Разработка по литературе на тему Лингвистическое лото

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка по литературе на тему Лингвистическое лотоМетодический кабинет

Криворожской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. № 41












(воспитательное мероприятие для недели русского языка и литературы)

5-8 классы



Подготовила: Борисюк

Людмила Степановна,

учитель русского языка

и литературы

ІІ квалификационной категории


Кривой Рог

2013

Лингвистическое лото «Приглашаем в Лингвоград!»

(воспитательное мероприятие для недели русского языка и литературы)

5-8 классы

Цель: вызвать у учащихся интерес к углублённому изучению русского языка; воспитывать внимание, скрупулёзность при выполнении сложных заданий.

Оборудование: ёмкость для листочков-лото заданий (уровень сложности определяется цветом листа); листки-лото задания; бланки для ответов, ручки, сюрпризы для награждений, короны для ведущих, на которых написано «Приглашаем в Лингвоград!»

Место проведения и время: рекреация школы на фоне красочно оформленной стены; на переменах.

ХОД ИГРЫ.

  1. Выполнение учащимися заданий игры

1-3 балла (для учеников 5-х классов)

  1. Сколько основных гласных в русском алфавите?

а) 8; ˅б) 6; в) 4.

  1. Сколько мягких согласных звуков в пословице «Правда, как солнце, её рукою не прикроешь?»

а) 6; б) 2; в) 5.

  1. Какие буквы «обижаются» на то, что их не пишут в начале слов?

а) ф, а; б) й; ы; в) ю; о.

  1. За какими звуками спрятано большое, просторное помещение?

а) бал; б) мал; в) зал.

  1. В каких словах есть соединительная гласная?

а)снегопад, боеприпасы, путешествие, сороконожка;

б)газификация, полустанок, фортепиано, треугольник;

в)сорокалетний, авиапочта, полкилометра, восьмидесятилетний.

а); б) ; в).

  1. Укажите правильный вариант рядов однокоренных слов.

1)Обводить, 2) водоворот, 3) пресноводный, 4)газопровод, 5) сводка, 6) заводь, 7)водород , 8) наводчик

а) 1), 4), 5), 8) и 2), 3), 6), 7);

б) 2), 3), 4)и 1), 5), 6), 7), 8);

в) 1), 2), 3), 5), 6), 7), 8) и 2), 7 .

  1. В каких словах приставка на имеет значение «вдоволь», «досыта»?

1) надгрызть, 2) нагуляться, 3) насмотреться, 4) нагреть, 5) насмеяться, 6) написать, 7) насытиться, 8) наколоть.

а) 1, 6, 4, 8; б) 2, 3, 5, 7; в) во всех.

  1. Какие слова состоят только из мягких согласных звуков?

  1. Десять, 2) везде; 3)цепочка; 4) ядро; 5) метель;

6) лебедь, 7) насытиться, 8) наколоть.

а) 1, 2, 5, 6; б) все; в) 3, 4, 7, 8, 9.

  1. Какие из слов означают одушевлённые и неодушевлённые предметы одновременно?

1)Лисичка, 2) овсянка; 3) пеночка; 4) мандарин; 5) гриф; 6) испанка; 7) свинка, 8) титан

а) 1, 3, 5; б) все; в) 2, 4, 6, 7, 8.

  1. Какие из перечисленных слов могут быть двумя частями речи?

  1. Шило, 2) зубило, 3) покрывало, 4) одеяло, 5) сало, 6) дуло, 7) масло, 8) повидло,

9) рыло, 10) светило

а)все; б) 2, 4, 5, 7, 8; в) 1, 3, 6, 9, 10.

4-5 баллов (для учеников 6 классов)

1. Какие из слов имеют две приставки?

1) Подзаряжать, 2) безразличный, 3) преподавать, 4) предпочитать, 5) присоединять,

6) унаследовать, 7) недовыполнять, 8) преодолевать, 9) принадлежать

а) все; б) 1, 2, 4, 8; в)2, 5, 6, 7, 9.

2. Укажите синонимические прилагательные.

1) Неверный, 2) ошибочный, 3)ложный, 4)неправильный, 5) фальшивый, 6) неубедительный,

7) мнимый, 8) вероломный. а) все; б) 3, 7, 8, 6, 5; в) 1, 2, 4.

3.Укажите синонимические прилагательные.

1) Молчаливый, 2) бессловесный, 3) застенчивый, 4)тихий, 5) замкнутый, 6) неразговорчивый,

7) скромный а) 1, 2, 6; б) все; в) 3, 4, 5, 7.

4. Какие из существительных имеют форму только единственного числа?

1) Уксус, 2) мёд, 3) конфета, 4) ситец, 5) горох, 6) пирожок, 7) хворост, 8) изюм,

9) керосин, 10) груша. а) все; б) 3, 6, 10; в) 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9.

5. В каких словах е не смягчает предшествующий согласный, а произносится как э?

1) Тире, 2) модель, 3) фонетика, 4) партер, 5) темп, 6) антенна, 7) термос.

а) 1, 3, 5; б) 2, 4, 6 ; в) во всех.

6. Определите существительные женского рода.

1) Флигель, 2) зыбь, 3) янтарь, 4) роскошь, 5) мозоль, 6) вуаль, 7) рояль, 8) тюль,

9) вестибюль, 10) бутыль. а) 2, 4, 5, 6, 10 ; б) все; в) 1, 3, 7, 8, 9.

7. Сколько многозначных слов среди перечисленных?

Язык, ключ, корпус, цитата, свежий, идти. а) 6; б) 5; в) 3.

8. В скольких существительных произойдут изменения в склонении, если перенести ударение с одного слога на другой?

Белки, капель, ворот, полки, замки, муки, атлас, проволочка.

а) 2; б) 4; в) 8.

9. Сколько существительных имеют общий род?

1) Пустомеля, 2) замарашка, 3) стрекоза, 4) егоза, 5) оюжора, 6) соперница, 7) белоручка а) 5 ; б) 3 ; в) все.

10. В скольких словах надо писать букву Я?

Тр..сина, за..ц, вал..нки, кр..хтеть, пам..тка. а) 4 ; б) 2 ; в) во всех.

  1. В каком произведении использованы эти слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Уголок, кусочек, голубушка, шейка, глазки, носок, светик?

а) И.А. Крылов «Ворона и лисица»;

б) М.Ю Лермонтов «Колыбельная»;

в) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» .

6 баллов (для учащихся старше 6 класса)

  1. От каких глаголов можно образовать форму 1-го лица единственного числа?

1) Чудить, 2) мурлыкать, 3) скользить, 4) хныкать, 5) победить, 6) дудеть,

7) чадить. а) от всех ; б) 2, 3, 4; в) 1, 2, 5, 7.

  1. От скольких глаголов можно образовать противоположный вид?

Ринуться, развеселиться, очнуться, встрепенуться, наглядеться.

а) от 5; б) от 3; в) ни от одного.

  1. Сколько слов из перечисленных могут употребляться и как существительное и как глагол (или прилагательное)? а) 8; б) все; в) 5.

Дорога, село, потолок, пристань, пила, были, стекло, гладь, мыли, носит.

  1. Найдите «четвёртое лишнее».

1)Слово в слово; 2) тютелька в тютельку; 3) вилами по воде писано;4) комар носа не подточит. а) 3 ; б) 4; в) 2 .

  1. Найдите синоним к фразеологизму.

Витать в облаках, строить воздушные замки , искать жар-птицу.

а)преувеличивать; б) фантазировать; в) победить.

  1. Сколько из перечисленных существительных мужского рода?

Знамя, кофе, тополь, картофель, самоучка, туш, алоэ, колибри.

а) 4; б) 2; в) 6 .

  1. Что измениться, если в словах переставить ударения?

Атлас, орган, хлопок, пироги, стрелки, засыпать, хаос, кружки.

а) род; б) лексическое значение; в) склонение .

  1. Какие из прилагательных перешли в разряд существительных?

  1. Кладовая, 2) булочная, 3) умный, 4) лесничий,5) мороженое, 6) знакомый,

7) летний, 8) военный, 9) больной, 10) фиолетовый.

а) все; б) 4, 6, 8, 10; в) 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9 .

  1. Что произойдёт с существительными, если перенести ударение?

Бури, копи, дроби, окуни, отруби, пряди, соли.

а) Никаких изменений не произойдёт;

б) они станут глаголами в форме повелительного наклонения;

в) существительные изменят род .

  1. Сколько прилагательных пишутся с н?

Рья..ый, румя..ый, смышлё..ый, ветре..ый, ю..ый, сви..ой, лома..ый.

а) все; б) 4; в) 2 .

II. Награждение победителей происходит сразу же - за правильный ответ -сюрпризы.

ІІІ. Подведение итогов - по результатам анализа бланков для ответов

  • самый активный класс;

  • самый активный и смышлёный ученик.

Литература

Пилипенко Ж.В., Донина А.Д., Макаренко А.А., Новик А.В. Неделя русского языка и литературы в школе. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2008. - С. 6-10.

5


© 2010-2022