• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Выпускной проект по теме: «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы в основной школе в условиях реализации ФГОС»

Выпускной проект по теме: «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы в основной школе в условиях реализации ФГОС»

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы явл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

Выпускной проект по теме: «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы в основной школе в условиях реализации ФГОС».

Срок выполнения проекта: 18 мая 2015 - 29 мая 2015

Разработчики проекта:

Портнова Наталья Владимировна,

Шахова Елена Анантольевна,

учителя русского языка и литературы МБУ школы № 32 г. о. Тольятти



Проект допущен к защите:

«29» мая 2015 г.


Руководитель проекта:


__________Прокофьева Н.В.






Тольятти,

2015

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………… 2

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта………………………………………………4

Объект проектирования……………………………………………………………4

Предмет проектирования…………………………………………………………..4

Гипотеза проекта…………………………………………………………………..4

Цель проекта………………………………………………………………………..4

Задачи проекта……………………………………………………………………...4

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы и механизм реализации проекта…………………………………………5

Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)…………11

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта……………………………….11

Перспективы развития и реализации проекта…………………………………11

План по реализации проекта………………………………………………………12

Список использованных нормативных документов и источников информациии13












Аннотация

Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей. Новые задачи требуют такого подхода к обучению детей, который позволял бы учитывать индивидуальные особенности учащихся, формировал основные учебно- познавательные компетентности ученика.

Между тем, в школе ещё редко можно увидеть такую организацию работы на уроке, которая была бы направлена на формирование приёмов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приёмам наблюдения, анализа, систематизации изучаемого материала, выведения правил, т.е. тем приёмам, которые составляют основу учебно - познавательной деятельности школьников.

Одним из интересных приёмов, используемых в образовательном процессе, является разноуровневое обучение. Оно позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся при планировании их работы на уроке. Построенный на разноуровневом обучении образовательный процесс отличается несколькими особенностями: опережающим характером обучения, модульным содержанием образования, многовариантностью и гибкостью форм, методов и средств обучения.

Раздел I. Актуальность

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения русскому языку в основной школе в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является технология разноуровневого обучения.

Объектом являются учащиеся 5-9 классов.

Предметом проектирования являются формирование основных УУД и развитие индивидуальных способностей учащихся.

Цель проекта - способствовать развитию образо­ванной личности, умеющей приобретать и применять знания, на основе организации разноуровневой работы на уроках русского языка.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

  • Формирование прочных орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых навыков

  • Формирование и развитие коммуникативных УУД

  • Формирование и развитие познавательных УУД (действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания).

  • Формирование и развитие регулятивных УУД

  • Развитие личностных УУД

Раздел II. Основная часть.

Этапы и механизм реализации проекта

Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Если ученик успешно достигает запланированного уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то их необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями.

Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит:

-в делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям);

-в разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний;

-в оценивании деятельности учащихся.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для слабых учащихся:1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для учащихся со средними способностями: 1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для сильных учеников:1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрывать творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Ведущая идея технологии разноуровневого обучения - учение без принуждения, т.е. создание реальных условий овладения учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, создание условий для развития творческого потенциала каждого школьника.

При внедрении уровневой дифференциации обучения необходимо создать условия его осуществления:

  • изучение индивидуальных и типологических особенностей;

  • умение анализировать учебный материал, выделить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

  • составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

  • умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;

  • создание мотивации успешности учения;

  • активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

  • организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решения задач;

  • выявление и оценка способов учебной работы;

  • обеспечение контроля и оценка не только результата, но и процесса учения.

Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у детей школьного возраста. Учащимся предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального, базового и творческого (повышенного). Осуществляется принцип: «возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». При этом отношения «учитель-ученик» претерпевают глубокие изменения: ученик все больше становится субъектом учения, а учитель - консультантом, партнером, между ними устанавливаются договорные отношения. Сущность уровневого обучения заключается в создании условий, обеспечивающих включение каждого ученика в работу в соответствии с уровнем его развития (уровней обученности и восприимчивости к обучению).

Исходные научные идеи

1. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности.

2. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Уровень развития и обученности ученика определяется с помощью диагностических тестов. По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:

1 уровень - стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».

2 уровень - базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».

3 уровень - продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

При систематическом использовании методики уровневого обучения ученики могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.

Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Чаще всего педагоги используют разноуровневые задания на этапе закрепления знаний, тогда как такие задания, на мой взгляд, наиболее эффективны именно на уроках первого типа при изучении нового материала. В процессе самостоятельного изучения нового материала ученик, работая на выбранном уровне, выполняет ряд заданий, которые формируют у него один важный компонент учебной компетенции: ученик усваивает алгоритм деятельности, направленной на то, чтобы сделать собственное маленькое научное открытие в виде правила, закономерности и т.д. И пусть это правило уже давно сформулировано и напечатано в учебнике. Пусть! Главное - это неповторимое чувство открытия, собственной успешности, возникшее в этот момент в душе ученика.

Такие уроки учитель строит исходя из особенностей класса, уровня подготовленности учеников и многого другого. От фрагментов урока с использование разноуровневых заданий можно переходить к использованию таких заданий на разных этапах урока или в течение всего урока, подготавливая таким образом и себя, и учеников к работе на модульном уроке.

Положительные аспекты разноуровневого обучения:

  • появляется уровень мотивации учения;

  • появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;

  • появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;

  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

  • повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

  • в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;

  • исключается уравниловка и усреднение учащихся.

В чем сущность инновационного опыта?

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Разноуровневая организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Разноуровневый подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Система действий учителя и ученика

Она состоит из следующих этапов.

1. Предварительный.

Учитель определяет в действиях школьников минимального, базового и продвинутого уровней усвоения учебного материала.

2. Диагностический.

Учитель разрабатывает задания для выявления уровня усвоения знаний. Проводит диагностику обученности школьников. Анкетирует учащихся, беседует с классным руководителем, учащимися и их родителями. Учащиеся самоопределяются в области выбора уровня изучения данного предмета на основе результатов диагностики и своих интересов.

3. Этап распределения учащихся по группам.

Учитель организует распределение учащихся по группам. Уточняет содержание обучения для разных групп. Разрабатывает чёткие требования к уровню образовательной подготовки применительно к каждому уровню. Предоставляет учащимся разработанные требования.

Учащиеся выбирают определённую группу. Участвуют в обсуждении предлагаемых учителем требований к уровню образовательной подготовки в той или иной группе.

4. Этап реализации уровневого обучения.

Учитель организует работу учащихся в группах.

Учащиеся организуют свою учебную деятельность в рамках выбранной группы.

5. Этап оценки результатов образовательной подготовки в условиях уровневого обучения.

Способы оценивания:

Индивидуальный способ оценивания - успехи ученика сравниваются с его же прошлым опытом.

Сопоставительный способ оценивания - результаты, действия ученика сравнивают с аналогичными результатами, действиями других учеников.

Нормативный способ оценивания - результаты, действия ученика сравнивают с установленными образцами, нормами.

Учитель оценивает учащихся с позиции приложенных усилий.

Учащиеся осуществляют самооценку достигнутых результатов.

Ожидаемые результаты проекта

Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников - на повышенном уровне. Ученик отрабатывает орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые навыки, работая на первом уровне, и получает возможность и мотивы переходить на более высокий уровень. При таком подходе удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта

Тип ресурса

Имеющиеся ресурсы

Интеллектуальные

Образование

Курсы повышения квалификации

Публикации статей на тему проекта.

Материально-технические

Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран, колонки),

Видеозаписи,

Интернет


Перспективы развития и реализации проекта

Равнодушные лица исчезнут, комплекс неполноценности не будет развиваться, учащиеся получат возможность расти, осознанно поднимаясь с первой ступеньки на вторую, со второй на третью. А это уже воплощение идеи гуманизации школы: каждый ребёнок будет нужен учителю, каждый уважаем за труд, да и себя дети станут больше уважать и реально, объективно оценивать свои достижения. Снизятся типичные для учащихся с низкой самооценкой стрессовые ситуации и уровень тревожности. Повысится самооценка, а также по мере осознания учащимися собственной ценности, компетентности, дается возможность ощутить позитивную поддержку со стороны значимых других (сверстников). Формируются навыки личностного самовоспитания. Разноуровневый характер обучения позволит учитывать индивидуальные способности детей, создаст ситуации для трансформации у учащихся негативных представлений о себе, развития у них ощущения собственной значимости, ценности, компетентности, веру в самих себя, уважение к самим себе. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

План по реализации проекта

«Технология разноуровневого обучения на уроках русского языка в основной школе в условиях реализации ФГОС».

Этапы

Мероприятия

Срок

Результаты

1

Диагностический

1.Анализ трудностей УВП;

2.Постановка проблемы;

3.Изучение литературы по проблеме.

2012/2013 уч. год

  • Постановка проблемы на МО

  • Доклад на педсовете: «Реализация технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в условиях введения ФГОС»

2

Прогностический

1.Постановка цели, задач работы в рамках проекта;

2.Разработка проекта.

3.Курсы повышения квалификации

2013/2014

уч. год

  • Выступление на МО «Система разноуровневых заданий по русскому языку на уроках в 5 классе»

3

Практический

1.Внедрение проекта в УВП;

2.Формирование методического комплекса по проекту;

3. Стартовая диагностика (анкетирование, наблюдение, беседы);

4.Корректировка проекта.

2014/2015

уч. год

  • Открытые уроки: «Правописание суффиксов глаголов», «Обобщение по теме «Лексика и фразеология», «Род несклоняемых имен существительных»

  • Выступление на педсовете: «Современные образовательные технологии на этапе реализации ФГОС: технология разноуровнего обучения»

  • Трансляции опыта работы (НПК, публикации).

  • Рефлексия

4

Обобщающий

1.Подведение итогов внедрения проекта;

2.Оформление результатов работы по проекту;

3.Дальнейшая реализация проекта в УВП;

4.Распространение опыта;

5.Диагностика.

2015/2016

уч. год

  • Диагностика

  • Аналитический отчет по итогам внедрения проекта.



Список использованных нормативных документов и источников информации

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

  2. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2005.

  3. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно - воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001.

  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.- 176 с.- (Стандарты второго поколения).

  7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.: ТЦ Сфера, 2005.

  8. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995.

  9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006

  10. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. /АПН СССР.- М., 1989.


© 2010-2022