Обобщающее повторение раздела морфология с применением ИКТ

Итоговое повторение соединяет в себе теоретические и практические вопросы, охватывает широкий круг проблем. Формирование знаний и умений соединяется при этом с развитием учеников, развитием их мышления, творчества.Мы представляем себе систему обобщающего повторения на основе языковых взаимосвязей в виде двух этапов, которые условно можно назвать «морфологический» и «этап широких обобщений». Первый этап представлен презентацией, собирающей воедино все теоретические сведения, изученные по данной теме. Второй этап – упражнения. Для примера мы возьмём урок обобщения и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное» в 5-ом классе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ»

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ. 5-7 КЛАСС.


Хмоленко А. И.

ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9 города

Павлодара»

русский язык

Итоговое повторение соединяет в себе теоретические и практические вопросы, охватывает широкий круг проблем. Формирование знаний и умений соединяется при этом с развитием учеников, развитием их мышления, творчества.

Новая цель педагогического образования - научить детей правильно использовать колоссальное количество информации.

Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Конечно же, это требует от учителя особого мастерства.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся [1, с. 13].

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению теоретического материала. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые предлагают различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, анимации (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Мы представляем себе систему обобщающего повторения на основе языковых взаимосвязей в виде двух этапов, которые условно можно назвать «морфологический» и «этап широких обобщений».

Первый этап представлен презентацией, собирающей воедино все теоретические сведения, изученные по данной теме. Второй этап - упражнения.

Для примера мы возьмём урок обобщения и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное» в 5-ом классе.

Цель урока: повторить всё, что мы узнали о прилагательных, и закрепить умение правильно писать их.

Урок построен с использованием информационно-коммуникационных технологий, а именно презентации с выводом на интерактивную доску.

Урок построен в форме игры, поскольку ученикам 5-ого класса это всё ещё действительно интересно.

Первый слайд выглядит так:

Обобщающее повторение раздела морфология с применением ИКТ.

Этот слоган преподносится как тема урока, которую ребята записывают в свои тетради.

Далее следуют вопросы учителя о том, что такое имя прилагательное как часть речи. Как проверка ответов учеников на экран выводится следующий слайд:

Обобщающее повторение раздела морфология с применением ИКТ.

Ученики рисуют у себя в тетрадях такой же листопад.

Далее мы просим гусеницу помочь нам вспомнить признаки имени прилагательного. Информация выводится на экран постепенно, по одному кружку. На каждый новый признак следует своё упражнение для закрепления.

Обобщающее повторение раздела морфология с применением ИКТ.

Первое упражнение повторяет полные и краткие имена прилагательные.

Упражнение: замените полную форму имен прилагательных краткой, запишите ее через дефис.

Свободный, полезный, равнодушный, бедный, трудный, нужный, важный, нежный, страшный, уверенный, тонкий, звонкий, сладкий, смешной, полный, богатый, справедливый, трусливый, женатый, пустой, грубый, свежий, лёгкий, близкий, низкий, мягкий, горький, хитрый, умный, сильный, приятный, горячий, приветливый, опрятный.

Второе упражнение повторяет степени сравнения имени прилагательного.

Упражнение: образуйте краткую форму, простую сравнительную и превосходную степень прилагательных. С каждой формой составьте короткое предложение, подчеркните главные члены. Пример: Эта книга интересна. Эта книга интереснее предыдущей. Мне попалась интереснейшая книга.

Искусный, терпеливый, удобный, серьезный, грустный, полезный, ужасный, тонкий, честный, спокойный.

Следующий круг посвящён повторению относительных прилагательных.

Упражнение: замените данные словосочетания синонимичными, используя соответствующие имена прилагательные.

Запах леса, окно с решёткой, ваза из стекла, сок берёзы, котлеты из рыбы, насекомое с крыльями, ветка яблони, конверт из бумаги.

Для повторения притяжательных прилагательных нами было выбрано следующее упражнение.

Упражнение: определите, одного ли разряда прилагательные в каждом ряду словосочетаний. Какие из словосочетаний являются фразеологическими оборотами? С этими фразеологизмами составьте предложения, запишите.
1. Заячий след, заячья шапка, заячья душа. 2. Лисья нора, лисья шуба, лисий характер. 3. Куриное яйцо, куриный суп, куриные мозги. 4.Медвежья берлога, медвежий жир. Медвежья услуга. 5.Волчий след, волчья шкура, волчий аппетит.

Следующие круги повторяют словообразование имён прилагательных

- при помощи суффиксов.

Упражнение: образуйте от существительных имена прилагательные, выделите суффикс.

Вода - _________________

Дождь -________________

Земля - ________________

Дерево - _______________

Зверь - ________________

Лиса - _________________

- при помощи приставок.

Упражнение: образуйте от данных прилагательных слова с противоположными значениями при помощи приставки не- и рядом в скобках напишите синоним без этой приставки.

Большой - небольшой (маленький), весёлый, вежливый, верный, внимательный, выгодный, далёкий, дружелюбный, корректный, серьёзный, торопливый, устойчивый.

- путём сложения основ.

Упражнение: образуйте сложное прилагательное из пары слов.

Машина, строить; север, восток; средиземный, морской; Средний, Азия; мало, грамотный; вагон, строить.

Последний круг гусеницы посвящён правописанию О и Е после шипящих.

Упражнение: замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Маленький медведь из плюша; косынка из кумача; заросли камыша; клык моржа; запах ландыша; недорогая сумка; пряник, который стоит грош.

Если класс сильный, то предлагается дополнительное задание: составить небольшую сказку о гусенице.

Обобщающее повторение раздела морфология с применением ИКТ.

Поскольку форма работы игровая, все задания воспринимаются учениками с интересом. Это основывается на возрастных психологических особенностях пятиклассников - они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела. Дети работают активно, с удовольствием зарисовывают гусеницу к себе в тетради. Домашним заданием можно предложить составить свой рисунок, так же объединяющий все знания по единой теме.

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.


Список использованной литературы.

1 Хахалева Н. Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией. // Русский язык в школе. - Москва, ООО «Наш язык», №1, 2001, с. 13-18.

2 Скрябина О. А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов. // Русский язык в школе. - Москва, ООО «Наш язык», №1, 2000, с. 32-38.

3 Ипполитова А. Н. Упражнения по грамматической стилистике. - Москва, «Просвещение», 1980, с. 40-58.


© 2010-2022