Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

1. Выработка орфографической зоркости .

Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы. Учитывая условия МБЛПУ «ГДКБ №4» , в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс, целью моей работы является реализация индивидуальной траектории развития и обучения каждого больного ребёнка, ликвидация пробелов в знаниях. Для ее реализации использую задания с учётом уровневой дифференциации, групповые и индивидуальные формы работы, различные методы обучения, формы контроля: тестирование, тематический зачёт, диктант.

Применение опорных схем и алгоритмов на уроках русского языка помогли обучающимся осмыслить изучаемые правила, способствовали развитию орфографической зоркости.

Главное в словарно-орфографической работе - выработка орфографической зоркости. Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму. Помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться.

На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. В словарные диктанты включаю слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.

Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать стихи, считалки.

Каждый ученик ежедневно должен чувствовать ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.

Как добиться, чтобы ученик не только заучивал правила, но и видел орфограммы?

Выработка навыков правописания - процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Ученик должен приходить на урок с определенным настроением, стремиться к знаниям.

Каждый урок должен заканчиваться подведением итога. В конце урока ученики должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке. За эти 5-7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Это прекрасное повторение и закрепление, способствующее активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.

2.Проверочные работы как средство развития опорных умений и навыков учащихся.

Практика показывает, что формирование орфографической зоркости - очень трудный и длительный процесс.

Моя система проверочных работ предусматривает проверку знаний учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление, активное оперирование усвоенным материалом.

Для проверки первичного усвоения я предлагаю наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изучаемого материала.

Для проверки прочности усвоения материала и умения оперировать изученным материалом использую более сложные задания, включающие и вопросы по повторению.

Третий этап - этап контрольной или творческой проверки знаний, умений и навыков по определенной теме; его цель - установить, насколько свободно и уверенно учащиеся владеют знаниями, насколько сформированы их умения и навыки.

Время проведения проверочной работы 5-10 минут; итоговые, творческие задания рассчитаны на 15-20 минут.

Некоторые работы по теме "Глагол"(V класс) обеспечивают развитие умений распознавать части речи, подбирать однокоренные слова, устанавливать морфемный состав слов.

  1. Выписать глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть.

Никита распахнул окно, выглянул на улицу. Лужи сверкали, все стало таким нарядным и веселым, что захотелось сейчас же выбежать на улицу и босиком отправиться путешествовать по теплым лужам…

Постепенно формируя умение замечать орфограммы, ни на минуту не забываю о конечной цели - каждый обучающийся должен реагировать на индивидуальные затруднения. Это способствует лучшему усвоению знаний, их дифференцировке и систематизации.

2. Почему слова сушить и сохнуть, слышать и слушать имеют разные личные окончания?

3. Написать 6-10 приставочных глаголов в форме 2-го и 3-го лица ед. числа с безударными личными окончаниями. Обозначить орфограммы в записанных глаголах.

4. Записать слова, состоящие из следующих морфем: "приставка + корень + окончание" (и т. д.). Какая это часть речи?

Данные работы выявляют не только умение опознавать глаголы и их морфемный состав, но и умение обосновывать их написание. Обучающиеся осознают, что нужно не просто знать правило, уметь его воспроизводить, но и пользоваться им: поставить каждый из глаголов в неопределенную форму, по ней установить спряжение, проверив, не входит ли данный глагол в число исключений или разноспрягаемых глаголов.

5. Написать под диктовку в две колонки слова: 1) с мягким знаком после шипящих, 2) без мягкого знака.

Чувствуешь, дрожь, молодежь, горяч, беречь, похож, грач, развлечь, шипуч, помощь, матч, свеж, печь, семь задач, пожалеешь, (нет) пожарищ, хорош, трубач, сделаешь, живуч, рожь, линюч, дичь, помочь, лечь, луч, училищ, дочь, роскошь, сжечь, жгуч, блестящ, царевич, отрежь.

Обучающиеся, постоянно сталкиваясь с посильными для них трудностями, учатся переключению с одного орфографического действия на другое, глубоко осознавая их. Благодаря этому, частные операции объединяются в целостное сложное действие, характерными признаками которого являются быстрота и четкость выполнения.

Планомерное управление умственными действиями учащихся через специальные обобщающие упражнения и проверочные работы дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические.

3.Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного материала.

Повторение дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить еще раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил. Однако задачи повторения не исчерпываются этим. Они включают в себя совершенствование приемов умственной работы (опознавание, отнесение орфограмм к определенному орфографическому правилу; определение написаний в упражнениях, построенных на трудном языковом материале), обобщение материала, отработку навыков самоконтроля.

При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала и дальнейшее его закрепление, не у всех учащихся вырабатываются прочные орфографические навыки. По моим данным, такие написания, как безударные гласные корня, не с частями речи, употребление н-нн в составе слова, употребление дефиса, дают высокий (30-50 % от общего числа) процент ошибок даже в старших классах. Одна из причин низкого уровня обученности школьников - отсутствие дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений (предъявлении), чтобы навык сформировался. Например, в моей, практике при изучении правописания безударных окончаний имен существительных в V классе, где у школьников формировались навыки самоконтроля (письменное грамматическое обоснование до записи существительного), ошибки исчезли после второго упражнения (группа хорошо успевающих школьников), после третьего (среднеуспевающие) и после шестого (слабоуспевающие). Использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы. Алгоритм дает возможность "собрать" в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое правило.

Уроки повторения провожу и в конце года - обобщающие уроки, и понятно, что главная задача таких уроков - привести в систему полученные знания. Уроки обобщения должны сосредоточивать внимание учащихся на практически нужном материале. Уроки повторения - уроки, развивающие самостоятельность и инициативу учащихся: они создают и свои упражнения, и разнообразные карточки - зачеты и пишут разного рода творческие работы.

Если доводить до сведения школьников, какие конкретные, определенные цели поставлены при изучении темы и какие конкретные результаты при этом должны быть достигнуты, создается мотивация учения, что организует и дисциплинирует обучающихся. Уроки повторения обогащают не только учащихся, но и учителя. Поиск новых форм работы - всегда радость, радость творчества.

4.Орфографическая работа в период изучения синтаксиса в 6 - 9 классах.

Ликвидируя пробелы в орфографической подготовке обучающихся, продолжаю работать над правописанием корней слов, правописанием не и ни, написанием н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях. Работу с этими орфограммами провожу, как правило, в форме орфографического анализа текста, предназначенного для изучения синтаксического материала. Постоянное внимание к орфографии неизменно даёт положительные результаты. Например, использую тексты об олимпиадах. (Зимняя Олимпиада в Сочи - 2014).

Эмблема игр

Каждые Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему, символизирующую город и страну-организатора. Обычно, но не всегда, элементом эмблемы являются олимпийские кольца. Официальная олимпийская эмблема состоит из олимпийского символа и олимпийского девиза: символ - это пять переплетенных цветных колец на белом фоне, а

официальный девиз - «Быстрее, выше, сильнее!», который в последние Игры изменялся, либо можно сказать, помимо официального, придумывали

другой. Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК. Национальные олимпийские комитеты каждый раз имели свою собственную эмблему. Это прописано в Олимпийской хартии, как и то, что использование эмблемы другими организациями в любых коммерческих целях без разрешения МОК запрещено.

Задание.

  1. Выпишите слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова, подберите однокоренные слова. Как они пишутся?

  2. Выпишите слова с фонетическим процессом оглушения согласных.

Олимпийский огонь

Эстафета олимпийского огня 2008 г. Лондон Впервые олимпийский огонь был зажжен на IX летних Играх в Амстердаме. Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Олимпийский огонь на факеле передается от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населенным континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало Игр. По завершении всех соревнований олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие Игр. Первая эстафета олимпийского огня из Олимпии и церемония зажжения олимпийского костра были проведены на XI летних Олимпийских играх в Берлине (Германия) в 1936 году. Огонь был зажжен в Олимпии 20 июля 1936 года, эстафета закончилась в Берлине 1 августа 1936 года.

Задание.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Из предложения 3 выпишите слова, где все согласные звонкие.

3. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне.

Талисманы

Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное изображение, которое ассоциируется в представлении большинства людей с принимающей страной. Традиция была положена во время X зимних Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году, когда талисманом стало изображение лыжника.

Задание.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Дайте этимологическое толкование слова «талисман.

3. Выпишите словарные слова.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

5. Каким вы представляете себе талисман Сочи-2014? Обоснуйте свой

ответ в форме увлекательного рассказа или сказки.

Олимпийская СИМВОЛИКА

Олимпийская символика - атрибуты Олимпийских игр, используемые Международным олимпийским комитетом для продвижения идеи олимпийского движения во всем мире. К олимпийским символам относятся: флаг, кольца, гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, оливковая ветвь, салют, талисманы, эмблема. Всякое использование олимпийских символов в коммерческих целях запрещено Олимпийской хартией.

Задание.

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки

препинания.

2. Выписать слова, в которых звуков больше, чем букв.

Следж-хоккей

Следж-хоккей является прямым потомком хоккея с шайбой. Он был изобретен в реабилитационном центре в Стокгольме в начале 1960-х годов группой шведов. Лишившись возможности передвигаться на ногах, но желая продолжить игру в любимый хоккей, шведы модифицировали металлические санки, прикрепив к ним два обычных коньковых полоза, чтобы шайба могла на ребре свободно проходить под санями. Используя в качестве клюшек круглые палки с велосипедными ручками, спортсмены играли без вратаря на озере к югу от Стокгольма. Игра получила широкое признание. Как и в обычном хоккее с шайбой, игра заключается в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить ее наибольшее количество раз в ворота соперника, не пропустив шайбу в свои. Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков, включая вратаря, общее количество игроков в команде - 15. Оборудование игры состоит из полозных саней вместо коньков и двух клюшек, зубчатых с одного конца и изогнутых с другого. Быстрым движением кисти игроки могут разворачиваться, отталкиваясь ото льда с помощью металлических зубьев клюшки, а изогнутым концом клюшки они передают пас и бьют по воротам.

Задание.

1. Сделайте морфологический разбор деепричастий желая, лишившись.

2. Разберите по составу деепричастие отталкиваясь.

3. Запишите три-четыре однокоренных слова различных частей речи.

Экстремальный спорт

Экстремальным называют такой спорт, в котором борьба природы, водной или снежной стихией, льдом имеет не меньшее чем соперничество с противником. При этом имеется в виду, противоборство происходит в естественной среде: волны, малоисследованные горы, низкие температуры, сила притяжения. Экстремальный спорт бывает летним и зимним. К летним относятся серфинг, виндсерфинг, роллер спорт, скейтбординг, маунтинбайк, рафтинг, подводное плавание и другие. К зимним - сноубординг, виндсерфинг, ледолазание, фристайл. Мир экстремального спорта - особая субкультура, в которую настоящему дано проникнуть только отчаянным и смелым людям.

Задание.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Выпишите слова и словосочетания, которые входят в тематическую

группу «Спорт».

3. Объясните этимологическое происхождение названий видов спорта,

используя «Словарь олимпийских зимних видов спорта.

Гимн

Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. Музыка занимает важнейшее место в программе Олимпиад. В 1896 г. на первой современной Олимпиаде - был впервые исполнен олимпийский гимн, написанный греческим композитором Спиросом Самарасом на стихи Костиса Паламаса и переведенный на многие языки мира. В 1958 г. МОК признал его официальным гимном Олимпийских игр. На церемониях открытия и закрытия Олимпиад звучат лучшие произведения национального и мирового музыкального искусства, среди которых есть песни, написанные специально к Олимпиаде. Так, на открытии московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. А на торжественной церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова: До свиданья, Москва, до свиданья! Олимпийская сказка, прощай!

Задание.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

2. Определите основную мысль текста.

3. Выпишите из текста ключевые слова.

4. Из последнего предложения выпишите все слова, где все согласные глухие.

Итак, словарно - орфографическая работа дает положительный эффект, если носит развивающий характер: воспитывает интерес к малознакомым словам, к их происхождению, современному строению, к значению и оттенкам значения в разных контекстах.

Заключение

Эффективность обучения орфографии зависит от знания и понимания учителем теоретических основ правописания. Д.Н. Ушаков считал, что такое занятие необходимо и учителям, и широким слоям пишущих, так как "постоянно встречающийся у нас в образованном обществе недостаток известных теоретических сведений мешает правильному отношению и к вопросам реформирования письма".

Литература

  1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой - 2-е изд. - М., 1989. - с. 159.

  2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. - М.1947: 4-е изд. - М., 1954.

  3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - 12-е изд. - М.1963. - с. 35

  4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, - 2-е изд. перераб. и доп. - М., 1966.- с.250.

  5. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., "Просвещение", 1980. - с.266.

  6. Кузьмина С.М. О новой редакции "Правил русской орфографии и пунктуации"// "Русская словесность" №2, 1995 г.

  7. Бучкина Б.З. "Правила русской орфографии и пунктуации", 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1

  8. Разумовская М.М. Умения как организующая основа обучения орфографии. - М., «Просвещение», 1990. - с.159.



© 2010-2022