефератов
-
Язык, речь, мышление.
-
Стилистика и культура речи.
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры.
-
Нормативный аспект культуры речи. Типология норм.
-
Причины отступлений от норм в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения.
-
Разговорная речь как особая речевая система.
-
Средства массовой информации и культура речи.
-
Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». Правомерность понятия «художественный стиль».
-
Правильность письменной речи: русская орфография (разделы орфографии, понятие «орфограммы», основные принципы орфографии).
-
Правильность письменной речи: русская пунктуация (три принципа пунктуации, функции знаков препинания, нормы обязательные и факультативные).
-
Фразеология, ее использование. «Новая фразеология».
-
Словари и справочники - наши помощники.
-
Почему мы так говорим (из истории слов и выражений).
-
История письма.
-
Иноязычные слова: обогащение или оскудение?
-
Будущее русского языка.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
Отчёт по практической работе №1
Отчёт по практической работе №3
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
Отчёт по практической работе № 4
Отчёт по практической работе № 5
Отчёт по практической работе № 6
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
Отчёт по практической работе № 7
Отчёт по практической работе № 8
пользоваться словарями русского языка.
Отчёт по практической работе №2
Знания:
различия между языком и речью;
Фронтальный опрос
Сообщения
Устный ответ
Презентация
функции языка как средства формирования и трансляции мысли
Фронтальный опрос
Сообщения
Устный ответ
Презентация
нормы русского литературного языка;
Тестирование
Тематические карточки
специфику устной и письменной речи;
Фронтальный опрос
Сообщения
Устный ответ
Презентация
Тематические карточки
правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
Фронтальный опрос
Сообщения
Устный ответ
Тематические карточки
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
1
Общие сведения о языке и речи.
1
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовить сообщение «Речь человека это показатель его интеллекта».
- подготовить реферат на тему: «Язык, речь, мышление».
2
Раздел 1.
Литературный язык и языковая норма.
Содержание учебного материала
7
1
1
1
1
1
1.
Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки и формы существования литературного языка.
1
2.
Понятие о функциональных разновидностях языка.
2
3.
Система норм русского литературного языка. Понятие речевой ошибки. Типы ошибок.
2
4.
Языковые, коммуникативные и этические нормы, их роль в становлении и функционировании литературного языка.
2
55
Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. Основные типы словарей. Культура пользования словарями и справочниками.
2
Практическая работа №1: Анализ речевого отклонения студентов от языковых, коммуникативных и этических норм.
Практическая работа №2. Редактирование текстов с помощью словарей.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Толковые словари и их создатели».
Подготовить сообщение на тему: «Типы омонимов».
Подготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире».
Подготовить сообщение на тему: «Причины отступлений от норм в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения».
Подготовить сообщение на тему: «Нормативный аспект культуры речи. Типология норм».
4
Раздел 2.
Система языка и её стилистическая характеристика.
Содержание учебного материала
16
1
1
1
1
1
1
1.
Фонетика как учение о звуковой стороне слова. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики.
1
2.
Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Типичные орфоэпические ошибки.
2
3.
Графика. Классификация букв. Принципы русской орфографии, типы орфограмм.
2
4.
Лексикология. Лексическое значение слова: типы и компоненты.
2
5.
ФФразеология. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов.
3
6.
Основные виды лексических ошибок и их исправление. Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов.
3
7.
Словообразование. Морфемика. Понятие морфемы. Типы морфем.
1
2
8.
Способы словообразования. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование.
1
2
9.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
1
2
10.
Морфологические нормы. Основные виды ошибок в формообразовании, написание и употребление частей речи.
1
2
11.
Синтаксис. Синтаксические нормы.
1
2
12.
Простое предложение. Типы простых предложений, пунктуация, ошибки в построении.
1
2
13.
Сложное предложение и его виды. Способы связи предложений в тексте.
1
2
Практические занятия:
Практическая работа №3. Установление видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправление.
Практическая работа №4. Разграничение ненормативного словоупотребления как речевой ошибки и как выразительного средства.
Практическая работа №5. Закрепление знаний и отработка умений в оптимальном выборе грамматических (морфологических) синонимов.
1
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Провести исследование на тему: «Наиболее распространённые орфографические ошибки».
Подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова».
Подготовить сообщение на тему: «История письма».
Приготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи? (Категория состояния)».
Подготовить презентацию на тему: «Слова, не относящиеся к частям речи».
Сделать карточки «Использование производных предлогов в речи».
Написать сообщение на тему: «Использование междометий в разговорной речи».
Сделать тематические карточки с различными видами словосочетаний.
Сделать тематические карточки с использованием предложений с обособленными определениями и приложениями.
Подготовить сообщение на тему: «Авторская пунктуация».
Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».
Сделать тематические карточки «Виды сложных предложений».
7
Раздел 3.
Текст как речевое произведение.
Содержание учебного материала
8
1
1
1
1.
Текст и его структура.
1
2.
Функционально - смысловые типы текстов.
2
3.
Функциональные стили литературного языка. Особый статус языка художественной литературы.
3
5.
Жанры деловой и учебно - научной речи.
1
Практические занятия:
Практическая работа № 6. Выявление, объяснение и исправление разного рода синтаксических ошибок.
Практическая работа № 7. Определение стилистических особенностей текста и его структуры.
Практическая работа № 8. Составление аннотации и реферата.
-
1
1
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Подобрать примеры научного стиля.
Подобрать примеры официально-делового стиля.
Подобрать примеры разговорного стиля.
Подобрать примеры публицистического стиля.
Написать резюме.
Подготовить сообщение на тему: «Почему мы так говорим (из истории слов и выражений)».
3
Всего:
48
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Содержательная экспертиза программы дисциплины
Русский язык и культура речи
наименование учебной дисциплины
140408 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
код и наименование ФГОС НПО / СПО
представленной ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
указывается организация-разработчик
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
№
Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание
да
нет
заключение отсутствует
Экспертиза раздела 1 «Паспорт примерной программы учебной дисциплины»
Перечень умений и знаний соответствует требованиям ФГОС (в т. ч. конкретизирует и/или расширяет требования ФГОС).
+
Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»
Основные показатели оценки результатов обучения обеспечивают достоверную и объективную диагностику освоения умений и усвоения знаний.
+
Комплекс форм и методов контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний образует систему достоверной и объективной оценки результатов освоения дисциплины.
+
Экспертиза раздела 2 «Структура и примерное содержание учебной дисциплины»
Структура программы учебной дисциплины соответствует принципу единства теоретического и практического обучения.
+
Содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС к знаниям и умениям.
+
Содержательное распределение по темам в таблице 2.2. дидактически соответствует разделам УД.
+
Почасовое распределение тем в таблице 2.2. по разделам - оптимально (отражает объем и сложность учебного материала).
+
Содержательное распределение между «теорией», лабораторными работами, практическими занятиями, контрольными работами и самостоятельной работой (таблица раздела 2.2.) полностью соответствует результатами обучения (разделам 5)
+
Почасовое распределение между «теорией», лабораторными работами и практическими занятиями, и самостоятельной работой соответствует специфике основных показателей оценки результатов обучения (раздел 5).
+
Уровень освоения учебного материала (таблица раздела 2.2.) определен с учетом формируемых умений в процессе выполнения лабораторных работ, практических занятий, самостоятельной работы.
+
Тематика домашних заданий самостоятельной работы раскрывается «диагностичными» формулировками, отражающими овеществленный результат учебно-познавательной деятельности обучающегося, который можно проверить и оценить.
+
Объем времени на теоретическую подготовку по всем видам занятий оптимален для усвоения обозначенных знаний.
+
Объем и содержание лабораторных, практических занятий и самостоятельной работы оптимален для формирования обозначенных умений.
+
Тематика курсовых работ соответствует специфике и обеспечивает усвоение знаний и формирование умений.
_
Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»
Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает проведение всех видов лабораторных и практических работ, предусмотренных программой учебной дисциплины
_
Перечисленное оборудование в достаточной мере обеспечивает проведение всех видов практических занятий и лабораторных работ, предусмотренных программой учебной дисциплины.
_
до
Перечень рекомендуемой основных и дополнительных источников содержательно достаточен для реализации образовательного процесса.
+
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из трех альтернативных позиций следует выбрать одну)
да
нет
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению
+
Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке
Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению
Замечания и рекомендации эксперта по доработке: __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Приложение
Вспомогательная таблица для проверки соответствия результатов обучения
(раздел 4) содержанию обучения (раздел 2.2)
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) в разделе 2.2. программы УД
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
знания
умения
1
2
3
4
5
1
2
3
4
Введение.
Общие сведения о языке и речи.
Содержание учебного материала
+
С.Р.
подготовить сообщение «Речь человека это показатель его интеллекта».
- подготовить реферат на тему: «Язык, речь, мышление».
+
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма.
Тема 1.1.
Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки и формы существования литературного языка.
Содержание учебного материала
+
Тема 1.2.
Понятие о функциональных разновидностях языка.
Содержание учебного материала
+
С.Р. Подготовить сообщение на тему: «Русский язык в современном мире».
Подготовить сообщение на тему: «Типы омонимов».
+
Тема 1.3.
Система норм русского литературного языка. Понятие речевой ошибки. Типы ошибок.
Содержание учебного материала
+
Тема 1.4.
Языковые, коммуникативные и этические нормы, их роль в становлении и функционировании литературного языка.
Содержание учебного материала
+
П.Р.
№1: Анализ речевого отклонения студентов от языковых, коммуникативных и этических норм.
+
С.Р. Подготовить сообщение на тему: «Нормативный аспект культуры речи. Типология норм». Подготовить сообщение на тему: «Причины отступлений от норм в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения».
+
Тема 1.5.
Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. Основные типы словарей. Культура пользования словарями и справочниками
Содержание учебного материала
+
П.Р.
№2. Редактирование текстов с помощью словарей.
+
С.Р. Подготовить сообщение на тему: «Толковые словари и их создатели».
+
Раздел 2. Система языка и её стилистическая характеристика.
Тема 1.1.
Фонетика как учение о звуковой стороне слова. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики.
Содержание учебного материала.
+
Тема 1.2.
Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Типичные орфоэпические ошибки.
Содержание учебного материала.
+
П.Р.
№3. Установление видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправление.
+
С.Р. Провести исследование на тему: «Наиболее распространённые орфографические ошибки». Подготовить сообщение на тему: «История письма»..
+
Тема 1.3. Графика. Классификация букв. Принципы русской орфографии, типы орфограмм.
Содержание учебного материала.
+
Тема 1.4. Лексикология. Лексическое значение слова: типы и компоненты.
Содержание учебного материала.
+
С.Р.
Подготовить сообщение на тему: «Использование междометий в разговорной речи».
+
Тема 1.5.
Фразеология. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов.
Содержание учебного материала.
+
Тема 1.6.
Основные виды лексических ошибок и их исправление. Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов.
Содержание учебного материала.
+
ПП.Р.№4. Разграничение ненормативного словоупотребления как речевой ошибки и как выразительного средства.
+
Тема 1.7.
Словообразование. Морфемика. Понятие морфемы. Типы морфем.
Содержание учебного материала.
+
С.Р. Подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова».
Приготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи? (Категория состояния)».
+
Тема 1.8.
Способы словообразования. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование
Содержание учебного материала.
+
Тема 1.9.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Содержание учебного материала.
+
С.Р. Подготовить презентацию на тему: «Слова, не относящиеся к частям речи». Сделать карточки«Использование производных предлогов в речи».
+
Тема 1.10.
Морфологические нормы. Основные виды ошибок в формообразовании, написание и употребление частей речи.
Содержание учебного материала.
+
Тема 1.11.
Синтаксис. Синтаксические нормы.
Содержание учебного материала.
+
Тема 1.12
Простое предложение. Типы простых предложений, пунктуация, ошибки в построении.
Содержание учебного материала.
+
С.Р. Сделать тематические карточки с различными видами словосочетаний
Сделать тематические карточки с использованием предложений с обособленными определениями и приложениями.
+
Тема 1.13.
Сложное предложение и его виды. Способы связи предложений в тексте.
С.Р.
Сделать тематические карточки «Виды сложных предложений».
Содержание учебного материала
+
П.Р. №5.Грамматический анализ разных типов простых и сложных предложений, связанный с расстановкой знаков препинания.
+
С.Р. Подготовить сообщение на тему: «Авторская пунктуация»
Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».
+
Раздел 3. Текст как речевое произведение.
Тема 1.1.
Текст и его структура.
Содержание учебного материала
+
П.Р.№6. Определение стилистических особенностей текста и его структуры.
+
Тема 1.2.
Функционально - смысловые типы текстов.
Содержание учебного материала
+
С.Р.
Подготовить сообщение на тему: «Почему мы так говорим (из истории слов и выражений)».
Тема 1.3.
Функциональные стили литературного языка. Особый статус языка художественной литературы.
Содержание учебного материала
+
П.Р.
№ 7. Составление аннотации и реферата.
+
Тема 1.4.
Жанры деловой и учебно - научной речи.
Содержание учебного материала
+
С.Р.Подобрать примеры научного, разговорного, публицистического, официально-делового стиля.
Написать резюме.
+
П.Р.
№8. Составление деловых документов.
+