Урок. «Уроки доброты» (урок литературы в 6 классе)

Урок литературы в 6 классе(учебник под редакцией Коровина). Урок обобщающий, проводится после изучения  рассказов В.Распутина «Уроки французского», М.Пришвина «Кладовая солнца»,  В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Урок с использованием сингапурских образовательных структур.Цели и задачи:               1)научить делать выводы из прочитанных произведений, помочь в определении места  в жизни;               2)развивать творческие способности учащихся;                3)пробудить чувство  любви и добра ко всему окружающему нас миру. Форма урока: беседа (с использованием фрагментов художественной  литературы) Оборудование урока: аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз Минкова М. Запись мультфильма «Просто так», презентация к уроку.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка в 6 классе

по теме: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)


Мухаметзянова Фания Наримановна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Буинска Республики Татарстан


Тема урока: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)

Доброта непременно спасает весь мир,

Помогает расти всем на свете.
Чтобы людям гармонию, мир обрести,
Свое сердце в добре вы согрейте.


Цели и задачи:

научить делать выводы из прочитанных произведений, помочь в определении места в жизни;

развивать творческие способности учащихся;

пробудить чувство любви и добра ко всему окружающему нас миру.

Форма урока: беседа (с использованием фрагментов художественной литературы)

Оборудование урока: аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз Минкова М. Запись мультфильма «Просто так», презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступление.

  1. Песня «Дорогою добра…»

  2. На фоне музыки:

-Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас обычный урок с необычной темой. Прочитайте эпиграф к уроку. О чём же мы сегодня будем вести разговор?

Обратимся к учебнику, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 107, еще раз прочитаем слова: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе - изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе». Именно о чудодейственной силе добра мы и будем говорить сегодня, а урок наш назовем «Урок доброты»

(записывается на доске)

Да, будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека - доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.

А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему?

Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.

А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом?

Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.

  1. Основная часть.

1.Структура ТАЙМ РАУНД РОБИН ( каждый участник в течение 30 секунд проговаривает свой ответ. Отвечает партнер №1).

- Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро». Давайте послушаем рассуждения по этой темой ваших одноклассников, а потом ваши дополнения.

(рассуждения)

А вот, какое определение дается в словаре С.И. Ожегова:

  • добро - благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека;

  • доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Вывод: Добро, доброта - это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.

2.Структура ЭЙ АР ГАЙД. Заполните таблицу, потом мы вернемся к ней и посмотрим, изменилось ли ваше мнение.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЕ

ПОСЛЕ

Человеку непростительно жить улиткой.

Все живое имеет одну и ту же душу.

Что посеешь, то и пожнёшь

Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Сделали добро, ждите благодарности.

Доброе дело без награды не остается

-Очень часто авторы произведений художественной литературы, даже не задумываясь об этом, преподают нам уроки, в том числе и уроки доброты. Сегодня мы вспомним произведения, недавно прочитанные. А какие произведения, вы угадаете по предложенным вам отрывкам.( на столах карточки)

-Назовите автора, название произведения, главных героев.

1.«Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках.

Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.»

(Михаил Михайлович Пришвин "Кладовая солнца")

2.«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! «

(Виктор Петрович Астафьев "Конь с розовой гривой")

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

(Валентин Петрович Распутин «Уроки французского»)

3. Структура. ОЛ -РАЙТ- РАУНД- РОБИН (Подумайте все- запишите- обсудите в команде. Каждый записывает ответ, затем обсуждает в команде. Дополняет свой ответ. Отвечает партнер №2).

Запишите в таблицу имена героев, творящих добро и их отличительные черты.

Например, честность; упорство; смелость; стойкость; воля; самостоятельность; доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность

чувство собственного достоинства; честность; доброта; милосердие; чуткость; щедрость; отзывчивость; ум., готовность прийти на помощь, чувство долга, ответственность, гуманность, справедливость, честь, благородство в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, черствость; строгость; сухарь, нежность, верность, ласка, мудрость, вера, надежда, любовь, , бескорыстие, совесть, мир, прощение, добросердечие, зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство.( на столах карточки)

А)Первое произведение - это сказка - быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

-Ребята, назовите героев сказки-были. Можно ли их назвать добрыми? Почему?

Б) В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой". (Отвечает партнер №3).

Учащиеся устно рассказывают о семье Левонтия.

- Можно ли назвать их добрыми людьми?

Учащиеся рассказывают о бабушке Катерине Петровне.

-В чем проявилась ее доброта? Какие качества характера вы определили?

В)В.Г. Распутин "Уроки французского". (Отвечает партнер №4).

Учащиеся рассказывают об учительнице Лидии Михайловне.

-В чем проявилась ее доброта?

М.М. Пришвин

"Кладовая солнца"

В.П. Астафьев

"Конь с розовой гривой"

В.Г. Распутин

"Уроки французского"

Антипыч

- Травка

- соседи детей

- Левонтий

- Васеня

- бабушка Катерина Петровна

- Лидия Михайловна


Не только люди, но и животные (Травка) совершают добро, потому что, по словам писателя Леонида Андреева, «все живое имеет одну и ту же душу»

IV.Выводы, обобщения.

1.Беседа.

-Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно?

(ответы учащихся)

Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.

-А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?

(ответы)

Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.

-Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими?

(ответы)

-Дайте мне толкование пословице: «Добрые дела и по смерти живут».

(ответы

Вывод: Человека помнят по добрым делам.

2. Посмотрим отрывок из мультфильма «Просто так».

3. Вернемся к нашей таблице. Что изменилось в таблице?

4.Структура «Клок Бадис». (Встретьтесь с партнером в 12 часов и обсудите свои рисунки).

Если б я попросила вас нарисовать символ добра, что вы нарисовали бы, какие цвета использовали бы?

Дайте объяснение, почему именно этот сюжет и эти краски.

Вывод: Вы выбрали то, что радует людей, краски добра не раздражают нас.

5.Чтобы завершить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение О. Верниковой. Какова главная мысль стихотворения. Как она связано с темой урока?

Сказка о Доброте

Шла по свету девушка простая
С именем редчайшим - Доброта,
Лед Бездушья с ней при встрече таял,
И остепенялась Суета.

Злоба выходила на дорогу,
И с Разбоем шла на Доброту,
Встретив, вырождалась понемногу,
Доброте вредить невмоготу!!!

Ложь порой так искренне краснела
При нежданной встрече с Добротой,
Лесть же подлизаться не сумела,
И ушла, прикрывшись Темнотой.

Долго в одиночестве шагала
Доброта по честному пути,
Но однажды Дружбу повстречала,
С нею веселей вдвойне идти.

Дружба позвала с собою Радость
С Радостью примчалась Красота,
Все же победит любую Гадость
В жизни непременно Доброта!

V.Рефлексия.

1.Какой вывод можно сделать?

Вывод: жизнь дана на добрые дела.

2. А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым?

Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.

VI. Подведение итогов.

  1. Составьте синквейны по теме урока.


© 2010-2022