Статья Роль ИКТ на уроках русского языка

В данной статье я решила поделиться моим опытом в сфере применения ИКТ , а именно презентаций, на уроках русского языка. В статье рассказывается, почему именно презентация выбрана мной в качестве средства наглядности на уроке, приводятся сведения, доказывающие, что презентация - помощник ребят в деле освоения русского языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Роль ИКТ на уроках русского языкаСтатья Роль ИКТ на уроках русского языкаИспользование ИКТ на уроках русского языка


Савченко Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей №6 Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

e-mail: [email protected]

Русский язык дается далеко не всем, в связи с этим обучению следует уделять достаточно много внимания. В своей практике я столкнулась с рядом трудностей при обучении русскому языку, в частности с пониманием обучающимися абстрактных языковых категорий и понятий. Учитывая, что у большинства обучающихся доминирует наглядно-образный вид мышления, целесообразно использовать наглядности при обучении русскому языку. Изучив ряд методик преподавания (метод проектов, проектно-исследовательская технология), убедилась в том, что использование наглядных средств обучения в сочетании с речевой и практической деятельностью обучающихся дает неплохие результаты.

Почему именно презентация выбрана мной в качестве наглядности?

Во-первых, это современно.

Во-вторых, по сравнению с плакатами и таблицами, её сохранность выше.

В-третьих, создание презентаций даёт более широкий простор фантазии и творчеству.

Процесс обучения должен быть творческим. Обучение, которое исключает творчество как основополагающее условие, - это обучение репродуктивное, рассчитанное на механическое запоминание и воспроизведение информации. Творчество - важнейший механизм социальной адаптации, который позволяет индивиду выразить себя, самоутвердиться в обществе неразрушительным способом, переведя природную агрессию в различные виды созидательной деятельности.

Возможность самовыражения и самоутверждения имеет для подростков первостепенное значение. Если школа лишит их этой возможности, подростки неизбежно будут искать альтернативу в протестной культуре, в разрушении. Почему бы не направить энергию в нужное русло и дать возможность обучающимся творчески подойти к выполнению домашних заданий, создавая презентации? Большинство обучающихся представляют процесс обучения таким образом: что-либо прочитать и воспроизвести прочитанное, выполнить упражнение, но при этом они могут и большей частью заинтересованы в том, чтобы учиться активно. И, конечно, непременное условие - объединение усилий учителя и ученика по совместной выработке правил и алгоритма работы и её анализу. Дети подчас лучше владеют ИКТ, и все же ключевая фигура в образовательном процессе - учитель. Компьютер понемногу становится необходимым для работы, существования в современном информационном пространстве инструментом. И составление учебных презентаций - лишь один из вариантов использования ИКТ в образовательном процессе, помогающий активизировать познавательную активность обучающихся.

Анализируя свою деятельность, я стала понимать, что чрезмерное увлечение презентациями может сыграть отрицательную роль. Возник вопрос: какие темы школьного курса русского языка удобнее представить обучающимся с помощью презентаций и как лучше это сделать.

Объяснение логически завершенного блока



Презентация ознакомительного характераЯ наметила, к каким темам школьного курса русского языка и литературы удобнее использовать презентации. Кроме того, я разработала серию собственных презентаций. Типы, используемых мною презентаций, можно представить в виде схемы:


Отработка теоретического и практического материала

Презентация обучающего характера


Контроль за усвоением новых знаний



Презентация контролирующего характера


К некоторым темам я предлагаю обучающимся самим создать презентацию. Так как большинство обучающихся являются уверенными пользователями ПК, они с энтузиазмом воспринимают такие задания и некоторые выполняют их на очень хорошем уровне. Положительный отзыв о работе учителя и одноклассников формирует ситуацию успеха. От учителя требуется организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. И здесь очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

Бывает, что презентацию создают и слабоуспевающие ученики. К ним, я считаю, можно применить немного завышенную, или авансированную оценку, конечно, соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности и в то же время научился испытывать чувство удовлетворения, как от итога своей деятельности, так и от самого процесса овладения знаниями.

Моя задача, как учителя, не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для творческого развития личности конкретного ученика. В результате моей работы у обучающихся развиваются как общеучебные, так и специальные навыки, повышается интерес к предмету.

Учащиеся класса, обучавшегося русскому языку с использованием презентаций, показали лучший результат по параллели из 4-х классов при тестировании на остаточные знания в начале учебного года: полностью справились с предложенным заданием 15,7% обучающихся. В классе, где качество на конец прошлого учебного года было выше (70% против 60%), этот показатель составил 15,2%. К сожалению, из-за нестабильного состава классов, дальнейший мониторинг по классам не может дать полную картину результатов, поэтому в приведенных диаграммах я учла результаты только тех обучающихся, которые в течение 2-х лет обучались в данном классе.

Динамика успеваемости обучающихся ( в течении 2-х лет)








Обращает на себя внимание тот факт, что значительно выросла инициатива обучающихся в самостоятельном получении знаний, в частности, большинство из них начали активно пользоваться Википедией, справочниками для получения необходимой информации при подготовке к урокам.

Возросла творческая активность, ответственность за выполняемую работу. Многие обучающиеся составили свои презентации, в результате у меня образовалась «копилка» презентаций по различным темам курса русского языка и литературы. Обучающиеся получили бесценный опыт самостоятельного приобретения знаний, умения анализировать и представлять информацию, выделять главные моменты.

Использование описанных мной методов, призванных обеспечивать воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка, эффективно влияет на:

  • Создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания.

  • Осуществление «ненавязчивого» воспитания - благодаря включению обучающихся в творческие виды деятельности.

  • Ориентацию обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на реализацию их способностей.

  • Выявление знаний, необходимых школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.




© 2010-2022