Рабочая программа по предмету «Литература»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа

по предмету «Литература»

11 класс







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне по программе В.Я.Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений по литературе V-XI кл. (Базовый уровень) Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина / Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010.)

УМК

Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч. / Под ред. В.П.Журавлёва;

Русская литература ХХ века: 11 кл.: Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Формы организации учебного процесса

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

  4. Уроки внеклассного чтения.

Формы контроля:

устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста



Учебно-тематическое планирование



Содержание

Кол-во часов

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

Введение

1

Сочинение

Изложение


Писатели-реалисты ХХ века

15


Серебряный век русской поэзии

19


Литература 20-х годов ХХ века

7


Литература 30-х годов ХХ века

25

2

Литература периода Великой Отечественной Войны

1


Литература 50-90-х годов

22


Литература народов России

2


Литература на современном этапе

2


Зарубежная литература

8


Итого

102

2








Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Элементы содержания

ЗУН

Оборудование

Вид контроля

Дом.

задание

Дата

Литература начала 20 века


1

Введение. Судьба России в ХХ в. Характеристика литер. процесса начала ХХв. Осн. направления, темы и проблемы рус. л-ры ХХв. Философ. мысль начала столетия


Литературный процесс (сложности и противоречия), направления


Взаимодействие зарубежной, русской лит-ры и лит-ры других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия

Опорные схемы и таблицы;

иллюстративный материал

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

Выборочный опрос


Писатели-реалисты начала 20 века


2

И.А.Бунин. Традиции XIXв. в творчестве писателя. Философичность, живописность, лаконизм и изысканность лирики

Психологизм пейзажа, философичность, лаконизм

Жанровое, идейно-тематическое своеобразие;

Схематизация материала, сопоставительная хар-ка

Опорные схемы и таблицы;

иллюстративный материал

Индивидуальный опрос, словарно-орф. работа


3-4

«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа. Социально-философские обобщения прозы

Рассказ, поэтика, толстовские и чеховские традиц.

Осуждение бездуховности существования, взаимосвязь мира чел-ка и того, что его окружает

Опорные схемы и таблицы

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.


5-6

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе

Литературные реминисценции, романтика


Поэтизация мира. Концентрированность повествования. анализ эпизода


Опорные схемы и таблицы, иллюстр. мат-л

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.



7

Психологизм и особ-ти «внешней изобразит-ти» бунинской прозы

Психологизм

Сюжетно-композиц. анализ текста, портретная характеристика


Выборочный опрос


8

А.И.Куприн. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографич. и гу-манистический характер повести

Самопознание, личность, нивелирование, гуманизм

Художественное иллюстрирование; идейно-тематический анализ текста; портретная характеристика героев

Опорные сх. и табл., иллюстр. мат-л; видеофильм

Фронтальный опрос, словарно-орфограф. работа


9-10

«Гранатовый браслет». Проблематика и тематика рассказа

Критический реализм

Схематиз. мат-ла, сопоставительная хар-ка; худож. иллюстриров.

Дополнительная литература

Комбинированный опрос

11-12

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции

Социально-философская драма как жанр драматургии. Романтический пафос революционных песен

Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература

Выбор. опрос; сл.-орф. работа

Комбинированный опрос

13

«На дне» как соц.-философская драма. Новаторство Горького-драматур-га. Сценическая судьба пьесы

Новаторство, драматургия, драма

Жанрово-композиционный анализ текста; Идейно-темат. ан-з текста, исследовательск. работа

Опорные схемы и таблицы, дополнит. л-ра

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

14-15

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы

Нравственно-философская проблематика, «вечные темы»

Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин)

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература

Фронтальный опрос, словарно-орфограф. работа


16

Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким

Литературный портрет

Применение, соверш. и отработка получ. ЗУН, самост. раб.

Опорные схемы и таблицы

Фронтальный опрос


Серебряный век русской поэзии


17

Русский символизм и его истоки. Эстетические взгляды символистов

«старш. символисты» и «младосимволисты»

Интерес к проблемам культурных традиций; Пафос трагического миропонимания

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Выборочный опрос; словарно-орф. работа

18

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова

Символизм, символ в поэтике символизма

Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений; рационализм, нарочитая отточенность стиля

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

19

Лирика поэтов-символистов. Основные темы и мотивы лирики К.Д.Бальмонта, А.Белого и др.

Символизм, образ-символ. Тема родины.

Боль и тревога за судьбы России. Воспр. революц. событий как пришествие нового Мессии

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.


20

Западноевроп. и отечеств. истоки акмеизма. Акмеизм как национ. форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма

Акмеизм, неоромантизм, символизм, адамизм

Связь поэтики символизма и акмеизма

Мужественность и твёрдость взгляда на жизнь


Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Индивидуальный опрос; словарно-орф. работа

Конспект


21-22

Н.С.Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики. Героич. и жизнеутверждающий пафос поэзии.

Пафос, поэтика, акмеизм

Яркость, праздничность восприятия мира; ид.-тем. анализ, выявл. нравств.-филос. проблем.

Дополнительная лит-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.


23

Футуризм. Русские футуристы. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Эгофутуризм. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Эмоциональная яркость стиха

Манифест, футуризм, словотворчество


Эпатаж, неологизм, метафора, эгофутуризм

Семантико-фонетический анализ текста

Схематизация мат-ла, сопоставит. хар-ка


Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра



Выборочный опрос, слов.-орф. работа

24

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики, излюбленные символы. Поиски эстетич. идеала. «Стихи о Прекрасной Даме».

Неоромантизм «младосимволистов»


Эстетический идеал

Ид.-тем. ан-з , логика истории и развития связей человека и природы

Составл. плана-конспекта, схемат. мат-ла, идейно-композ. своеобразие


Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература; видеофильм

Индивидуальный опрос; слов.-орф. раб.


Комбинированный опрос


25

Трагедия поэта в «страшном мире»

Образ-символ, филос. пробл.

Ан-з стих., худож. приёмов поэта; выявл. нравств.-фил. пробл.

Оп. сх. и табл.; дополнит. л-ра

Выборочный опрос


26

Эволюция творчества. Тема России, Родины и основной пафос патриотических стихотворений.

Эволюция, патриотизм, пафос, образ-символ

Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа; схематизация материала

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Фронтальный опрос; словарно-орф. работа

27-28

Поэма «Двенадцать» - попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. «Вечные образы» в поэме

«вечные образы», поэма


Символизм

Сочетание конкретно-истори-ческого и условно-символичес-кого планов в поэме, неоднозначность трактовки финала

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

29

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор)

Новокрестьянская поэзия

Продолж. традиций русс. реалистической крестьянской поэзии XIX века; изображение труда и быта деревни, тема родины

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Индивидуальный опрос; слов.-орф. работа


30

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Народно-песенная основа лирики Имажинизм.

Имажинизм, лирика

Глубокое чувство родной природы; любовь и сострадание «ко всему живому»

Иллюстративный мат-л, дополнит. л-ра

Индивидуальный опрос; сл.-орф. работа


31

Тема России в лирике поэта. «Анна Снегина» − поэма о судьбе человека и Родины.

Патриотизм, ностальгия, философская лир.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Иллюстративный мат-л, дополнит. л-ра

Фронт. опрос, слов.-орф. работа


32

Люб. тема в лирике С.А.Есенина

Лирика

Психологич. портреты героев

Иллюстр. мат-л

Выбор. опрос


33

Тема быстротечности ч-кого бытия в лирике поэта. Трагизм восприятия гибели русской деревни

Трагизм, драматизм, философская лирика

Выявление частного и общего, идейно-тематический, нравственно-философский анализ

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.


34

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Тематический цикл произвед.

Сравнительная характеристика, схематизация материала

Дополнительная литература

Выборочный опрос

35

Русская литература после 1917года (до 1941года). Литературный процесс 20-х гг.

Советская, «воз-вращённая» и л-ра рус. зарубеж.

Общая хар-ка развития страны после Октябр. революц. Сложность периодизации р. л-ры

Дополнительная литература; иллюстр. мат-л

Индивидуальный опрос, сл.-орф. работа

Литература 20-х годов 20 века


36-37

Обзор русской литературы 20-х гг. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов (А.Серафимович «Железный поток», И.А.Бабель «Конармия»)

Гражданственность, патриотизм, интеллигенция, подвиг, романтизация

Поиски нового героя эпохи (Д.Фурманов «Чапаев», Б.Лавренев «Ветер»); выборочн. аналитический пересказ; выявление частного и общего

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература; иллюстр. мат-л

Фронтальный опрос учащихся, словарно-орфографическая работа

38

Поэзия 20-х гг. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н.Тихонов, М.Светлов, В.Луговской и др.).

Сатирическое изображение эпохи. Рассказы М.Зощенко

Романтизация подвига, патриотизм, проблемы счастья и смысла жизни

Сатира, юмор, комизм

Поиски поэтического языка новой эпохи; социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов; идейно-тематический анализ стихотвор. Составл. плана-конспекта, сх. мат-ла, идейно-комп. своеобр.

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература; иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, словарно-орфо-графическая работа

39-40

В.В.Маяковский. Жизнь и тв-во. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революц. переустройства мира. Сатирич. произведен. поэта

Пафос, сатира, футуризм

Манифест, окказионализм

Материализация метафоры в строках стиха; роль гиперболы и гротеска; новаторство поэта; ан-з стих., худ. приёмов поэта

Иллюстративный мат-л

Дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

41

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. Черты избранничества лирического героя

Любовная лирика, лиризм

Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика героев

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

42

Тема поэта поэзии в творчестве В.В.Маяковского

Новаторство поэта

Выявл. нравств.-филос. проблематики, сост. плана-конспекта

Опорные схемы и таблицы

Выбор.опрос, сл.-орф. работа

Литература 30-х годов 20 ввека


43

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

Творчество, индивидуализм,

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

44

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. М.Булгаков и театр. Судьба людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных»

Новаторство Булгакова-драматурга

Характеристика персонажа

Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста, аналитический пересказ текста, анализ и подбор соотв. мат-ла

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература; иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Выборочный опрос

45-46

«Мастер и Маргарита».. История создания, проблемы и герои романа М.Булгакова.

Роман, мистика, проблематикатриада

Сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа



47-48

Необычность жанра и композиции романа. Анализ эпизода из романа (по выбору учителя).


Композиция,

Жанр, эпизод.

Жанрово-композиционный анализ текста; Идейно-темат. ан-з текста, исследовательск. работа

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос



49

Зачетная работа за первое полугодие.


Проверка ЗУН

Опорные схемы и таблицы;




50-51

А.П.Платонов. Жизнь и тв-во. Повесть «Котлован». «Непростые» простые герои Платонова. Пафос и сатира в произвед. Платонова. Связь его тв-ва с традиц. рус. сатиры (С.-Щ.). Особ-ти композиц. произведен. Платонова

Авторский стиль, индивидуальность


Пафос, сатира, антиутопия, композиция, соц.-психол. драма

Необычность стилистик Особенности раскрытия «вечных тем» и писателя.


Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А.Платонов. «Чевенгур»); Тонкость психологич. анализа

Иллюстративный материал,


Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Индииидуальный опрос, сл.-орф. работа Комбинированный опрос; словарно-орф. работа



52

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеч. переживаний, её психологизм. Художественное своеобразия и поэтическое мастерство любовн. лирики

Психологизм, лиризм

Аналитич. пересказ текста, выбор. ан-з, выявл. частного и общего

Схематизация мат-ла, идейно-композиц. ан-з текста

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


;

53

Патриотизм и гражданственность поэзии. Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой

Патриотизм, гражданственность, реквием

Выявление нравственно-философской проблематики, выбор жизненной позиции

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.



54-55

Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

Роль эпиграфа, посвящения, эпилога и детали в создании поэтич. образа

Разговорность интонации и музыкальность стиха; библейские мотивы и образы в поэме; победа исторической памяти над забвением как основной пафос

Опорные схемы и таблицы; видеокассета


Дополнит. л-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.


Выборочный опрос; сл.-орф.



56-57

О.Э.Мандельштам. Жизнь и тв-во. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. Острота ощущения связи времён. Философичность лирики и литературные образы в поэзии Мандельштама

Эстетика, конфликт, философия



Культурология, лирика,

Яркость поэтической палитры поэта


Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика, логика развития связей человека и природы, человека и общества. Идейно-тематический анализ текста



Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета

Иллюстративный материал, опорные схемы


Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Выборочный опрос, слов.-орф. работа


58-59

М.И.Цветаева. Трагедийная тональность тв-ва. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лир. героя. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь

Своеобразие поэтического стиля


Конфликт, исповедь, психологический портрет

Сжатость мысли и энергия чувства; мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки

Дополнительная литература, видеокассета


Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Выборочный опрос, слов.-орф. работа


Комбинированный опрос; словарно-орф. работа



60

М.А.Шолохов. Жизнь и тв-во писателя. «Донские рассказы». Ид.-тематич. своеобразие цикла

Роман-эпопея, реализм, композиция

Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста

Опорные схемы и таблицы; иллюстр. мат-л

Выборочный опрос, слов.-орф. работа



61-62

«Тихий Дон» − роман-эпопея о всенародной трагедии. Картины гражданской войны в романе.

Гражданственность, героизм, патриотизм

Ист.-культ. контекст в произв., ид.-тем. ан-з, логика истории и развития вз/отн. ч/ка и власти

Оп. сх. и табл.; дополнит. л-ра, видеокассета

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.



63-64

Трагед. н-да и судьба Г.Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость хар-ров и жизн. коллизий в романе.

Специфика художественного строя романа, коллизия

«Вечные темы» в романе: ч-к и история, война и мир, личность и масса. Роль картин природы в изображении жизни героев

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра, видеокассета

Выборочный опрос, слов.-орф. работа



65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»


Психол. портреты персонажей

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра, видеокассета

Выборочный опрос



66

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»

Эпизод, идейный центр произвед.

Психол. портреты персонажей, различие жизненных принципов

Дополнит. л-ра, видеокассета

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.



67

Контр. раб. по тв-ву Шолохова

Своеобразие

Самостоятельная работа

Схемы и табл.

Фронтальн. опр.



Литература периода Великой Отечественной войны


68

Великая Отечественная война в лит-ре: поэзия, проза, драматургия. Война и дух. жизнь об-ва. Патриотич. мотивы и сила н-дного чувства в лир. военных лет

Романтика и реализм в текстах о войне


Патриотизм, истинный, ложный

Человек на войне и правда о нём (О.Берггольц, М.Исаковский, К.Симонов, Н.Тихонов, А.Сурков, Л.Соболев, К.Паустовский, Б.Гор-батов, А.Фадеев, Э.Казакевич, А.Бек, В.Некрасов; Л.Леонов и др.)

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Наизусть; выбор. пересказ;



Литература 50-90-х годов


69-70

Литература второй половины ХХ века. Поэзия 60-х годов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики

Традиционность литературы; классика

В.Боков, В.Фёдоров, Н.Рубцов, Н.Глазков, А.Прасолов, С.Ор-лов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, В.Солоухин, А.Тарковский, Н.Старшинов

Опорные схемы и таблицы; доп. литература; иллюстрированный материал, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


71

Нов. осмысл. военной темы в тв-ве Г.Бакланова, В.Быкова, В.Бо-гомолова, Ю.Бондарева, Б.Василь-ева, К.Воробьёва, В.Некрасова

Патриотизм, гражданственность, подвиг, традиционализм

Аналитич. пересказ с использованием цитат, ан-з эпизода

Выявл. нравств.-философ. проблематики, выбор жизн. позиции

Опорные сх. и табл.; доп. литература; иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, словарно-орфогр. работа


72-73

А.Т.Твардовский. Жизнь и тв-во. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. Утверждение нравственных ценностей

Проблема традиций и новаторства в литературе; пафос, нравственность

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»)

Опорные сх. и табл.; доп. литература; иллюстр. мат-л, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


74-75

Б.Л.Пастернак. Проникновенный лиризм и одухотворённость поэзии, стремление «поймать живое» (пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы). Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор

Соединение патетической интонации и разговорного языка

Поэтическая эволюция П.: от сложности языка к простоте поэтического слова; живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета


Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


76-77

Роман «Доктор Живаго». Проблематика, жанровое и художественное своеобразие. Образ Юрия Живаго. Цикл стих. героя

Разнообразие типов романа в русской литературе ХХ века

Соединение в романе эпического и лирического начала; связь цикла стихотворений героя с проблематикой романа

Дополнительная литература, видеокассета

Индивидуальный опрос


Комбинированный опрос


78-79

А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в тв-ве писателя

Нравственность, философия, идейно-тематич. своеобразие

Выбор. историко-философский, идейно-тематич. ан-з текста; Выявл. нравств.-философ. проблематики

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


80

В.Шаламов. «Колымские рассказы». Проблематика и поэтика

Поэтика, проблематика

Анал. пересказ текста, выбор. ан-з, выявл. частного и общего

Дополнительная литература

Выборочный опрос; сл.-орф.



81

Н.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики и её художественное своеобразие

Лирика, своеобразие тематики, идея


Опорные схемы и таблицы; доп. литература; иллюстрированный материал, видеокассета

Индивидуальный опрос; сл.-орф. работа


82-83

«Деревенская» проза». Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира ч-ка, кровно связанного с землёй В.П.Астафьев. Ч-к и природа в р. «Царь-рыба». Мотивы трагич. бессилия и оценка «событий бытия»

Трагизм, драматизм, экология, нравственность

«деревенская проза», реализм, духовность

Мифологическое одушевление природы и её возмездие за безнравственность

Дополнительная литература, оп. сх. и табл.

Выборочный опрос, слов.-орф. работа


84-85

В.Г.Распутин. Трагич. решение пробл. отцов и детей («Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матёрой»

Трагизм, драматизм, историческая память

Нравственная проблематика

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

Смысл жизни и смерти; постановка и решение нравств. вопр.

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал

Выборочный опрос; сл.-орф. работа

Комбин. опрос; с.-орф. работа


86

Литература рус. зарубежья. «Вторая волна» рус. литературной эмиграции (И.Бродский, А.И.Солженицын). И.Бродский. Пробл.-тем. диапазон лир. поэта

Жанрово-композиционные особенности, стиль, диапазон

Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей ч-ка и природы; художественные открытия Бродского; мастерство изображения жизни

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа


87

Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций

Авторская песня, ритм, мелодия, гражданственность, драматизм, социальная трагедия, народность творчества

Сист. образов и нравств. концепция автора

Ист.-культурн. контекст в произведении, идейно-тематич. анализ, логика истории и развития вз/отн. человека и власти

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал, видео-, аудио-кассеты, CD

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

88-89

«Городская» проза. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ю.Трифонова «Обмен»

«вечные» темы, нравственная проблематика

Нравств. проблемат. и худож. особ-ти текстов Д.Гранина, В.Дудинцева, В.Маканина и др.

Доп. литература; опорные сх. и таблицы

Выборочный опрос, слов.-орф. работа


90

Темы и проблемы современной драматургии. Нравственная острота проблематики пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.В.Вампилова

Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы; резонёр

Аналитич. пересказ текста, выборочн. ан-з, выявл. частного и общего

Выявл. нравств-философ. проблемат..; психологич. портрет героя

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Литература народов России.


91-92

Литература народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. Психологизм лирики башкирского поэта. Отражение вечного движения жизни

Психологизм, творчество, своеобразие, художественные особенности

Тема памяти о родных местах, мудрости предков в текстах (М.Джалиль, Д.Кугультинов, Р.Гамзатов, Ю.Шесталов, Г.Тукай, К.Кулиев, Ю.Рытхэу, К.Хетагуров)

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа



Л-ра на соврем. этапе.


93-94

Л-ра на соврем. этапе. Осн. напр. и тенденц. развития: проза реализма и «нереализма», поэзия, л−ра рус. зарубежья посл. лет

Постмодернизм, «нереализм»

Активное отстаивание бережного отношения к человеку, природе, талантливым, трудолюбивым людям, обустраив. р. землю

Оп. схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орфогра-фическ. работа


Зарубежная литература


95-96

Д.Б.Шоу. Дух.−нравств. проблемы одной из пьес: «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»

Духовно-нравственная проблематика

Традиционализм и новаторство в выраж. идейно-тематического своеобразия; анализ эпизода

Дополнит. л-ра, опорные схемы и таблицы

Выборочный опрос, слов.-орф. работа


97

Т.С.Элиот. Многообразие мыслей и настроений стихотворения «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока»

Средства создания комического, конфликт, тема, идея

Монологическая речь, элементы ан-за стиля автора текста, проблемное изложение материала; особ-сти сюжета и конфликта

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Выборочный опрос, слов.-орфографическая работа

98

Э.Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути

Развитие реалист. традиций

Роль худож. детали и реалист. символики

Духовно−нравственные проблемы повести; сопоставление тенденций в развитии русской литературы с зарубежной; идейно-тематическ. ан-з текста

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал

Комбинированный опрос, словарно-орфогра-фич. работа

99-100

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествован.

Трагедия, гуманность, внутренний монолог

Своеобразие художественного стиля писателя; трагическая концепция жизни в романе

Дополнительная литература

Индивидуальный опрос

101-102

Проблемы и уроки л-ры ХХ в. Судьбы р. л-ры в драматическом процессе движения культуры и л-ры конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в ХХ веке. многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. литература века как форма отражения сложности окружающего мира

Проблематика, драматизм, этика, эстетика, культурная революция, философия, подтекст, прогрессивность, детализация, нравственность, публицистика

Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей; проблема ответственности человека за свою судьбу; ид.-тем. ан-з текста; мастерство писателя: детализация, философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста; устное аргументированное высказывание в жанре публицистики

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал, видео-, аудио-кассеты, CD

Фронтальный опрос; словарно-орфографи-ческая работа



© 2010-2022