Сжатое изложение Разные братья

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Сжатое изложение «Разные братья».

Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;

продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;

продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

формирование нравственно - эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов победа над собой, преодоление препятствий, воля.

Оформление: презентация (приложение).

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над умением сжато пересказывать текст.

Давайте вспомним способы сжатия текста.

Памятка.

Выделяют три основных способа сжатия текста:

1)исключение подробностей (сначала выделить главное, а затем убрать детали);

2)обобщение (сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст).

3) упрощение (слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением).

- Прежде чем обратиться к тексту, который нам предстоит «сжать», давайте вспомним, что обозначает слово «легенда».

3. Словарная работа.

Легенда: 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

- Все мы знаем легенды о Геракле, но немногие знают, что у него был брат Ификл. Об этих братьях рассказывается в тексте.

( 2 слайда: Ификл, Геракл.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

4.Чтение текста.

Задание:

- Определите существенные, важные мысли этого текста. (Параллельно составляем план.)

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах - Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. - Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает - и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». - «Лучше побежим, - предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

5. Работа с текстом.

- Итак, назовите важные, существенные мысли («хотя были близнецами, выросли братья разными»; Геракл преодолевал препятствия, а Ификл уклонялся, надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю).

- Определите главную мысль (надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю).

- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

- Можно ли объединить, обобщить 6 и 7 абзацы? (Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю.)

- Сколько микротем в тексте?

- Сколько абзацев будет в вашем изложении?

- Чему учит этот текст?

Примерный план.

  1. Разные братья-близнецы.

  2. Действия братьев ранним утром.

  3. Преодоление препятствия на дороге.

  4. Плод в руках Геракла.

  5. «Скорее одолеем дорогу».

  6. Воля - это умение управлять собой.

-Обратите внимание на слова, записанные на доске.

6.Работа с орфограммами. (На доске записаны слова из текста с пропущенными буквами. Учащиеся объясняют орфограммы.)

Л..генда, выр..сли, ра(н,нн)им, пр..пятствие, ле(с,з)ть, предл..гает, ..делать, пр..вал, (в)перед, (в)начале, обыкнове(н,нн)ый, пр..од..левать.

7.Чтение текста.

8. Сжатый пересказ.

9.Письменная работа над изложением.

10.Д.з. нет

«Разные братья».

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах - Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. - Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает - и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». - «Лучше побежим, - предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.



© 2010-2022