- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку Наш язык для 7 класса
Элективный курс по русскому языку Наш язык для 7 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Азиатцева Н.И. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Элективный курс в соответствии с ФГОС
«Наш язык»
7 класс
Составила: Азиатцева Н.И.,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса для учащихся 7 класса составлена в соответствии с ФГОС, предполагает системно - деятельностный подход на каждом занятии. Элективный курс выстроен в соответствии с полной реализацией всех видов УУД (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных). Программа курса содержит и метапредметность, а так же направлена на развитие разных видов мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, повышает мотивацию к изучению русского языка, нравственно ориентирует учащихся. В ходе реализации программы учащиеся углубляют свои знания по следующим разделам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Фонетика». Большое внимание уделяется «Культуре речи» в связи с необходимостью развивать коммуникативные навыки учеников. Важен и занимательный аспект курса. Программа направлена на реализацию творческого потенциала учащихся. На каждом занятии используются ИКТ. Программа рассчитана на 35 учебных недель.
Цели программы: вызвать интерес к предмету, создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные УУД: определять (называть) свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство чувствовать красоты и выразительности речи, стремление к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
На занятиях применяются следующие групповые и индивидуальные формы изучения материала: подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ; проведение научных исследований, экспериментов; анализ ситуаций и игровое моделирование; деловые и ролевые игры; конференции, круглые столы; очные и заочные экскурсии; дискуссии по проблемным вопросам; эвристические беседы; работа с текстом.
Планируемые результаты по разделу ФОНЕТИКА. Культура речи: на слух различать звуки речи; выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его; определять место ударения в слове; производить фонетический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв; отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения; правильно строить свою устную речь и анализировать речь собеседника.
Планируемые результаты по разделу ЛЕКСИКА и ФРАЗЕОЛОГИЯ: знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализа и оценки новой информации, овладение богатством родного языка, осознанное отношение к слову, его возможностям, повышение речевой культуры.
Планируемые результаты по разделу МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: понимать основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ; различать морфемы.
Планируемые результаты по разделу МОРФОЛОГИЯ и ОРФОГРАФИЯ: знать способы образования главных частей речи; знать правила правописания имён существительного, прилагательного, глагола и глагольных форм; знать трудные случаи написания наречий. Знать правописание служебных частей речи; классификацию служебных частей речи.
Планируемые результаты по разделу СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ: выбирать знак препинания (расставить знаки препинания в конце предложений - границы предложений обозначены), объединение двух простых предложений в сложное (с заменой точки на запятую или запятую и союзы И, А, НО) и наоборот: деление сложного предложения на простые; нахождение грамматической основы. Синтаксически разбирать все виды простых и сложных предложений.
Тематический план
№
Раздел
Тема
Содержание
Кол-во часов
I
Фонетика. Культура речи.
5
1
Из истории звуков.
Звуки вокруг нас, звуки в природе. Строение речевого аппарата человека. Как «говорят» животные; «говорящие» птицы; звукоподражание в животном мире.
1
2
Мы говорим, мы пишем.
Разница в написании и произношении слов; занимательные случаи. Фонетический разбор слов.
1
3
Необычная фонема j.
Где прячется необычная фонема. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разбираем фонетически слова с фонемой j. Фонетический разбор слов.
1
4
Как быть с чувствами?
Особенности фонетического разбора слов с непроизносимыми согласными в корне. Фонетический разбор слов.
1
5
Учимся траскрибировать.
Сложные случаи в транскрипции (слова с удвоенными согласными). Фонетический разбор слов.
1
Морфемика и словообразование. Культура речи.
5
Как построить слово?
Строители - суффиксы
Работа суффиксов в словообразовании. Словообразование и род имени существительного. Какого рода существительное волчище? История существительного тень. Морфемный разбор слов.
1
Как построить слово?
Строители - приставки.
Уникальные приставки. Как приставки строят слова. Морфемный разбор слов. Сложные случаи в русском языке.
1
Зри в корень.
Морфемный разбор слов. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда.
1
Кто такой ямщик?
Необычные факты из истории слов. Как меняется словообразовательный состав некоторых слов в ходе истории. Морфемный разбор слов.
1
Этимология.
История некоторых слов. Этимологические словари. Морфемный разбор слов.
1
Лексика и фразеология Культура речи.
8
Выразительными возможностями русской речи.
Работа с лексическими словарями.
1
Многозначные слова
Стилистическое использование многозначных слов. Работа с художественными текстами. Работа со словарями.
1
Омонимы.
Виды омонимов: их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон. Работа со словарями.
1
Лексика ограниченного употребления.
Диалекты, жаргонизмы, профессиональная лексика. Работа со словарями.
2
Устаревшие слова
Виды устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, речевой колорит эпохи, средства сатиры и юмора. Работа со словарями.
1
Фразеологизмы.
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи как средство эмоциональной характеристики явлений и персонажей, экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте. Работа со словарями. Этимология фразеологизмов.
2
Морфология и орфография. Культура речи.
11
Части речи.
Классификация частей речи в русском языке.
1
Главные части речи. Имя существительное.
Способы образования имён существительных. Орфография. Правописание окончаний в существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Гласные о-е после шипящих и ц в именах существительных. Морфологический разбор.
2
Главные части речи. Имя прилагательное.
Способы образования имён прилагательных. Орфография. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Н и НН в именах прилагательных. Морфологический разбор.
2
Имя глагол.
Правописание окончаний и суффиксов глагола. Правописание глаголов и глагольных форм. Морфологический разбор.
2
Наречие.
Классификация наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор.
2
Служебные части речи.
Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частица НЕ с разными частями речи. Морфологический разбор.
2
Синтаксис и культура речи
4
Простые и сложные предложения.
Классификация. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения.
3
Обобщение изученного материала
Тесты.
1