Год литературы – время для инноваций

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Год литературы - время для инноваций

С.Г. Малярова, заведующий кафедрой гуманитарного образования ТОИПКРО, заслуженный учитель РФ

В 2015 году ТОИПКРО реализовал ряд уникальных проектов в области преподавания русского языка и литературы

Кафедра гуманитарного образования ТОИПКРО совместно с Томской Региональной социально-экологической общественной организацией «Оберег» в мае 2015 г. участвовала в открытом конкурсе на выделение грантов некоммерческим неправительственным организациям. Кафедрой был подготовлен социально значимый проект «Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС».

Год литературы – время для инноваций

Проекты для учителей

Социально значимый проект «Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС» предполагал проведение ряда мероприятий. В рамках проекта прошла конференция учителей «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы». По итогам конференции был издан методический сборник, а также был подготовлен методический сборник по теме проекта «Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС», куда вошли доклады учителей, принявших участие в очной секции.

В рамках августовской конференции педагогических работников Томской области была проведена очная секция учителей русского языка и литературы «Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС». Также был проведен конкурс материалов для создания электронного банка проектных и исследовательских работ «Проекты и исследования» (статьи, проекты, разработки уроков).

Современные тенденции в педагогике

В научно-практической конференции учителей русского языка и литературы «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы» (26 августа 2015 г.) принял участие 71 человек, с докладами и сообщениями выступил 41 человек. Участники конференции в своих докладах и выступлениях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе. В то же время было отмечено, что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического образования в школе вызывают тревогу и озабоченность педагогического сообщества. Прежде всего, речь шла о судьбе учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература», которые в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утратили свою самостоятельность, что не может не сказаться на качестве филологического образования школьников. Участники конференции выразили серьезную обеспокоенность тем, что в современной школе в условиях реформирования гуманитарного образования исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих перед учителем-словесником: литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни.

Участники конференции пришли к выводу, что для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся при изучении русского языка необходимо привносить в уроки элемент новизны и активнее использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка. Также участники приняли решение поддержать введение итогового сочинения как формы государственной аттестации.

Обмен ценным опытом

На очной секции учителей русского языка и литературы (28 августа 2015 г.) по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной и во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС» приняло участие 30 человек. Мероприятие познакомило участников со значимым педагогическим опытом, с новыми формами организации учебной и внеучебной деятельности, что позволит организовывать работу с обучающимися на новом, проектно-исследовательском уровне.

9 ноября 2015 г. был проведен региональный семинар-совещание «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время», в котором приняло участие 40 человек, выступило - 37 человек, среди них - члены областной экспериментальной площадки, члены регионального отделения Общероссийской общественной организации учителей русского языка и литературы «АССУЛ», учителя русского языка и литературы - слушатели курсов повышения квалификации.

В процессе работы семинара-совещания 9 ноября были освещены следующие вопросы: организация проектно-исследовательской деятельности в учебной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, система оценивания проектно-исследовательской деятельности школьников, современного урока в условиях введения ФГОС, научно-методические подходы к созданию контрольно-измерительных материалов. Мероприятие позволило повысить квалификацию участников в организации проектно-исследовательской деятельности, обозначить проблемы организации урочной и внеурочной деятельности, выработать пути их преодоления.

Год литературы – время для инноваций

Банк проектов

В рамках гранта также был подготовлен и проведен конкурс материалов для создания электронного банка проектных и исследовательских работ «Проекты и исследования» (статьи, проекты, разработки уроков). В нем приняли участие учителя русского языка и литературы не только г. Томска и Томской области, но также Алтайского края и Республики Тыва. В результате работы конкурсной комиссии были определены победители. I место получили: Лидия Михайловна Вершинина, Ирма Карловна Москвина, Наталья Николаевна Русинова, Наталья Григорьевна Мячина. II место заняли: Елена Владимировна Бурцева, Ирина Анатольевна Положенцева, Елена Владимировна Филимонова. Дипломы за III место получили: Ирина Вениаминовна Шплис, Любовь Михайловна Комбарова, Ирина Ивановна Подрезова. Участники были награждены дипломами победителей, дипломами призеров и памятными подарками. Дипломами были также удостоены четыре ученика средних образовательных учреждений, проекты которых были представлены на конкурс их учителями. Сформированный банк проектов по итогам конкурса по сбору материалов для создания электронного банка проектных и исследовательских работ «Проекты и исследования» (статьи, проекты, разработки уроков) может быть использован учителями для разработок современных уроков русского языка и литературы в условиях введения ФГОС, формирования системы компетентностно-ориентированных и творческих заданий, организации исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время с целью создания ими собственных проектов. Предложенные на конкурс проекты могут быть активно использованы также при разработке подходов к формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В реализацию проекта были вовлечены учителя русского языка и литературы образовательных организаций Томской области, преподаватели и сотрудники ТОИПКРО, томских университетов, участники экспериментальной площадки по внедрению ФГОС по русскому языку, члены Томского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы».

© 2010-2022