- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Роль ИКТ на уроках русского языка
Статья Роль ИКТ на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савченко Е.В. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование ИКТ на уроках русского языка
Савченко Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицей №6 Октябрьского района ГО г. Уфа РБ
e-mail: [email protected]
Русский язык дается далеко не всем, в связи с этим обучению следует уделять достаточно много внимания. В своей практике я столкнулась с рядом трудностей при обучении русскому языку, в частности с пониманием обучающимися абстрактных языковых категорий и понятий. Учитывая, что у большинства обучающихся доминирует наглядно-образный вид мышления, целесообразно использовать наглядности при обучении русскому языку. Изучив ряд методик преподавания (метод проектов, проектно-исследовательская технология), убедилась в том, что использование наглядных средств обучения в сочетании с речевой и практической деятельностью обучающихся дает неплохие результаты.
Почему именно презентация выбрана мной в качестве наглядности?
Во-первых, это современно.
Во-вторых, по сравнению с плакатами и таблицами, её сохранность выше.
В-третьих, создание презентаций даёт более широкий простор фантазии и творчеству.
Процесс обучения должен быть творческим. Обучение, которое исключает творчество как основополагающее условие, - это обучение репродуктивное, рассчитанное на механическое запоминание и воспроизведение информации. Творчество - важнейший механизм социальной адаптации, который позволяет индивиду выразить себя, самоутвердиться в обществе неразрушительным способом, переведя природную агрессию в различные виды созидательной деятельности.
Возможность самовыражения и самоутверждения имеет для подростков первостепенное значение. Если школа лишит их этой возможности, подростки неизбежно будут искать альтернативу в протестной культуре, в разрушении. Почему бы не направить энергию в нужное русло и дать возможность обучающимся творчески подойти к выполнению домашних заданий, создавая презентации? Большинство обучающихся представляют процесс обучения таким образом: что-либо прочитать и воспроизвести прочитанное, выполнить упражнение, но при этом они могут и большей частью заинтересованы в том, чтобы учиться активно. И, конечно, непременное условие - объединение усилий учителя и ученика по совместной выработке правил и алгоритма работы и её анализу. Дети подчас лучше владеют ИКТ, и все же ключевая фигура в образовательном процессе - учитель. Компьютер понемногу становится необходимым для работы, существования в современном информационном пространстве инструментом. И составление учебных презентаций - лишь один из вариантов использования ИКТ в образовательном процессе, помогающий активизировать познавательную активность обучающихся.
Анализируя свою деятельность, я стала понимать, что чрезмерное увлечение презентациями может сыграть отрицательную роль. Возник вопрос: какие темы школьного курса русского языка удобнее представить обучающимся с помощью презентаций и как лучше это сделать.
Объяснение логически завершенного блока
Презентация ознакомительного характераЯ наметила, к каким темам школьного курса русского языка и литературы удобнее использовать презентации. Кроме того, я разработала серию собственных презентаций. Типы, используемых мною презентаций, можно представить в виде схемы:
Отработка теоретического и практического материала
Презентация обучающего характера
Контроль за усвоением новых знаний
Презентация контролирующего характера
К некоторым темам я предлагаю обучающимся самим создать презентацию. Так как большинство обучающихся являются уверенными пользователями ПК, они с энтузиазмом воспринимают такие задания и некоторые выполняют их на очень хорошем уровне. Положительный отзыв о работе учителя и одноклассников формирует ситуацию успеха. От учителя требуется организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. И здесь очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
Бывает, что презентацию создают и слабоуспевающие ученики. К ним, я считаю, можно применить немного завышенную, или авансированную оценку, конечно, соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности и в то же время научился испытывать чувство удовлетворения, как от итога своей деятельности, так и от самого процесса овладения знаниями.
Моя задача, как учителя, не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для творческого развития личности конкретного ученика. В результате моей работы у обучающихся развиваются как общеучебные, так и специальные навыки, повышается интерес к предмету.
Учащиеся класса, обучавшегося русскому языку с использованием презентаций, показали лучший результат по параллели из 4-х классов при тестировании на остаточные знания в начале учебного года: полностью справились с предложенным заданием 15,7% обучающихся. В классе, где качество на конец прошлого учебного года было выше (70% против 60%), этот показатель составил 15,2%. К сожалению, из-за нестабильного состава классов, дальнейший мониторинг по классам не может дать полную картину результатов, поэтому в приведенных диаграммах я учла результаты только тех обучающихся, которые в течение 2-х лет обучались в данном классе.
Динамика успеваемости обучающихся ( в течении 2-х лет)
Обращает на себя внимание тот факт, что значительно выросла инициатива обучающихся в самостоятельном получении знаний, в частности, большинство из них начали активно пользоваться Википедией, справочниками для получения необходимой информации при подготовке к урокам.
Возросла творческая активность, ответственность за выполняемую работу. Многие обучающиеся составили свои презентации, в результате у меня образовалась «копилка» презентаций по различным темам курса русского языка и литературы. Обучающиеся получили бесценный опыт самостоятельного приобретения знаний, умения анализировать и представлять информацию, выделять главные моменты.
Использование описанных мной методов, призванных обеспечивать воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка, эффективно влияет на:
-
Создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания.
-
Осуществление «ненавязчивого» воспитания - благодаря включению обучающихся в творческие виды деятельности.
-
Ориентацию обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию их способностей.
-
Выявление знаний, необходимых школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.