Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ по русскому языку

Сочинение-рассуждение, которое должен написать выпускник в рамках ЕГЭ по русскому языку, - особый вид творческой работы. В последнее время и учителя, и ученики активизировали подготовку именно к выполнению  части С, поскольку  оценивается  это задание   высоким  количеством баллов, что, несомненно,  может стать залогом успешного результата всей  экзаменационной работы в целом. Имея достаточно строгую структуру, сочинение-рассуждение в то же время предоставляет учащимся простор для творчества, во...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению

в формате ЕГЭ по русскому языку.

Цели урока :

Обучающая: определила цели урока, информировала учащихся о путях реализации целей на уроке.

Развивающая: цели носили характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроке; умение выполнять различные элементы комплексного анализа текста; умение создавать композиционные части сочинения по заданному тексту.

Воспитывающая: воспитать в учащихся серьёзное отношение к жизни. Заставить задуматься о смысле жизни, о своём месте в ней, о нравственных категориях добра и зла. Развивать чувство прекрасного.

Форма урока: урок открытых знаний

Метод: исследовательский, творческий

Ход урока


I. Организационный этап

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы дол­жны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учени­ков.)

(Презентация слайда № 1.)

Знать:

- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

- Воспитывать в учащихся серьёзное отношение к жизни. Заставить задуматься о смысле жизни, о своём месте в ней, о нравственных категориях добра и зла. Развивать чувство прекрасного.

В качестве эпиграфа я выбрала слова Лихачева:

Счастья достигнет тот,

кто стремится сделать

счастливым других.

…Поверьте мне!

Д.С. Лихачев

- Что значит быть счастливым в вашем понимании?

III. Этап обобщения и систематиза­ции

1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».

- Сегодня мы будем работать с тек­стом Д.С. Лихачева. (показы­ваю портрет ученого, логотип год молодежи - слайд 2.) Что вы знаете о Д. С. Лихачеве? (От­веты учащихся.)

(Выступление уч-ся о творчестве академика)

Д. С. Лихачев - известный ученый, искусствовед, автор научных исследований по ис­тории русской литературы (главным образом древнерусской) и культуры. Получил миро­вую известность как литературовед, историк культуры и публицист. (Алсу)

Д. С. Лихачев был членом многих иностранных академий наук, дважды удостаивался Государственной пре­мии (1952, 1968 гг.). В 1986 г. ему было при­своено звание Героя Социалистического Труда. В 1989 г. избирался народным депутатом СССР. Д. С. Лихачев был членом Союза пи­сателей. (Айдар)

Организовал советский (ныне рос­сийский) Фонд культуры и был председате­лем президиума Фонда. Родился в Санкт-Пе­тербурге 28 ноября 1906 г. В 2006 г. мы отме­чали 100 лет со дня его рождения. (Шигапов)

Академик Д. С. Лихачев - первый в современной исто­рии Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993 г.). Его именем названа одна из планет Галактики. (Миляуша)

- Текст, с которым мы будем рабо­тать, взят из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Во вступлении - обращении к юным чита­телям - автор пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми обора­чивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном - как оно мне представ­ляется, поделиться опытом прожитой жизни».

Мы знаем, насколько красива и до­стойна была жизнь ученого. В книге 46 писем, обращенных к молодежи.

Этот год в России объявлен каким годом? (Годом молодежи). Слайд - логотип.

Каж­дое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путя­ми доброты».

Читаю текст, предваряя его следующим заданием:

- Прослушайте текст, озаглавьте его, и заголовок запишите в тетради.

(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек дол­жен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смыс­ле жизни - оглядывать прошлое и загляды­вать в будущее.

(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта - са­мое ценное в человеке, самое к нему распо­лагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью. (6) Счастья достигает тот, кто стремится сде­лать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботя­щиеся, исчезают из памяти. (11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.

(14) В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу, даже если оно ма­ленькое. (15) Если этому делу будешь, верен, оно станет большим.

(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. (17) Поверьте мне!

- Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению мы будем про­водить в трех исследовательских груп­пах. Каждая группа получит свои задания.

Задание всем группам 1.

1. Определите тип речи данного тек­ста. (Рассуждение: тезис, доказательство, вывод) Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Ка­кова основная проблематика текста?

2. Определите стиль текста (Публистический: жанр очерка; сфера общения: монолог; языковые средства: парцелляция, лексический повтор, метафора, эпитет; общественно - политическая лексика). Докажи­те правильность ответа.

3. Составьте графический проект-за­щиту данного текста по принципу «пла­нета и ее спутники». В итоге у вас дол­жна получиться схема, которая графи­чески отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его те­матику), с ключевым словосочетанием текста (самое главное в жизни).

(На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного или двух представителей, воз­можен ответ всей группы. Во время от­ветов учитель предлагает другим уча­щимся делать рабочие записи в тетра­дях.)

2. Работа над композицией сочинения по тексту.

- Прежде чем приступить к написа­нию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется компози­цией? (Построение сочинения.)

- Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной час­ти сочинения и чем его закончить. Да­вайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

(Презентация слайда №3.)

Какие требования предъявляются к заданию С1.

В соответствии с требованиями в экзамена­ционной работе должно быть несколько обя­зательных смысловых частей:

1. Общая характеристика темы и пробле­матики текста.

2. Комментарий к одной из проблем.

3. Характеристика позиции автора исход­ного текста по выбранной проблеме.

4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

(Учащиеся читают и делают записи в тетради.)

- При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмер­ность. Какой объем отводится для вступительной и заключительной части? (Вступление и заключение должны составлять не более трети всего объемы работы)


Задание № 3.

(Презентация слайда № 4)

Первая группа пишет начало сочине­ния;

Вторая - формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме;

Третья - пишет заключе­ние сочинения.

Назовите составные части вступления? Ответ:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку основных проблем, кото­рые поднимает или затрагивает автор текста;

в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).

2. Какие требования необходимо соблюдать при работе над основной частью?

- Нельзя соглашаться с мнением автора полностью (потому что не о чем будет писать)

- Можно частично согласиться с мнением автора (с чем согласен и не согласен)

- Нельзя пересказывать текст

- Любое высказывание должно быть завершенным, законченным.

- Для получения высшего бала требуется не менее трех аргументов.

3. Какие виды концовок допустимы в заключительной части?

Заключительная часть сочинения - рассуж­дения может быть оформлена как:

1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).


4. Самостоятельная работа в группах (Музыкальный фон).

Прочтение составных частей сочинения (в разных группах)

Итог:

Домашние задание: «Жизнь скучна без нравственной цели» Написать сочинение, приводя аргументы из художественной литературы.

- Давайте вспомним, какие цели, и задачи мы ставили перед собой в нача­ле урока. (Слайд № 2) Что получилось? Над чем еще необходимо поработать? (Над ло­гическими переходами от одной части сочинения к другой.)

- Выставление оценок

IV. Этап рефлексии (резерв).

- Выскажитесь о ваших впечатлени­ях, заканчивая предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями):

Мне понравилось на уроке, что я...

Я ощущал себя на уроке...

После урока я задумаюсь о...

- Вернемся к эпиграфу урока

Счастья достигнет тот,

кто стремится сделать

счастливым других.

…Поверьте мне!

Д.С. Лихачев

© 2010-2022