Разработка урока Православная книга

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЕРУССКУЮ ШКОЛУ

(театрализованное представление)

Действующие лица:

Библиотекарь

Школьники: Саша и Миша

Ванюшка

Первоклассник из зала

Девицы

Дьяк

Школьники 4 мальчики

Оборудование. Презентация


На сцене читальный зал библиотеки. За столом сидит библиотекарь, пишет. Входят школьники.

Саша: Здравствуйте, Марья Ивановна!

Миша: Здравствуйте, Марья Ивановна!

Библиотекарь: Здравствуйте, мальчики! Что вы хотели?

Саша: Да, нам по истории задали приготовить сообщение.

Миша: Сообщение о том, как выглядела древнерусская школа. Чем она отличалась от современной.

Саша: А еще, как учились наши предки грамоте.

Библиотекарь: Так, понятно. Вот у меня есть одна очень интересная книжка «История России» (листает книгу). Вот в этом месте, вы можете найти все о древнерусской школе.

Школьники рассматривают книгу. На экране проецируется репродукция картин

Саша: Ой, Миша, смотри, что тут нарисовано. Учитель стоит с плеткой, а перед ним на коленях стоит ученик. И все ученики босые сидят на лавках

Миша: Ух, ты, вот это, да! Почему же он стоит на коленях?

Библиотекарь: Отвечает урок. Все остальные следят за ответом по книге.

Саша: А этот мальчик, почему в стороне стоит?

Библиотекарь: Провинился и ожидает наказания.

Миша: Его на перемену не пустят, да?

Саша: К директору отведут?

Библиотекарь: В древнерусской школе нет ни директора, ни переменок, как у нас. Ученье идет с семи часов утра до вечера. В середине дня - перерыв, чтобы ученики пообедали. Главными школьными пред­метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз­бука. Школа для детей обычно нахо­дилась при церкви. На урок соби­рал колокол, позднее колоколь­чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

Учитель разрешал ребя­там присаживаться на лавку толь­ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на­ходилась у окна, чтобы было боль­ше света. Детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. в те време­на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Миша: А сколько у них уроков в день?

Библиотекарь: У них нет отдельных уроков, как у вас. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один зубрит азбуку; другой пытается складывать из букв слоги; третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат»

Шум стоит невообразимый! А кто-то из более старших учеников при этом ухитряется учить по книге псалмы и молитвы!

Саша: Молитвы?

Миша: А мы стихи наизусть учим. «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

Библиотекарь: В Древней Руси почти вся литература была церковной. И грамоте детей обучали церковнослужители - священники или дьяконы.

Школьники: Кто? Кто?

Библиотекарь: Священник - это батюшка, ведущий церковную службу, а дьякон его помощник.

Саша: А как же священники им оценки ставили?

Библиотекарь: А никак не ставили! Выучил урок - молодец, ступай домой. А не выучил вот плетка, вот розга…

Миша: Да вы шутите, Марья Ивановна!

Саша: Разве можно учеников - плеткой или розгой!

Библиотекарь: Можно и не розгой. Кто учителя не слушается - поставят того в угол на колени… Или без обеда оставят.

Миша: Да, нам, кажется, повезло!

Саша: А вот бы самим посмотреть на древнерусскую школу! Не на картинке, а так…

Звучит таинственная музыка, появляется волшебник с волшебной палочкой.

Звучат колокола. На сцене Древняя Русь. Школьники выходят на сцену.

Школьники: Ой, что это? Где мы?

Саша: Ничего себе!

Миша: Неужели, это Древняя Русь?

Саша: Ой, мама!

Выходит Ванюша.

Саша: О, пацан хиляет!

Миша: Хэлло, чувак!

Ванюшка: Ванюшка, я.

Саша: Саня (протягивает руку).

Миша: Миша (протягивает руку).

Ванюшка: Чужеземцы! И одежа чудная, и речь не по-нашему!

Миша: Сам ты чужеземец! Мы наши. Славяне

Ванюшка: А почему одежа неподобна? И речь зело непонятна.

Саша: Да, ладно ты, мы издалека приехали.

Миша: Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.

Ванюшка: А чему? Грамоте да счету. Я азбуку всю знаю, да еще складывать да вычитать.

Саша: А можно к вам на урок прийти.

Ванюшка: Если отец дьякон благословит…

(Обращается к мальчикам.) Вы, грамотеи, в ученье бывали? Отгадайте, о чем стихи сложены!

Сия зримая малая книжица,

По реченному - Алфавитица,

Напечатана бысть по царьскому велению,

Вам, младым детем, к научению…

Ну! Что такое алфавитица?

Миша: Не слыхал такого!

Ванюша: Вот каменный лоб! Ты азбуку учил?

Миша: Вестимо, учил! Аз, буки, веди…

ванюша: Так алфавит - что такое?

Первоклассник из зала: Я знаю! Это все равно что азбука!

Ванюша: Смотри-ка! Сам с вершок, а ума целый мешок!

Первоклассник из зала (храбро): Кто грамоте горазд, тому не пропасть!

Ванюша: А ну, кто еще складно скажет. Да пословицы о грамоте расскажет!

Зрители из зала вспоминают пословицы о грамотности.

ванюшка: Ай, да молодцы, дитятки. Складно сказываете. Ну, а мне пора на урок бежати

Саша: Смотри, чувиха клеевая идет.

Ванюшка: Не разумеешь ничего, то уж красна девица, глянь лепота какая!

Девица: Уж, я топну ногой

Да притопну другой,

Выходите-ка, подружки,

Попляшите-ка со мной!

исполняется русский народный танец.

Ванюшка: Ой, сей час мне к учению пора. А не то отец дьякон прогневается.

Саша: И мы с тобой.

Миша: Уж, очень хочется посмотреть на вашу школу.

На сцене древнерусская школа. Мальчики усаживаются за парту.

Дьякон: Во имя отца, и сына, и… (заметив новеньких). А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?

Саша: (шепотом) Зачем ему рядиться?

Ванюшка: (шепотом) Договариваться, значит.

Миша: Да мы только посмотреть.

Дьякон: Что? Дерзить мне? Супротив учителя молвить?

Миша: (быстро) Простите меня!

Дьякон: То-то же, чадо! Склады разумеешь? Читай!

Миша: (читаетплохо по-церковно-славянски)

Аще научиши себе во младости,

То будет ти покой и честь во старости,

И тако хвалим будеши от всех,

И да будут словеса твоя аки мед во устех.

Дьякон: Ты прегнусно читаешь! Насмехаться пришел? Собачий сын! Изыди вон!

А ты, богохульник, этакий надсмехаться на до мной вздумал.

Берет розги, хватает школьников за уши и вытаскивает на авансцену. Занавес закрывается.

Дьякон: Я бачу, супротив учителя идете (хлопает розгами). На колени, проклятые. Ну, я вам сейчас задам…

Школьники: (падают на колени) Ой, мамочка, помоги! Верните нас назад!

Звучит таинственная музыка. Закрывают занавесом школу.

Школьники остаются одни

Библиотекарь: Что, чада, понравилось вам в древнерусской школе?

Саша: Смеетесь…

Миша: Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!

Библиотекарь: А вы еще на своих учителей обижаетесь! Балуетесь, не слушаетесь! Вот бы они вам вместо «двойки» - розгу!

Саша: Ой, не надо, не надо! Я теперь лучше всех учиться буду!

Библиотекарь: Посмотрим, посмотрим!

Миша: Зато мы всем ребятам такое расскажем!

Саша. В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Миша. Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали -

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Саша. Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Миша. Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Библиотекарь: По окончании школы человек становился гра­мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи­сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по­тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови­лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото­му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.


Ведущий 1: Для того, чтобы книг стало больше и знания стали достоянием народа, потребовалось изобретение книгопечатания. Поэтому мы не можем не вспомнить сегодня главное имя , говоря об отечественной культуре. "Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Потрогай её пальцами, спроси: - откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли?:" (Е. Осетров) Кто придумал печатать книги?

ВЕДУЩИЙ 2 Чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем полнее раскрывается перед нами величие его творческого дерзания. Мы восхищаемся человеческим мужеством мастера и разносторонностью его дарований. Великий энциклопедист - просветитель, талантливый литератор и педагог, крупный инженер - изобретатель, человек могучей воли и острого ума - таким остается в нашей памяти Иван Федоров. Именно ему довелось "печатание небывалое обновить.

ВЕДУЩИЙ 1 : Царь Иван Васильевич заинтересовался работой Федорова и поддержал начинания мастера. 19 апреля 1563 года Иван приступил к набору первой страницы печатной книги. Через год книга "Апостол" вышла в свет. Она радовала глаз аккуратным и четким шрифтом, красивыми буквицами, изящными заставками. За всю жизнь Иван Федоров издал 12 книг. Среди них и "Азбука" для детей, и полная славянская Библия.

Ведущий 2 Славянское слово можно услышать везде - на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала - в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и многих других. Исторические предания, сказки, песни - все это общее славянское письменное богатство.

Ребёнок Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.

Вед.1. Буква к букве - будет слово, Слово к слову - речь готова. И напевна, и стройна, музыкой звучит она.

Песня или танец-хоровод

Вед. 2 Менялись эпохи, менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось её главное назначение - служить сохранению и передаче человеческого опыта, знания, духовных ценностей. И глиняная табличка, и письменные знаки - иероглифы, и узелковая письменность, и современный компьютер выполняют одну и ту же функцию - запечатлевать и сохранять духовный опыт человечества

Вед.1. Берегите друг друга, берегите уникальный, огромный и удивительный мир - нашу Россию.

Вед.2. Уважайте и любите русский язык

Вед.1 В моей судьбе - Россия круглый год: Зимою стынет, а весной поёт. И косит летом травы на лугу, И я без этой песни не могу!

Вед.2 Во мне её пушистые снега, Во мне её душистые стога, Во мне её весенние цветы, И песня сердца, эта песня - ты!

Вед.1 Россия - снег, и колос, и роса Россия - смех, и голос, и слеза. Во мне живёт Россия круглый год Об этом наша Настенька поёт.

Песня Лети пёрышко

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш праздник. Мы благодарим всех, кто принимал в нем участие. Надеемся, что это время стало для Вас приятным отдыхом, радостным и познавательным. Ведущий 2 Желаем Вам всего самого доброго и снова ждем встречи с Вами друзья!


Учитель. Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.


  • Азбука - наука... (А ребятам мука.)

  • Что написано пером... (Не вы­рубишь топором.)

  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)

  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)

  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)

  • Без муки... (Нет и науки.)

Ученье - красота... (А неу­ченье - простота.)

Книга мала... (А ума придала.)

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.

  • Голова без ума, что фонарь без свечи.

  • Корень учения горек, да плод его сладок.

  • Красна птица перьем, а чело­век - ученьем.

  • Не учась, и лаптя не спле­тёшь.

  • Аз, буки и веди - страшат, что медведи.

загадки

•Какая водица только для гра­мотных годится? (Чернила.)

•Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

• Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)


© 2010-2022