Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» как «роман воспитания»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ульяна Алексеевна Клабукова, магистр 2 курса специальности «Педагогическое образование. Литературное образование»,

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель - д.п.н., профессор Е.О. Галицких

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

как «роман воспитания»

Эту книгу практически невозможно достать в книжных магазинах, потому что ее мгновенно раскупают: для себя, для знакомых, для родственников. Лишь изредка можно достать экземпляр в интернет-магазине. Так чем же эта книга покорила сердца читателей, какое открытие мы совершаем вместе с ней?

Книга имеет подзаголовок «История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской». Действие происходит в 30-40-е годы ХХ века. Пятилетняя Эля (Стелла) растет в любящей семье. И хотя родители много работали, девочке не казалось, будто она растет сама: «Ни разу я не слышала «отойди», «займись своими игрушками», «мне некогда», «поговорим потом» [1, с.10]. Но однажды этой идиллии приходит страшный конец: «Пропали конфеты, фрукты, и вообще «вкусненькое» появлялось крайне редко. Соседи … делали вид, что нас не замечают… В доме стало тихо: перестали приходить гости, замолчал телефон» [1, с. 22].

Арест отца, ссылка матери как члена семьи изменника Родины в Киргизию, тяготы и невзгоды по-настоящему трудной жизни - все это составляет страшный и непонятный опыт детства девочки. Мама Стеллы находит в себе силы, и в самый ужасный момент (роют яму для ночлега) она переводит действительность в игру: «Неплохая гостиница… и вид отсюда прелестный… В котором часу здесь подают ужин?» [1, с.27].

Непобедимая любовь к жизни присутствует в каждой строчке романа. В каждой главе можно найти афоризм: «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» [1, с. 36]. Это настоящий «роман воспитания» для родителей, которые хотят не только видеть в ребенке продолжение себя, но и вырастить настоящего Человека. «Если мной бывали довольны, мне говорили «хороший человечек», а высшая похвала звучала как «хороший человек» [1, с. 11]. И сразу же можно провести параллель с романом А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»: «Наказаний у деда было два: не буду гладить тебя по головке и - не поцелую на ночь» [2, с. 75]. Родители внушают Эле несколько принципов, которым она беспрекословно следует на протяжении всей жизни:

  1. Хороший человек все делает сам.

  2. Хороший человек ничего не боится.

  3. Хороший человек развязывает все узлы сам.

Кроме того, автор говорит не только о совместной деятельности родителей и ребенка, но и об огромной пользе детско-взрослого чтения: «Каждую новую книгу читали все вместе вслух. После ужина садились за круглый стол, а читала всегда мама. Читала артистически!» [1, с. 15]. Ребенок в такой семье чувствует себя не центром Вселенной (какова сегодняшняя практика семьи), а полноправным участником ее жизни. Такой ребенок сам совершает открытия, следует пути самообразования, развивает самостоятельное мышление. Чтение этой книги можно организовать на уроках внеклассного чтения. Для этого воспользуемся стратегиями предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности [3].

  1. Технологии предтекстовой деятельности. Работа с заголовком.

Рассмотреть словосочетание «сахарный ребенок», дать ему определение.

Найти в тексте романа ответ на вопрос. Оказывается, Стеллу так назвали, потому что она отличалась от остальных детей цветом кожи. («Ак бала, кант бала» (белый ребенок, сахарная девочка )[1, с 76].

  1. Стратегии текстовой деятельности.

На уроке можно использовать прием «чтение с остановками», когда читается эпизод и к нему задаются вопросы.

  1. Послетекстовая деятельность.

Используем стратегию «Соревнуемся с писателем». Цель данной стратегии - мотивировать школьника на прочтение книги [3, с.55]. Задание заключается в том, чтобы дать возможность выстроить прогноз развития сюжета после просмотра иллюстраций.

В качестве домашнего задания мы предложили учащимся прочитать роман, ответить на вопрос: «Что значит фраза «Не позволяй душе бояться?». Можно выписать из текста 10 афоризмов, высказать свои впечатления после прочтения всей книги.

Подростковый роман «Сахарный ребенок» вошел в лонг-лист премии «Книгуру - 2013». Эта книга понравится и детям, и взрослым. Она открывает опыт правильного воспитания без назиданий. Взрослые найдут в нем силы и почерпнут вдохновение, дети познакомятся с историей характера удивительной стойкой девочки. Это «роман воспитания», роман о бескорыстной и мужественной родительской и дочерней любви, роман о сложном времени и непростой ситуации, выходом из которой становится вера в семью и в силу человеческого духа.

Список литературы

  1. Громова, О.К. Сахарный ребенок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. - 2-е изд., испр. - М.: КомпасГид, 2014. - 160 с.

  2. Чудаков, А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. - М.: Время, 2012. - 640 с.

  3. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баллас, 2013. - 128 с.



© 2010-2022