Элективный курс по русскому языку Наш язык для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа






Элективный курс в соответствии с ФГОС

«Наш язык»

7 класс

Составила: Азиатцева Н.И.,

учитель русского языка и литературы







2015 г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса для учащихся 7 класса составлена в соответствии с ФГОС, предполагает системно - деятельностный подход на каждом занятии. Элективный курс выстроен в соответствии с полной реализацией всех видов УУД (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных). Программа курса содержит и метапредметность, а так же направлена на развитие разных видов мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, повышает мотивацию к изучению русского языка, нравственно ориентирует учащихся. В ходе реализации программы учащиеся углубляют свои знания по следующим разделам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Фонетика». Большое внимание уделяется «Культуре речи» в связи с необходимостью развивать коммуникативные навыки учеников. Важен и занимательный аспект курса. Программа направлена на реализацию творческого потенциала учащихся. На каждом занятии используются ИКТ. Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Цели программы: вызвать интерес к предмету, создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: ​ самостоятельно формулировать тему и цели урока; ​ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; ​ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; ​ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: ​ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); ​ пользоваться словарями, справочниками; ​ осуществлять анализ и синтез; ​ устанавливать причинно-следственные связи; ​ строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: ​ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; ​ высказывать и обосновывать свою точку зрения; ​ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; ​ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ​ задавать вопросы.

Личностные УУД: ​ определять (называть) свои эмоции; ​ сочувствовать другим людям, сопереживать; ​ чувство чувствовать красоты и выразительности речи, стремление к совершенствованию собственной речи; ​ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

На занятиях применяются следующие групповые и индивидуальные формы изучения материала: подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ; проведение научных исследований, экспериментов; анализ ситуаций и игровое моделирование; деловые и ролевые игры; конференции, круглые столы; очные и заочные экскурсии; дискуссии по проблемным вопросам; эвристические беседы; работа с текстом.

Планируемые результаты по разделу ФОНЕТИКА. Культура речи: на слух различать звуки речи; выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его; определять место ударения в слове; производить фонетический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв; отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения; правильно строить свою устную речь и анализировать речь собеседника.

Планируемые результаты по разделу ЛЕКСИКА и ФРАЗЕОЛОГИЯ: знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализа и оценки новой информации, овладение богатством родного языка, осознанное отношение к слову, его возможностям, повышение речевой культуры.

Планируемые результаты по разделу МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: понимать основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ; различать морфемы.

Планируемые результаты по разделу МОРФОЛОГИЯ и ОРФОГРАФИЯ: знать способы образования главных частей речи; знать правила правописания имён существительного, прилагательного, глагола и глагольных форм; знать трудные случаи написания наречий. Знать правописание служебных частей речи; классификацию служебных частей речи.

Планируемые результаты по разделу СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ: выбирать знак препинания (расставить знаки препинания в конце предложений - границы предложений обозначены), объединение двух простых предложений в сложное (с заменой точки на запятую или запятую и союзы И, А, НО) и наоборот: деление сложного предложения на простые; нахождение грамматической основы. Синтаксически разбирать все виды простых и сложных предложений.

Тематический план

Раздел

Тема

Содержание

Кол-во часов

I

Фонетика. Культура речи.



5

1


Из истории звуков.

Звуки вокруг нас, звуки в природе. Строение речевого аппарата человека. Как «говорят» животные; «говорящие» птицы; звукоподражание в животном мире.

1

2


Мы говорим, мы пишем.

Разница в написании и произношении слов; занимательные случаи. Фонетический разбор слов.

1

3


Необычная фонема j.

Где прячется необычная фонема. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разбираем фонетически слова с фонемой j. Фонетический разбор слов.

1

4


Как быть с чувствами?

Особенности фонетического разбора слов с непроизносимыми согласными в корне. Фонетический разбор слов.

1

5


Учимся траскрибировать.

Сложные случаи в транскрипции (слова с удвоенными согласными). Фонетический разбор слов.

1


Морфемика и словообразование. Культура речи.



5



Как построить слово?

Строители - суффиксы

Работа суффиксов в словообразовании. Словообразование и род имени существительного. Какого рода существительное волчище? История существительного тень. Морфемный разбор слов.

1



Как построить слово?

Строители - приставки.

Уникальные приставки. Как приставки строят слова. Морфемный разбор слов. Сложные случаи в русском языке.

1



Зри в корень.

Морфемный разбор слов. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда.

1



Кто такой ямщик?

Необычные факты из истории слов. Как меняется словообразовательный состав некоторых слов в ходе истории. Морфемный разбор слов.

1



Этимология.

История некоторых слов. Этимологические словари. Морфемный разбор слов.

1


Лексика и фразеология Культура речи.



8



Выразительными возможностями русской речи.

Работа с лексическими словарями.

1



Многозначные слова

Стилистическое использование многозначных слов. Работа с художественными текстами. Работа со словарями.

1



Омонимы.

Виды омонимов: их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон. Работа со словарями.

1



Лексика ограниченного употребления.

Диалекты, жаргонизмы, профессиональная лексика. Работа со словарями.

2



Устаревшие слова

Виды устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, речевой колорит эпохи, средства сатиры и юмора. Работа со словарями.

1



Фразеологизмы.

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи как средство эмоциональной характеристики явлений и персонажей, экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте. Работа со словарями. Этимология фразеологизмов.

2


Морфология и орфография. Культура речи.


11



Части речи.

Классификация частей речи в русском языке.

1



Главные части речи. Имя существительное.

Способы образования имён существительных. Орфография. Правописание окончаний в существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Гласные о-е после шипящих и ц в именах существительных. Морфологический разбор.

2



Главные части речи. Имя прилагательное.

Способы образования имён прилагательных. Орфография. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Н и НН в именах прилагательных. Морфологический разбор.

2



Имя глагол.

Правописание окончаний и суффиксов глагола. Правописание глаголов и глагольных форм. Морфологический разбор.

2



Наречие.

Классификация наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор.

2



Служебные части речи.

Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частица НЕ с разными частями речи. Морфологический разбор.

2


Синтаксис и культура речи


4



Простые и сложные предложения.

Классификация. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения.

3


Обобщение изученного материала

Тесты.

1



© 2010-2022