Урок русского языка в 6 классе по теме: Различение на письме суффиксов прилагательных -К-и -СК-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области




Урок русского языка в 6 классе по теме

«Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-«



Учитель русского языка и литературы

Ярош Н.А.




Доброе



План-конспект урока русского языка в 6 классе

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

Цель:

1. Повторить условия различения на письме суффиксов -К- и -СК-.

2. Закрепить представление об образовании с помощью суффикса -К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса СК- - относительных прилагательных.

3. Повторить сведения о разрядах прилагательных.

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. Формировать умение различать на письме суффиксы -К- и -СК-.

    2. Графически обозначать условия выбора на письме -К- и СК-

  2. Развивающие:

    1. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания.

    2. Развивать логическое мышление.

    3. Развивать речь учащихся, умение строить монологическое высказывание, аргументированно доказывать свою точку зрения.

  3. Воспитательные:

    1. Воспитывать наблюдательность, внимательность, умение анализировать, находить закономерности.

    2. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

    3. Воспитывать аккуратность при оформлении записей.


Оборудование:

  1. Учебник

  2. Рабочие тетради по русскому языку

  3. Раздаточный материал.

I. Запись числа, знакомство с планом урока.

II. Творческая работа

С данными словами составьте и запишите предложения.

  1. В, были, старину, в, деревенских, русских, низкие, избах, потолки. (В старину в русских деревенских избах были низкие потолки).

  2. В, вдоль, комнатах, стояли, стен, узкие, лавки, жесткие. (В комнатах вдоль стен стояли узкие жесткие лавки).


  1. Повтор теории. Воспроизводящая беседа.


  • В записанных предложениях найдите имена прилагательные. По какому признаку вы их отличаете? (Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении являются определениями.)

  • Какие разряды прилагательных вам известны? По каким признакам мы различаем качественные, относительные и притяжательные прилагательные? Определите разряд выше записанных прилагательных и обозначьте в них суффиксы.

Низкие - качественное

Узкие - качественное

Жесткие - качественное

Русских - относительное

Деревенских - относительное


  1. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

Тема записывается в тетрадях.

VII. Упражнения на закрепление материала.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Депутат..ий значок, гигант..ое препятствие, донец..ий шахтер, дет..ое время, солдат..ая служба, дерз..ое нападение, декабрь..ие морозы, охотниц..ий ремень, . пассажир..ий вагон, университет..ое образование, францу..кий язык.

2. Работа по развитию речи.

Творческое задание:

-заменить словосочетания «сущ.+сущ.» синонимичными словосочетаниями «прил.+сущ.»

Коллекция любителя профессия актёра

Дача соседа турнир рыцарей

Костюм матроса житель города

Морозы Сибири пейзажи Кавказа

Занятия на практике сад для детей

Пирамиды Египта язык Франции

3. Цифровой диктант

1- К-

2 -СК-

Пиратский, киргизский, плотницкий, немецкий, скользкий, вязкий, солдатский, колорадский, заводской, якутский, близкий

КОД: 2, 2, 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 1

4.Задание на сообразительность и эрудицию

К прилагательным из левого столбика подберите существительные из правого. В прилагательных выделите суффикс

1.флаг

1.дамас..ая

2.жук

2.альпинист..ое

3.ковёр

3.пират..ий

4.сталь

4.колорад..ий

5.орех

5.урюпин..ий

6.снаряжение

6.персид..ий

7.кружева

7.француз..ие

8.платки

8.грец..ий

9.духи

9.вологод..ие

5. Поисковое задание. Работа с раздаточным материалом.

Выпишите только те слова, от которых образуются прилагательные с суффиксом -К-.

январь, флот, пассажир, горняк, деревня, рыбак, калмык, белорус, узбек, немец.

6. Выборочно-распределительный диктант.

Запишите прилагательные в 2 колонки: с суффиксом -К- и с суффиксом -СК-

(выполняется на отдельных листках с заготовленными заранее таблицами)

-К-

-СК-

Сибирский мороз, скользкий камень, близкое расстояние, кавказский пейзаж, матросский костюм, ткацкий станок, городской житель, английская песня, турецкий берег, саратовские страдания.

7. Перфокарты

Русский египетский французский солдатский

Вязкий соседский казацкий детский

Немецкий турецкий низкий дерзкий

Украинский резкий зверский узкий

Январский рыбацкий близкий ткацкий

КОД: ск, к, к, ск, ск

Ск, ск, к, к, к

Ск, к, к, ск, к

Ск, ск, к, к, к

8. Кроссворд.

От данных существительных образуйте при помощи суффикса -ск- прилагательные и заполните ими кроссворд. С прописной или строчной буквы пишутся эти прилагательные?

1

с

к


2

с

к


3


с

к

4


с

к

5


с

к


6


с

к


7


с

к


8


с

к


9


с

к


10


с

к


  1. Русь

  2. Прага

  3. Кавказ

  4. Оренбург

  5. Кубань

  6. Углич

  7. Рязань

  8. Урал

  9. Казань

  10. Сибирь

V. Выводы урока. Обобщающая беседа.

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание.

§ 65 упр. 376.

Дополнительное задание для желающих: Используя географическую карту мира, запишите 5-7 названий горных хребтов, равнин, океанов, стран, населенных пунктов и других географических названий, которые включают прилагательные с суффиксом -К- или -СК-

Литература:

1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс, -М.: «Вако», 2016.

2.Колчанова С.С. Русский язык. Поурочные планы 6 класс.-Волгоград: «Учитель», 2009.

3. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе.-М.: Просвещение, 1993.

4.Кривоплясова М.Е. Русский язык. Цифровые диктанты. 5-7 классы.-Волгоград: «Учитель», 2007.

5.Брагина С.А. Русский язык. Необычные диктанты. 5-7 классы. -Волгоград: «Учитель», 2007.


© 2010-2022