Конспект урока по теме Правописание приставок при-и пре-

Работаю по учебно-методическому комплекту под редакцией В. В. Бабайцевой: Русский язык. Теория. 5-9 классы. В. В. Бабайцева. Москва. Дрофа, 2007; Русский язык. Практика. 5 класс. А. Ю. Купалова. Москва. Дрофа, 2007; Русская речь.  5 класс. Е. И. Никитина. Москва. Дрофа, 2007. Программа по русскому языку. 5-9 классы. В. В. Бабайцева.  Москва. Дрофа, 2007. Урок, описанный в проекте, является 130 уроком по тематическому планированию.   По теме проекта «Правописание приставок при- и пре-» созданы пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Районный конкурс.

Мой самый необычный урок».

План урока - путешествия в страну «Приставки пре- и пре-».

  1. Организационный момент.

(Психологический настрой, готовность, знакомство с маршрутом).

  1. Станция «Школа».

(Вспомнить определение приставки, знакомство с новым понятием префикс).

  1. Станция «Археологические раскопки».

(Объяснение новой темы).

  1. Станция «Орфографические горы».

(Вставить пропущенные слова, объяснить написание приставок).

  1. Физкультминутка.

(Проверка внимания, какие приставки запомнили?)

  1. Станция «Игровые пирамиды».

(Фразеологизмы. Объяснить правописание приставок».

  1. Станция «Дом Творчества».

(Работа над текстом).

  1. Станция «Эйфелева башня»

(Работа по разноуровневым карточкам).

  1. Возвращение на станцию «Школа».

(Тест «Солнышко»).

  1. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.

(Деревья из однокоренных слов, оформление, оценки)

Тема урока: Правописание приставок при- и пре-

Цель урока. Формировать у учащихся знания и умения по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.

Задачи урока:

- образовательная: выделять приставки в словах; определять их значение.

- развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- работа над новыми понятиями,

- творческие задания,

- практические упражнения.

Педагогические технологии:

- элементы технологии проблемного обучения,

- элементы игровой технологии,

- здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование.

Карта путешествия.

Карточки с разноуровневыми заданиями.

Презентация к уроку.

Тест «Солнышко».

Презентация-проверка теста.

Эпиграф: Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!

Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К. И. Чуковский.

Станции: Школа.

Археологические раскопки.

Орфографические горы.

Игровые пирамиды.

Эйфелева башня.

Дом творчества.

Ход урока.

I. Организация урока.

Здравствуйте, ребята!

Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, -

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

через одно мгновенье!

Для того чтобы настроиться на урок, мы послушаем стихотворение о словообразовании. Пожалуйста, Лена.

Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.

Мы отправляемся в путешествие в страну «Приставки при- и пре-», которая находится на планете «Морфемы», а поможет нам в этом всем известный Паровозик из Ромашково. У этого паровозика только один недостаток - он любит отвлекаться, рассматривая разные цветы, любуясь природой, поэтому мы будем следить за тем, чтобы паровозик не опоздал. А не заблудиться в этом путешествии нам поможет карта, где указан маршрут нашего путешествия. Давайте посмотрим, что ждет нас впереди?

Карта путешествия.

Станция «Археологические раскопки».

Станция «Орфографические горы»,

Станция «Игровые пирамиды».

Станция «Эйфелева башня»,

Станция «Дом творчества».

Итогом нашего путешествия будет билет на планету «Морфемика», мы сможем стать полноправными гражданами этой страны.

Цели:

Во-первых, вы должны вспомнить, что же такое приставка.

Во-вторых, уметь формулировать… правило о правописании -е,-и в приставке пре-, при-.

В-третьих, научиться применять это правило для написания слов

с приставкой пре-, при-.

А самое главное, вы должны научиться при помощи приставок конструировать новые слова. Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет веселое, незабываемое путешествие.

В тетрадях запишите, пожалуйста, тему урока «Правописание приставок при- и пре- ».

Итак, мы находимся на станции «Школа». Прежде, чем отправиться в путешествие мы должны вооружиться знаниями.

- Что вы помните о приставках? Что это такое? (Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов). Приставку называют ещё префикс.

Префикс (франц. prefix, от лат. praefixus - прикрепленный впереди) (приставка), часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Запишите в лингвистический словарь).

- Подумайте, если я вам сейчас скажу: «Ребята, за-... Что вы будете делать?» (Закрывать словарь). «Максим вы- ? (Выйди). Лена пере- ? (Передай).

- Какой вывод можно из этого сделать? (Приставки имеют лексическое значение). Теперь вы готовы. Отправляемся в путешествие!!!

Внимание, перед нами первая станция «Археологические раскопки».

На этой станции, ребята, мы познакомимся с приставками при- и пре-: их написанием и значением.

II. Изучение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При- и Пре-.

В одном из городов страны Морфологии жили сёстры - приставки При- и Пре-.

Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется».

Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».

Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.

- Понравилась ли вам сказка?

- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.

Значение приставки при-:

- приближение

- присоединение

- конец действия

- близость

- смежность.

Значение приставки пре-:

- очень

- пере

- через.

- Слайды 6- 14 (Объяснение новой темы).

- Запись примеров из презентации в тетради.

- Чтение стихотворений:

1. Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной -

В словах «придёт», «прибежит»,

«приплывёт»

Пишется при-, несомненно.

2. В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре-

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая - прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все Премудрой.

III. Закрепление. Тренировочные упражнения.

Станция «Орфографические горы».

Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.

  1. Час обеда (…),

Топот по двору раздался.

  1. Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

  1. Пирожок лишь разломила

Да кусочек (…).

  1. Пушки с (…) палят,

Кораблю (…) велят.

  1. Здравствуй, князь ты мой (…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

  1. Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (…).

  1. (…) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

- Кто автор этих строчек?

Физкультминутка.

С ПРИ - приставкою присесть,

С ПО - приставкою подняться,

С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО - приставкой посмеяться,

С ВЫ - вытягиваем руки,

С О - опустим их опять.

Вот и все настало время

С ПО - зарядку повторять.

С ЗА - зарядку завершать.

Станция «Игровые пирамиды».

- Даны фразеологизмы (устойчивые обороты речи), заменить их словосочетаниями с приставками при- и пре-.

Становиться поперёк дороги.

Подставлять ножку. (Пр…граждать дорогу).

Набрать в рот воды.

Закусить губу. (Пр…кусить язычок).

Мозги набекрень.

Не все дома. (Из-за угла мешком пр..битый).

Станция «Эйфелева башня» Применение ЗУН.

Работа по разноуровневым карточкам.

Карточка 1. Уровень - запоминания.

Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.

Пре- При-

пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)

пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)

пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)

пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)

Карточка 2. Уровень - понимания.

Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!

К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда - отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..вьёт.

Карточка 3. Уровень - умений и навыков.

Исправь ошибки.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

Станция «Дом творчества» (Составить текст, вставить пропущенные буквы).

Можно ли эти предложения назвать текстом, почему?

Переставьте абзацы в том порядке, чтобы получился текст.

Осенние зарисовки.

Музыка в траве пр..тихла. Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин. Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр..задумался.

В августе в пр..роде улавливались пр..меты наступающей осени. В этих пр..метах нежность и грусть.

Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что-то пр..поднесёт нам осень?

Станция «Школа».

Настало время проверить, чему вы научились сегодня на уроке. В этом нам поможет тест «Солнышко».

1) Буква и пишется:

1. Пр..держиваться

  1. Пр..интересный

  2. Пр..лестный

  3. Пр..одолеть

  4. Пр..восходные

2) Буква е пишется в слове:

1. Пр..школьный

2. Пр..спустить

3. Пр..неприятное

  1. Пр..прыгать

  2. Пр..йти

3) Буква и пишется в слове:

  1. Пр..красная

  2. Пр..одолеть
    3. Пр..спокойная

  1. Пр..забавный

  2. Пр..мчаться

4) Буква и пишется в слове:

  1. Пр..ступил

  2. Пр..длинный

  3. Пр..добрый

  1. Пр..поднести
    4. Пр..кратился

5) В каком слове пре или при не являются приставкой?

  1. Пригород

  2. Припрятать

  3. Прерванный
    4. Присягать

5. Премилый

6) В каком слове пре имеет значение «очень»?

  1. Предельный

  2. Презрение

  3. Преодолеть
    4. Препятствие

5. Пресветлый

7) В каком слове трудно определить значение приставок пре или при?

  1. Пришить

  2. Приближенный

  3. Припрятать
    4. Притворяться

5. Преломление

8) Найдите слово, в котором приставка при имеет значение «присоединения»:

  1. Приклеить

  2. Прибывать

  1. Придать

  2. Прилив

  3. Приморский

9) В каком слове приставка имеет значение «приближения»?

1. Приколоть
2. Приземлиться

  1. Привстать

  2. Дать в придачу

  3. Презабавный ребенок

10) В каком слове приставка имеет значение «близости»?

1. Приморский

  1. Превысить

  2. Причесаться

  3. Приоткрыть

  4. Приостановить

Конспект урока по теме Правописание приставок при- и пре-.Конспект урока по теме Правописание приставок при- и пре-.

А сейчас соедините точки друг с другом. Что у вас получилось?

- Солнце!

Всем нам улыбнулось!

Солнце - доброта.

Добрый человек - это тот, кто любит, понимает людей и помогает им. А любовь и поддержка согревают людей как солнце. Вы поддержали меня сегодня на уроке и каждый из вас стал для меня солнышком. Спасибо вам.

Всё в этом мире согревается солнцем: и человек, и зверь, и каждая травинка, и быстрые реки, и глубокие озера, и чистые родники.

Вы хорошо потрудились, поэтому получаете билет на планету «Морфемика» (билет-оценка за урок) и становитесь полноправными гражданами этой страны.

Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.

  1. § 54.

  2. Сочинение - миниатюра с использованием приставок при- и пре- на тему: «Таинственное журчание родника» (Лобанина Елена).

  3. Упражнение 701 (Степанов Максим).

  4. Упражнение 697 (Догуев Имран).

Завершая урок,

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.





















1

© 2010-2022