Обобщающий урок Имя прилагательное в совмещенных 5-6 классах (малокомплектной школы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в совмещенном классе 5-6 класс малокомплектной школы

Учитель Садыкова Наталья Федоровна Маяковской средней школы Алтынсаринского района

Тема урока Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.

Тип урока Обобщающий урок.

Задачи Урок направлен на воспитание и формирование разносторонне- развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области морфологии.

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к
учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, использования критического мышления, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий. Данный урок разработан для совмещенных 5-6 классов малокомплектной школы, и позволяет закрепить и систематизировать пройденный материал по теме.

ТДЦ урока:

Образовательная: познакомить с порядком морфологического разбора имени прилагательного; обобщить и систематизировать материал по данной теме;

Теоретический аспект- правописание суффиксов прилагательного, разряды имени прилагательного

Практический аспект- способствовать развитию умений работать с текстом, производить морфологический анализ слов. Посредством имени прилагательного преобразовывать текст, делая его образным.

Развивающая: способствовать развитию навыков работы со справочными материалами, мыслительной деятельности, логические мыслительные операции, интерес к уроку через нестандартные формы работы, способствовать развитию интеллектуальных умений (сравнение сопоставление, классификации, умение делать выводы)

Воспитывающая: : Формировать любовь к трудолюбию, стремлению

к открытиям и находкам.

Тип урока: урок - обобщение

Задачи Урок направлен на воспитание и формирование разносторонне- развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области морфологии

Ход урока

  1. Организационный момент

Мотивация (Слайд № 1)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим друзьям!

К уроку готовы?

Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

II Этап актуализации знаний (Слайд № 2)

Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет -
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

- скажите, ребята, для чего нам необходимо знать имя прилагательное

(учащиеся высказывают свои версии - цель урока)

Слайд № 3

III этап фронтальный опрос игра «Снежный ком»

(снежный ком складывается из наращённых предложений - понятий признаков имени прилагательного как части речи, пройденных по теме )

Начинает учитель: Имя прилагательное - это …… (учащиеся продолжают каждый по одному признаку, например: … самостоятельная часть речи, следующий: которая отвечает на вопросы Какой?, Какая?, Чей?, Каков?- краткое прилагательное и т.д. )

Учитель: молодцы, ребята! Правило знаете отлично!

IV Распределительный диктант (обучающая карта приложение) задание № 1

6 класс

Определить, к какому разряду относятся названные учителем имена прилагательные. В соответствующей колонке указать только номер прозвучавшего имени прилагательного.


Разряды имен прилагательных

качественные

относительные

притяжательные




  1. заячий

  2. сильный

  3. небесный

  4. лисий

  5. приветливый

  6. твердый

  7. деревянный

  8. каменный взгляд

5 класс

Составить с любыми вышеприведенными прилагательными предложение, указать синтаксическую роль прилагательных

По завершении работы взаимопроверка, выставление оценок по критериям в оценочный лист (приложение )

V этап - Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
(оконная рама)

- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели? (1 ученик проговаривает правило )

6 класс сигнальный диктант - Сколько Н в словах?
Серебря…ая ложка, глиня…ая чашка, петуши…ый крик, ю…ый герой, румя…ые яблоки, соломе…ая шляпка, песча…ая почва, листве…ая аллея, деревя…ый стол, стари…ый циферблат, ветре…ое утро, кожа…ый диван, родстве…ые отношения, пламе…ое чувство.
(ученики показывают карточки: Н или НН, если кто- то ошибается, проговаривает вновь правило).

5 класс работа с загадками по упражнению учебника 874 стр 252 -253

найти прилагательные подчеркнуть, указать синтаксическую роль, определить падеж имени прилагательного. Подобрать свои загадки

Выставим оценку в оценочный лист в графе Задание №2 (в приложении)

VI этап 6 класс групповая работа «Вспомним правило» степени сравнения прилагательных

какие степени сравнения имеет имя прилагательное?
(сравнительная и превосходная)
- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
- А как образуется превосходная степень простая и составная?

Доработать кластер «Степени сравнения прилагательных» (заранее подготовленный кластер, который необходимо доработать)

Защита кластера

5 класс упражнение «Смекалочка»

По учебнику упр 876 стр 253

- как узнали , о какой птице идет речь? Какие слова помогли вам узнать

(ответ учащихся - имя прилагательное)

Записать свои примеры, с описанием любого животного не называя его.

(учащиеся в паре составляют свои загадки, загадывают друг другу)

Физминутка (электронная презентация приложение)

VII редактирование текста самопроверка текста оценивание

Учитель

- Ну а сейчас вы поработаете редакторами. В тексте допущены ошибки в употреблении прилагательных в степени сравнения. Найдите ошибки в предложениях и устраните их.

(задание для 6 и 5 классов)
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы - февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?
(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
- Вы должны отредактировать текст.

V III морфологически разбор самостоятельная по заготовке в карте

по предложению На берегу великолепной реки Тобол расположились необычные красивые скульптуры.

5 и 6 класс

__ ( )___________ Часть речи

  1. Месяц (________?) _____________________

  2. Н.Ф.- _________________________ (И.п., м.р., ед ч.)

Пост признаки ______________________

Непост. признаки____________________________________________

III _______________ (_______)

6 класс IX тесты электронные

5 класс синквейн о прилагательном

1 строка ________________

Имя существительное (что ?)

2 строка _________________________

2 прилагательных

3 строка _______________________________

3 глагола

X Рефлексия и оценивание (для рефлексии на доске размещен рисунок яблони без плодов)

Учитель: - ребята, урок подошёл к концу, подведите итог в оценочных листах, выставьте себе оценку за урок (среднее арифметическое). Как вы считаете, урок прошёл плодотворно? , Если да, то перед вами весит дерево без плодов, давайте на него развесим ваши яблочки- оценки. (Учащиеся подходят и развешивают плоды- отметки, соответствующие своей оценке за урок: красные яблоки - отметка «5», оранжевые -«4», зеленые «3» )

Д/З Подготовится к контрольной работе по теме имя прилагательное


© 2010-2022