Художественные системы в литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественные системы в литературе

(методы, направления, течения)

Совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателей

ХVII- начало XIX века


классицизм


От латинского classicus-образцовый

Вторая половина XVIII века


сентиментализм


От французского sentiment- чувство

Конец XVIII первая половина ХIX века


романтизм

От французского romantisme- фантастическое, встречающееся только в книгах

Конец XIX- XX век

модернизм

От французского moderne- новейший, современный

XХудожественные системы в литературеIX-XX век

реализм

От латинского realis - действительный

МОДЕРНИЗМ

Конец XIX-XX в.

От французского moderne-

новейший, современный

Задача создания новой художественной культуры, способной привести человечество к духовному возрождению.

Попытки построения эстетической гармонии путем искусственного обеднения картин жизни.

Отражение кризисного сознания:

Изоляция человека от окружающего мира, замкнутость, отчужденность, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества, абсурдность человеческого существования.

Изображение человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу.

Поиск новых форм выражения сокровенного мира личности.

Установка на многообразие субъективных интерпретаций бытия.

Представители модернизма в России:

Ф. Сологуб, Л. Андреев. В русской поэзии серебряного века модернизм представлен рядом художественных течений ( символизм, акмеизм, футуризм) и творчеством поэтов, не примкнувших к какой-либо из поэтических школ.


РОМАНТИЗМ

Конец XVIII - первая половина XIXв.

От французского romantisme-

фантастическое

Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному.

Задача не воссозданию, а пересоздания действительности.

Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах.

Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека.

Утверждение человеческой индивидуальности.

Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного.

Трагический разлад мечты и действительности.

Признание недостижимости идеала.

Романтическое двоемирие.

Утверждение романтических ценностей ( свобода, борьба, любовь, природа).

Представители романтизма в России:

В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (отдельные периоды творчества), М. Ю. Лермонтов.


РЕАЛИЗМ

XIX - XX века

От латинского realis-

действительный

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX-XX вв., «социалистический реализм»

Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности.

Правдивое отражение мира, широкий охват действительности.

Историзм.

Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира.

Отражение связи человека и среды.

Типизация характера и обстоятельств..

Писатели- реалисты в России:

А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков- Щедрин, И. С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин и др.

КЛАССИЦИЗМ

Конец XVII - начало XIXв.

От латинского klassicus-

образцовый

Обращение к образцам и формам античности как идеалу.

Принцип рационализма. Культ разума.

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения.

Соблюдение в драме единства времени, места и действия.

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненного явления.

Обращение к общественной проблематике.

Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности.

Спрямленность подачи человеческих характеров.

Идеализация героев.

Представители классицизма в России:

А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин..


сентиментализм

Вторая половина XVII1в.

От французского sentiment-

чувство

Решение воспитательных задач посредством воздействия на чувства читателя. Дидактизм.

Культ «естественных» чувств.

Признание добродетели как природного свойства человека.

Способность к состраданию как черта идеального человека.

Обращение к повседневности и интерес к сельской теме.

Создание идиллической картины действительности. Культ природы.

Раскрытие богатства духовного мира простолюдина.

Внимание к внутреннему миру человека.

Представители классицизма в России:

АХудожественные системы в литературе.Н. Радищев (отдельные черты творчества), В.А. Жуковский (раннее творчество), Н.М. Карамзин.

Художественные системы в литературе

© 2010-2022