Методическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуков

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуковМетодическая разработка игры Восхождение на Олимп букв и звуков

Методическая разработка игры «Восхождение на Олимп букв и звуков»

Разработала: Киселева О. А.

01.06.2009

Цели игры:

  1. активизировать познавательную деятельность детей,

  2. развивать логику, интеллект,

  3. способствовать повышению интереса к изучению русского языка,

  4. воспитывать чувство коллективизма.

Оформление:

  1. на доске эмблема, девиз игры, изображение горы Олимп,

  2. пособия для каждого конкурса,

  3. музыкальное оформление в начале и в ходе игры,

  4. на столе жюри протоколы оценок.

Объяснительная записка.

Форма проведения интеллектуальной игры "Восхождение на Олимп" очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.

Данное мероприятие было проведено с ребятами из 6-х, 7-х классов в рамках летней многопредметной смены. Отряд делится на 2 команды из 10 человек. При некоторой корректировке предложенный здесь материал может быть использован в работе с детьми старших классов.

В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам (жюри).

Игровое поле:







6


6










5




5








4






4






3








3




2










2


1












1















Правила игры:

Все участники делятся на две команды, каждая команда выполняет определённые задания разного уровня сложности, поднимаясь по условным ступеням к победе, команда, правильно выполнившая задание поднимается на одну ступень вверх, если участники не справились с заданием, то остаются на прежней ступени. Побеждает команда, которая первой поднимется на Олимп.

Задания для игры:

1-я ступень:

  1. Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. "Как тебя зовут?" - спросили они его. "А как зовут вас?" - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: "Поля, Лена, Рита, Валя". Подумав, мальчик сказал: "Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали". Как звали мальчика? (Ответ: Петя)

  2. Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Ответ: йод)

  3. Даны звуки [л?], [с?], [т?], [э]. Какие три русских слова можно составить из этих звуков (в каждом слове должны быть использованы все звуки, притом только один раз). (Ответ: Лесть, лезть, сельдь)

2 ступень: "Рассыпанные буквы". Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

3 ступень: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

балуюсь (шалить, забавляться)

комбайнер (водитель комбайна)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

вахтер (дежурный сторож)

щавель (растение)

силос (ком для скота)

квартал (часть города)

(дополнительные слова на карточках) Алфавит, договор, звонит, красивее, каталог, щавель, свекла, столяр, торты, туфлями.

4.Ступень: Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками - при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки - дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

А теперь попробуем выполнить задания:

Пароль

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль - слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить - назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: 1) жалость, башня, Дон, бочка, день, 2) гость, бас, гора, дело, жили)

Чья команда победит?

Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей - подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

I

голос -

коза -

злой -

жаль -

жить -

сиять -

II

кора -

кол -

твоих -

шалость -

пить -

пас -

5. Ступень: Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

6. Ступень: Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (типа год - дог).

Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.

(Ответ: роза - Азор, троп - порт, бар - раб, рис - сир, спич - чипс, сорт - трос, йог - гой, сук - кус, заказ - заказ.)

Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке?Пример: як [йак] - Кай.

Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.
(Ответ: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот, парк, ложь, лён, ряб, Сонь, лыж, люк.)

7 ступень: Соберите букет.

  1. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

  2. Соберите во второй букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

Приложения


"Рассыпанные буквы". Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.


"Рассыпанные буквы". Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

гусеница

торты

балуюсь

комбайнер

тефтели

алфавит

звонит

каталог

свекла

торты

мельком

вахтер

щавель

силос

квартал

договор

красивее

щавель

столяр

туфлями

жалость, башня, Дон, бочка, день,

гость, бас, гора, дело, жили



I

голос -

коза -

злой -

жаль -

жить -

сиять -


II

кора -

кол -

твоих -

шалость -

пить -

пас -

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (типа год - дог).

Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.

(Ответ: роза - Азор, троп - порт, бар - раб, рис - сир, спич - чипс, сорт - трос, йог - гой, сук - кус, заказ - заказ.)

Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке? Пример: як [йак] - Кай.

Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.
(Ответ: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот, парк, ложь, лён, ряб, Сонь, лыж, люк.)

Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (типа год - дог).

Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.

Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке? Пример: як [йак] - Кай.

Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.

Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (типа год - дог).

Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.

Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке? Пример: як [йак] - Кай.

Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.


  1. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

  2. Соберите во второй букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


  1. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

  2. Соберите во второй букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


© 2010-2022