Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИЙМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва






ПЛАН - КОНСПЕКТ

урока русского языка в 9 классе

с использованием компьютерных технологий.





ТЕМА: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».








Учитель русского языка и литературы

Монгуш Т.Б.




Ак-Дуруг. 2009.



Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме « Бессоюзное сложное предложение».

Цели урока:

1. Уметь устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

2. Уметь правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

3. Работа в группах - такой вид деятельности способствует развитию ответственности и сотрудничества среди одноклассников, их умению работать в команде, стимулирует творческий подход к выполнению заданий.

Оборудование и программное обеспечение:

Опоры - слайды, слайды с тезисами, обучающая программа « 1С: Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс.2000.», раздаточный материал с практическими заданиями.

Этапы урока:

  1. Приветствие.

  2. Представление команд и капитанов.

  3. Представление экспертов и объявление их задач, правил оценивания ответов

  4. Объявление темы урока.

  5. Формулирование целей урока.

  6. Беседа по вопросам.

  7. Защита эмблемы (Проверка домашнего задания).

  8. Практическая работа (Работа в группах и индивидуальная форма работы).

  9. Переменка.

  10. Составление предложений по схемам, оценка экспертов.

  11. Конкурс капитанов.

  12. Домашнее задание.

  13. Выводы.

  14. Итоги экспертов.




ХОД УРОКА:

  1. Приветствия учителя и детей.

  2. Представление команд:

  • Класс делится на три команды, каждая команда имеет эмблему, таких знака три - « ; », « : », « - ». Учитывается при ответах оформление эмблемы, творческий подход к способу «защиты» знака, правильное освещение теоретических сведений по данному вопросу.

  1. Представление экспертов, раздача им оценочных листов, оценка по пятибалльной системе.

  2. Объявление темы урока: «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.» (Тема урока).Слайд1

  3. Формулирование целей урока. Учащиеся сами пытаются определить цели урока, его задачи. СЛАЙД №2 (Цели урока).

  4. Беседа по вопросам (каждой команде):

-Какие предложения мы изучили за прошедший период? Назвать основные виды сложных предложений (Мы изучили сложные предложения: союзные и бессоюзные. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи союзов или союзных слов и при помощи интонации).

- Дать определение союзным предложениям (Сложносочинённые предложения- это такие предложения, в которых предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом).

-Дать определение бессоюзным сложным предложениям (Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания).

ВСЕ ПРАВИЛА РАССКАЗЫВАЮТСЯ С ПРИМЕРАМИ.

СЛАЙД №3 (Итоговая таблица по сложным предложениям).

7.Защита эмблемы. Цель - развитие творческого подхода к выполнению задания. СМ ПРИЛОЖЕНИЕ - Грамматическая сказка команды « ; ».

Эксперты подводят промежуточный итог.

8.Практическая работа по СЛАЙДАМ №слайд4,5,6(Сложные предложения соотнести с подходящими смысловыми отношениями). Цель - уметь определять смысловые отношения в бессоюзном предложении. Каждая команда выполняет задание, задача каждого капитана - разъяснить всем выполнение и ответ по заданию, любой из команды должен быть готов дать правильный ответ.

После каждого ответа учителем вывешивается ключ к заданию, эксперты учитывают аргументированность ответов (Команды получают раздаточный материал с заданиями).

Ключи к заданиям: №4 - 1-3, 2-1, 3-2; №5 - 1-2, 2-3, 3-1; №6 - 1-3, 2-2, 3-1

9.Переменка. СЛАЙД №7. Цель - повторить правила орфоэпии.

Расставить ударение в словах, знаки препинания в предложениях, объяснить их постановку. Задание каждой команде.

Правильный ответ:

-Феномен звонит по средам: он интеллигент и гурман (причина).

-Сегодня - тошнота, вчера - в костях ломота, к тому же дремота не пускает за ворота (перечисление).

-Мы с шофёром пустились по грязи

И, подолгу буксуя в грязи,

Прорвались к отделению связи:

Нам типограф прислал жалюзи (пояснение).

Каждая команда получает раздаточный материал с заданием.

10.Составление предложений по схемам. Цель - уметь самостоятельно строить предложения по заданным схемам.

1) [ ], [ ].

перечисление

2) [ ]; [ ].

перечисление

3) [ ]: [причина].

4) [ ] - [ ].

противопоставление

Каждая команда составляет предложения, эксперты их оценивают.

11.Конкурс капитанов. Цель - уметь устанавливать смысловые отношения в сложном предложении.

Задание №6 по обучающей программе « 1С: РЕПЕТИТОР», тема - « Бессоюзное предложение». По три предложения каждому капитану: расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

  1. Однако пора спать: уже без четверти шесть (причина).

  2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова (быстрая смена событий).

  3. Уже вечерело; солнце, наполовину скрытое тучами, садилось за небольшую осиновую рощу (перечисление).

  4. Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись (пояснение).

  5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало (перечисление).

  6. И думал он: отсель грозить мы будем шведу (пояснение).

  7. Сон стал смыкать его ресницы; голова клонилась (перечисление).

  8. Вышел из дома - вдруг начался дождь (неожиданный результат действия).

  9. Лето припасает - зима поедает (условие).

12. Домашнее задание - Текст № 58 «Сборник изложений». Выделить все бессоюзные предложения, объяснить постановку знаков препинания.

13. Выводы: выполнили поставленные перед нами задачи? Какие смысловые отношения между частями бессоюзного предложения узнали?

14. Итоги экспертов. Объявление результатов, награждение команды.


  1. Слайд №1 - Объявление темы.

  2. Представление команд капитанов.

  3. Представление экспертов и объявление им задач, правил оценивания ответов.

  4. . Формулирование цели урока

  5. Слайд №2 - Цели.

  6. Вопрос -;- Какие предложения мы изучили за прошедший период?

Как они разграничиваются?

  1. Вопрос - :- Дать определение союзным сложным предложениям.(Сложносоч. и сложноподч.)

  2. Вопрос _ Дать определение бессоюзным сложным предложениям.

  3. Слайд №3 - Итоговая таблица.( нас интересуют бессоюзные сложные предложения)

10. ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.


  1. Защита знака - эмблемы команды.

  2. Выполнения заданий по слайдам № 4, № 5, № 6 (Время - 3 минуты, Эксперты подводят промежуточный итог, вывести СЛАЙД №4)

  3. Опрос представителей команд - ОЗАДАЧИТЬ КАЖДОГО, СПРОСИТЬ ЛЮБОГО, ЗАДАЧА КАПИТАНА - РАЗЪЯСНИТЬ КАЖДОМУ.

Вывести СЛАЙДЫ № 5 и 6. ВЫВЕСИТЬ КЛЮЧИ.

  1. ПЕРЕМЕНКА . Ритмы и ударения. СЛАЙД № 7.

Задание: каждой команде распечатку и жюри, расставить знаки препинания, объяснить, ударение по нормам (поможет ритм).

  1. Составить предложения по схемам (ПАРАЛЛЕЛЬНО ИДЁТ СМЕНА ПРОГРАММ). Время - 3 минуты. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, оценка жюри.

  2. Конкурс капитанов (ЗАДАНИЕ № 1).

  3. БЛИЦ - ОПРОС КОМАНД (ЗАДАНИЕ № 6.) - по 3 предложения.

  4. Д./ з. - № текста. ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Употребление деепричастий в речи"

Употребление деепричастий в речи (урок русского языка в 7 классе)

Цели урока:

  • - знать особенности употребления деепричастий;

  • - уметь использовать их в предложении и тексте;

  • - задуматься о роли деепричастий в речи.

Оборудование:

  • - компьютер;

  • - медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной презентации;

  • - плакат с нарисованной мишенью;

  • - листы самоконтроля.

Ход урока

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. И сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова "Жалобная книга".

" Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа".

- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ).

Вот некоторые из них:

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Подумайте, что общего во всех этих предложениях? Какую часть речи неудачно употребляют все авторы предложений из моей "коллекции"?

- Над чем не задумались, а может быть, чего-то они не знали? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему "Деепричастие", о чем необходимо задуматься?

- Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).

II. Актуализация опорных знаний.

Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие).

I-й вариант

  • а) закрыт;

  • б) закрывшийся;

  • в) закрыв.

II-й вариант

  • а) работавший

  • б) работая;

  • в) разработка.

- По каким признакам вы это сделали?

III. Формирование новых понятий.

- Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме.

- Я предлагаю вам самим сделать "научные открытия" на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):











Сценарий урока по русскому языку "Виды односоставных предложений" для 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ

Введение

Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложение

Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеЗадачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и мышления обучающихся. Одной из актуальных проблем для сегодняшнего учителя является подготовка выпускников к ЕГЭ. Учитывая данные трудности, был составлен сценарий урока в 10 классе по теме "Виды односоставных предложений".

В данном классе оказалась значительной необходимость в повторении изученного по теме и в подготовке к экзамену, поэтому в структуру урока включены все необходимые этапы для систематизации и обобщения изученного ранее.

Проверка домашнего задания проводится в форме выборочного диктанта и теста с дальнейшим анализом результатов, что не только настроит учащихся на дальнейшее восприятие темы, но и позволит выявить пробелы. Показ слайдов позволяет интенсифицировать учебный процесс и облегчит работу учителя в течение урока.

Для закрепления теоретических сведений по теме целесообразно провести орфографический терминологический диктант. Практика прежних лет показала, что при сдаче ЕГЭ школьники часто совершают орфографические ошибки в написании терминов в части "В".

Необходимо помнить о здоровьесбережении на каждом уроке, для этой цели разработана тематическая динамическая пауза, где происходит смена вида деятельности, но продолжается поступление информации по изучаемой теме.

Для выполнения цели и задач урока используется работа с текстом. Задания к данному тексту приближены к части "В" ЕГЭ.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При составлении данного сценария использованы фрагменты художественных произведений русских поэтов и писателей, русские пословицы.

Работа на данном уроке русского языка и последующих направлена на выполнение главной цели: подготовить выпускников к успешной сдаче государственного экзамена, - поэтому домашнее задание приближено по требованиям к части "С" ЕГЭ.





Сценарий урока "Виды односоставных предложений" для 10 класса

Тема: "Виды односоставных предложений"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и привести в систему имеющиеся знания об односоставных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить пробелы в знаниях по теме; продолжить подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

Образовательные

  • Научиться опознавать односоставные предложения, определять их вид;

  • Закрепить орфографические и пунктуационные знания;

  • Сформировать навыки выразительного чтения;

  • Познакомиться с методикой подготовки к ЕГЭ;

  • Обогатить словарный запас и расширить кругозор.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство любви к малой Родине, к русской литературе, к родной природе, родному языку через использование высокохудожественных текстов

Развивающие

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности;

  • Развитие интеллекта через заучивание терминов;

  • Развитие навыков самоорганизации;

  • Развитие воли через задание посильной сложности;

  • Развитие эмоций.

Оборудование: тест "Односоставные предложения", таблицы для терминологического диктанта, листы с "осколками" стихотворения А.Фета для проведения динамической паузы, текст В.Ганичева для отработки части В, текст А.Вознесенского для подведения итогов урока; сигнальные карточки-картинки для самооценки результата урока, компьютер и проектор для показа слайдов, экран.









Разработка урока русской литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель."

Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложение

Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеРазработка заместителя директора по учебно-воспитательной работе , учителя русского языка и литературы Киселевой О.Н.

ТИП УРОКА: творческая мастерская.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты);

  • 2) закрепить и систематизировать знания по теории литературы;

  • 3) понять, что все виды искусства взаимосвязаны;

  • 4) научиться самим создавать образы любимых литературных героев;

  • 5) воспитывать любовь к родной и мировой литературе и культуре.

ПЛАН УРОКА

  • 1. Вступление .

  • 2 Что такое образ, герой, характер.

  • 3. Образ в эпосе .

  • 4. Сценка .

  • 5 Образ в драме (сходство, различия с эпосом) .

  • 6. Образ в лирике .

  • 7. Анализ стихов и картин .

  • 8. Анализ музыки и картин .

  • 9. Выводы: как создают образы авторы .

  • 10. Представление выставки "Мой любимый литературный герой" (рисунки, портреты в скульптуре из пластилина, сделанные руками детей)-анализируя свои работы, учащиеся понимают, как создают образы читатели .

  • 11. Выводы .

  • 12.Оценки .

  • 13.Домашнее задание .

ОФОРМЛЕНИЕ : выставка фотографий , рисунков, портретов в скульптуре, сделанных руками учащихся из гипса и пластилина.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодняшний наш урок можно назвать исследовательским. Сегодня мы попытаемся определить, при помощи каких средств создают образы писатели, поэты, художники, музыканты, как им удается воздействовать на читателей, вызывать особое настроение, заставлять плакать и смеяться, мечтать, уноситься в удивительный мир фантазий. А зачем нам это знать? Кто знает, тот понимает любое произведение. Кто понимает, тот хочет знать больше, создавать свои образы, творить. И мы тоже попытаемся создать образы на основе прочитанного.

2. Образ.

Итак, что же такое образ? (Автор создает образ. Создавать - значит "созидать", "творить". Чтобы создать что-то - машину, дом, или одежду, - надо знать законы, по которым они создаются. Понятно, что сшить брюки по тем законам, по которым строится метро, невозможно. Так и в литературе. В каждом литературном роде- эпосе, лирике, драме - образ создается по своим законам.

Таким образом, образ - это то, что вообразил, преобразил и изобразил словами писатель.)

А что такое литературный герой? (Это действующее лицо литературного

произведения.)

Что такое характер? (Характером в художественном произведении называется образ человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, обрисованными с большой полнотой и определенностью.)

3. Образ в эпосе.

При помощи каких средств создает образы, характеры своих героев автор эпического произведения? (Внешность, поступки, взаимоотношения с другими героями, отзывы других героев, пейзаж, интерьер, авторские отступления, внутренний монолог героя, тропы; эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, гротески и т.д.)

4. Сценка.

Давайте представим, что мы драматурги. Мы прочитали рассказ А.С. Пушкина "Выстрел" и решили снять по нему кинофильм. Что нам нужно сделать?

  • 1) написать сценарий;

  • 2) составить "рекомендации для господ актеров";

  • 3) описать и нарисовать декорации;

  • 4) сделать костюмы;

  • 5) загримировать актеров;

  • 6) отрепетировать;

  • 7) сыграть.

Вам по группам на дом были даны задания, перечисленные выше. Первая группа, зачитайте, пожалуйста, описание декораций (Рассвет, взошло осеннее солнце, и жар уже наспевал. Видна лесная поляна, обрамленная соснами, осинами и кустами.).

Вторая группа, зачитайте, пожалуйста, "рекомендации для господ актеров". (Сильвио - гусар тридцати лет, малый со взрывным характером, меткий стрелок и отъявленный дуэлянт, бывший любимец полка, так как в том полку появился новый блестящий офицер, укравший у Сильвио первенство. Сильвио ненавидит его. Граф - гусар, молод, умен, красив, богат, бешено храбр. Он любимец сослуживцев и женщин. Однажды на балу за плоскую шутку дал Сильвио пощечину, был вызван на дуэль, однако пошел на нее без страха, не боясь смерти.)

Пока все это читается, гримеры и костюмеры гримируют и одевают актеров.

Игра актеров.

Сценарий (на основе детских сочинений).

Сильвио, нахмурившись, ждет противника. Вот издалека показался Граф с мундиром на сабле и с шапкой, наполненной черешнями, приблизился к ожидавшим.

Граф: Здравствуйте, господа.

Сильвио: Здравствуйте.

Секунданты: Здравствуйте.

Первый секундант: тяните жребий, господа.

Тянут жребий.

Второй секундант (обращаясь к Графу): У вас первый номер, счастливчик.

Секунданты отсчитывают шаги.

Первый секундант: Ну что ж, господа, к барьеру.

Противники становятся друг против друга. Граф целится, стреляет, промахивается, простреливает шапку Сильвио на вершок ото лба. Шапка падает на землю. Теперь целится Сильвио, наконец-то жизнь Графа в его руках. Сильвио жадно смотрит на него, пытаясь найти в его глазах хоть тень беспокойства. Граф, стоя под пистолетом, спокойно ест черешни, выплевывая косточки, которые долетают до Сильвио, Равнодушие Графа взбесило Сильвио. Что ему было пользы лишать его жизни, если он ею не дорожит.

Сильвио (опустив пистолет, злобно): Вам, кажется, теперь не до смерти, Вы изволите завтракать, мне не хочется Вам помешать.

Граф (равнодушно, издеваясь): Вы не чуть не мешаете мне, извольте себе стрелять, а в прочем, как Вам угодно; выстрел Ваш остается за Вами, я всегда к Вашим услугам.

Сильвио (обращаясь к секундантам): нынче я стрелять не намерен. Я найду этого господина, когда он мне понадобится.

Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеПрезентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложение

Презентация по русскому языку на тему: Бессоюзное сложное предложениеГраф (с усмешкой, выплюнув косточку): Как угодно, прощайте. Расходятся.

-Скажите пожалуйста, "господа актеры", каких людей Вы пытались сыграть, охарактеризуйте их

"Сильвио": Я попытался сыграть молодого человека, привыкшего лидерствовать, но потерявшего свое первенство и возненавидевшего конкурента.

"Граф": Я попытался сыграть легкомысленного молодого человека, бравирующего своей смелостью, не дорожащего своей жизнью.

5. Образ в драме.

Итак, ребята, давайте подведем итоги: как создается характер в драматическом произведении? Какие средства использует при этом автор? (На первом месте -действие и речь героев (монолог, диалог, восклицательные, вопросительные предложения, мимика, жесты) поступки, рассказ о событиях, поступках; авторские ремарки.)

- Чем же различаются средства создания образов в эпосе и драме? ( В драме нет пейзажа, интерьер и пейзаж заменены декорациями, автор, как таковой, в действии не присутствует. Кроме автора образы создают: режиссер, актеры, гримеры, декораторы, костюмеры и др.)

Однако, и в драме, и эпосе мы можем угадать позицию автора, что нам помогает в этом? (Сюжет, композиция, авторские отступления или ремарки, указания для актеров и т.д.)

6. Образ в лирике.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение С.А. Есенина "Родина". Какой образ создан в этом стихотворении? (Образ Родины.)

Какие средства использует автор, чтобы создать этот образ? (Эпитеты: "Русь родная, веселый пляс, мятая стежка", сравнения: "Мне навстречу, как сережки, // Прозвенит девичий смех", олицетворение: "синь сосет глаза" и др.) Давайте сделаем промежуточный вывод, как же создаются образы в лирике? Что такое лирика? Как рождаются стихи? (Автора что-то взволновало, представился какой-то образ, и возникло желание передать это словами. Такое состояние называется поэтическим вдохновением. Вот тогда и начинаются стихи, рождается лирика. Автор говорит от себя, от своего имени. Даже если в стихотворении нет слова "я", мы постоянно слышим автора, и никого больше. Образ поэта в лирике - это его душевный, духовный образ. Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом лирического героя. Лирический герой -это поэтический "двойник" автора.)

7. Анализ стихов и картин.

Посмотрите, как изображает Родину российский художник К. Юон. Чем похожи стихотворение Есенина и картина? (Идеей, красками, любовью к Родине.)

- Можно ли сказать, что художник создал образ Родины на своей картине? (Да.) . Что ему помогало создавать этот образ? (Любовь к Родине, талант, вдохновение, кисти краски.)

8. Анализ музыки, стихов и картин.

-А теперь послушайте пьесу Л. В. Бетховена "Элизе", стихотворение А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье" и подумайте, какая из представленных на выставке картин подходит этим двум произведениям по идейному содержанию? (О. Ренуар "Портрет актрисы Самари ".)

Какая идея объединяет данные произведения? (Любовь, восхищение женской красотой.)

-Как создают свои образы композиторы? (При помощи сильных чувств, воображения, вдохновения и , конечно же, звуков. Ведь музыка существует не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет, а для всех нас - для слушателей. (Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевидению - музыка звучит и в природе, и в душе человека.)

Какое произведение вам напоминает стихотворение А. Кешокова "Тень"? (Драму Е. Л. Шварца "Тень".)

-Только названием? (Идейным содержанием: люди должны стараться подавлять темные стороны своей души.)

Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" "Переправа", его анализ с представленной на выставке фотографией времен ВОВ "Вперед и только вперед", стихотворения "День Победы" и фотографии "Возвращение".

-Можно ли сказать, что на фотографиях тоже созданы образы воинов, матерей, жен? Какие средства используют фотографы для создания образов

-А теперь скажите, о каком именно городе вы подумали, прослушав стихотворение К. Кулиева "Малые города"? Почему? (Потому, что талантливейший балкарский поэт создал в своем стихотворении типический образ маленького города.)

- А что такое типический образ? (Это образ, созданный творческим воображением писателя (поэта), в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей, определенных предметов, явлений, черт общества.)

9. Анализ образов, созданных учащимися на основе увиденного и прочитанного.

-А теперь давайте поговорим о том, как создавали образы вы, ребята. Помните, мы сочиняли рассказ по картине А, И. Лактионова "Письмо с фронта". Одним из лучших было сочинение (Ф.И. учащегося) - чтение сочинения. Какие средства использованы для создания образов героев? Можно сказать, что мы создали образы на основе увиденного? Здесь у нас на выставке есть ваши иллюстрации к вашим же сочинениям на тему: "Мой любимый литературный герой". Это рисунки и портреты в скульптуре из пластилина и гипса. Вы создали их на основе прочитанных произведений (сказок, рассказов, повестей и т.д.)

Кто желает рассказать, как создавался образ любимого литературного героя?

План:

  • 1) название и автор произведения;

  • 2) имя и краткая характеристика любимого героя;

  • 3) почему я решил рассказать именно об этом герое;

  • 4) какие средства я при этом использовал.

10. Выводы, итоги.

Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Какие выводы мы можем сделать? (Все виды искусства взаимосвязаны, есть черты, которые объединяют и авторов (будь то писатель, поэт, художник или композитор) , и читателей, и слушателей: всем им необходимо воображение, стремление понять другого человека и любовь к людям. Стараясь понять другого человека, его чувства, переживания, стремясь понять, что он хотел сказать своим произведением, заглядывая в его душу, сопереживая ему, мы становимся как бы соавторами его произведения).

11. Оценки за урок + комментарий.


© 2010-2022