- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по картине Е. Широкова Друзья (упр. 273)
Урок по картине Е. Широкова Друзья (упр. 273)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чебочакова О.И. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья» ( по упр.273)
Цели урока:
-
Расширить кругозор учащихся, познакомив их с творчеством художника.
-
Способствовать обогащению словарного запаса учеников новой лексикой.
-
Воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили».
-
Совершенствовать навыки описания произведений живописи;
-
Развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи
Задачи урока:
1. Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.
2. Формирование навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций.
3. Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни.
Оборудование:
-
Ноутбук, экран.
-
Презентация
-
Портрет художника.
-
Репродукция картины Широкова «Друзья».
Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов, синонимов; обсуждение и рецензирование ответов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели, особенности урока. (Слайд 1)
Сегодня нам предстоит написать сочинение-описание по картине. Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы - это пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий в жизни - сюжетно-тематическая картина.
Нам сегодня предстоит работать над портретом.
Портрет - от фр. "изображать, передавать". Изображение человека или группы людей, реально существующих или существовавших в прошлом.
( Слайд)
Портрет в литературном произведении - это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека. (Слайд )
3. Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова.
Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова.
Евгений Николаевич Широков - Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).
Широков - профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века.
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.
Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского (Слайд ) и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести "Пастух и пастушка". За этим занятием и изобразил его Широков. (Слайд )
4.Анализ картины «Друзья».
Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова "Друзья" и определить основное настроение данного произведения.
- К какому жанру и виду относится картина? (Вид - портрет, жанр - бытовой сюжетно-тематической картины).
- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
- Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?
5. Подготовка к сочинению (Слайд )
- Какие типы речи вы знаете? Описание, повествование, рассуждение
- Что такое повествование? Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях
- Что такое рассуждение? Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу
- Что такое описание? Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем
- Что можно описывать? Человека, природу, предметы, картину, обстановку (интерьер)
- Каков тип нашего сочинения? Описание
- Что мы должны описать? Внешность мальчика
- В каком стиле мы должны его описать? В художественном
- Что необходимо использовать в художественном стиле? Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения
Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.
- Почему Е.Н. Широков назвал свою картину "Друзья"?
- Какой смысл вы вкладываете в слово дружба!
(Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.)
- Чтение словарной статьи.
"Друг" - (словарь С.И.Ожегова)
1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;
2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
Не зря народная мудрость гласит: Старый друг лучше новых двух. (Пословица)
- Как вы думаете, почему художника заинтересовали эти герои?
- Согласны ли вы, что можно многое прочесть, вглядываясь в лица окружающих людей?
- Какие "говорящие лица" бывают?
- Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность? (Слайд)
Учитель: Глаза - зеркало души
Глаза - самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. (Слайд)
- Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (воображение, память, прочитанное, наблюдение.)
6. Словарная работа. Составим таблицу ключевых слов, которые помогут нам в описании.
Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? хозяин собаки, он.
Составление таблицы. (Слайд )
- Каким настроением проникнуты оба персонажа?
- Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?
- На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание?
Лицо и глаза
- Каким вам представляется четвероногий друг мальчика (опишите собаку?)
(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга)
- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?
(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).
- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
- Чем огорчен мальчик?
- Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами)
- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?
- Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.
- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
7. Составление плана сочинения (Слайд)
- Сколько частей будет в вашем сочинении?
- О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины)
- О чём мы будем писать в основной части сочинения?
Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения
- С чего начать описывать картину?
- Описанию чего уделите особое внимание?
Описанию мальчика, его грустного лица и таких же печальных глаз собаки.
8. Материалы к сочинению (ребята перечерчивают таблицу и по ходу последующей беседы её заполняют)
- О чем напишите в заключении? (Слайд)
9. Составление плана.
План.
I. Е.А. Широков - замечательный русский художник.
II. Описание картины "Друзья".
1.Общее описание картины.
2.Описание главных героев.
3.Значение цвета в пейзаже художника.
III. Настроение, которое оставляет картина.
10. Советы по написанию сочинения. (слайд)
11. Написание черновика сочинения
12. Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.
13. Итог урока.
Литература
1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, «Владос»,1994.
2. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
3. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992
4. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2002 г.
6. Словарь синонимов. - М.: ТОМ, 1997г.
7. Ушакова Н. Разработка урока русского языка