Открытый урок внеклассного чтения на тему Содружество искусств. И. И. Шишкин и М. Ю. Лермонтов На севере диком

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Открытый урок внеклассного чтения в 5 классе






Тема: «Содружество искусств.

И. И. Шишкин и М. Ю. Лермонтов

«На севере диком»




Учитель русского языка

МБОУ СОШ № 86

Попова Наталья Валерьевна


Г. Екатеринбург 2015 год

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с историей создания стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком», с историей создания картины И.И. Шишкина; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть образ произведения, скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; анализировать художественное полотно; воспитывать любовь к русской поэзии, живописи, показать содружество искусств - литературы, живописи, музыки «На севере диком…»-как культурное наследие русского народа;

2) развивать выразительное чтение лирического произведения, умение сравнивать два произведения, сопоставлять их, находить специфические сходства и отличия, делать аргументированные выводы, используя схему «Круги Эйлера»;

3) формировать у учащихся чуткое отношения к слову, желание говорить не только правильно, но и выразительно; описывать картину, развивать эмоции и чувства детей, развивать эстетический вкус, расширять культурный кругозор, гордость за культурное наследие;

Задачи: создать условия для формирования УУД

Личностные: ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру; формирование мотивации к творческой деятельности.

Предметные: анализ стихотворения, сюжета, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов; обнаружение приема олицетворения, использованного автором; осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения;

Метапредметные:

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия произведений разных видов искусства, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; использовать разнообразные способы работы; оценивать результаты работы.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге при обсуждении произведений искусства; уметь высказывать собственное суждение; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; проявлять самостоятельность в работе.

Оборудование:

1) выставка книг - сборники стихов М. Ю. Лермонтова;

2) распечатка текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком» - раздаточный материал для индивидуальной работы;

3) запись для прослушивания стихотворения Лермонтова «На севере диком» в исполнении артиста Мартона, романсов А.С.Даргомыжского «Сосна» и М.А.Балакирева «На севере диком»;

4) раздаточный материал - схема «Круги Эйлера»;

5) стенд «Наше культурное наследие» с репродукциями картин И..И.Шишкина «На севере диком», «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Корабельная роща», «Первый снег», «В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом.1879», портрет М.Ю.Лермонтова кисти К. А. Горбунова (1841 г.), портрет И.И. Шишкина кисти И. Крамского 1873 г.;

6) толковый словарь Ожегова; съёмный материал - словарик с толкованием слов: утёс, риза, репродукция, оригинал (из словаря Ожегова)

7) мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, индивидуальная работа, исследовательская работа, сопоставительный анализ;

Фомы работы учащихся: коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный этап

-Сегодня вы видите в классе много репродукций картин, портреты. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

вывешивается словарик со словами:

Оригинал - первоначальный, подлинный.

Репродукция - воспроизведение и размножение рисунков, картин путём фотографирования или другими полиграфическими средствами.

Сбор идей ребят

-Какие знакомые картины вы видите?

Ребята называют картины.

-А вы знаете, кто нарисовал эти картины?

Предполагаемый ответ (Иван Иванович Шишкин).

2. Вызов (побуждающий диалог)

-Посмотрите на репродукцию картины «На севере диком» (на доске или с проектора). Какие чувства, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину? (индивидуальная работа)

Сбор идей.

-Были ли случаи, когда вам было одиноко? О чём вы мечтали? (индивидуальная работа)

Сбор идей.

-Какие литературные произведения вы знаете об одиночестве?

Сбор идей.

А что объединило этих двух великих людей, чьи портреты вы видите?

Предполагаемый ответ (Стихотворение Лермонтова «На севере диком»).

3. Формулирование темы урока, запись на доске: Содружество искусств. Литература и живопись.

(Цели нашего урока):

Сегодня вы познакомитесь с историей создания стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком», с историей создания картины И.И. Шишкина, будете развивать умение выразительного чтения лирического стихотворения; учиться понимать литературное произведение; увидите скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова, образ в стихотворении; мы будем анализировать стихотворение; увидим содружество искусств - литературы, живописи, музыки будем учиться сопоставлять два произведения по схеме Эйлера.

4. Осмысление (осознание содержания)

-Что вы знаете об этом стихотворении?

Сбор идей.

-Посмотрите на последний портрет Лермонтова (на доске или проекторе) работы художника К. А. Горбунова (1841г)

-Что вы можете сказать о поэте?

Сбор идей.

Прослушаем стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком растёт одиноко».

Выразительное чтение стихотворения. Ребята следят по текстам, разложенным заранее на партах.

На проекторе словарик:

Толковый словарь Ожегова:

Риза - ризы, ж. (церк.-слав. - одежда). 1. Верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения. || Богатое, украшенное золотом, обычно царское, одеяние (истор.). На царе были бармы и отцовские... золотые ризы. А.Н. Толстой.
2. Оклад, металлическая накладка на иконах на тех местах, где изображена одежда (церк.).
3. Платье, одеяние (устар) И снегом сыпучим одета, как ризой, она. Лермонтов (о сосне).

Утёс - обособленно расположенная большая каменная гряда.

После прослушивания беседа:

-Понравилось ли стихотворение?

-Какие чувства, мысли возникли?

Сбор идей.

-Что вы знаете об этом стихотворении?

Могут быть ответы, если нет -

Послушайте сообщение о последних днях Лермонтова и появлении его стихотворения «На севере диком».

_ Сообщение заранее подготовленного ученика (рассказ у доски):

___________________________________________________________________________

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

5) Анализ стихотворения

Стихотворению М.Ю.Лермонтова присущи большая выразительность и проникновенность.

-Как вы считаете, почему произведение Лермонтова выразительно? Почему оно оказывает большее эмоциональное воздействие на читателей? (Использование средств выразительности, кропотливая работа над словом).

Анализ стихотворения:

-Какова тема стихотворения? О чём оно?

-Какова идея? Что хотел нам показать автор?

-Какой центральный образ рисует поэт? Описание сосны с использованием текста. А есть ли ещё образы? Описание пальмы, утёса и горючей пустыни.

Найдите средства выразительности:

Эпитеты - голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север
Сравнения - одета, как ризой, она (даётся значение понятия "риза": старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние, верхняя одежда священника, надеваемая во время богослужения)).
Олицетворение - сосна дремлет, качаясь.
Противопоставление - север-пустыня, сосна - пальма

-Что же разделяет сосну и пальму? Как подчёркивается в стихотворении разница их положения и разделяющее их расстояние?

Пространство - необозримое и необъятное - разделяет сосну и пальму. Сосна растёт на севере, пальма - на юге. Между ними тысячи и тысячи километров. Сосна укрыта снегом и скована морозом - пальма сжигаема лучами горячего солнца.

«Север дикий» и «пустыня далёкая» противоположны друг другу, причём эпитеты, характеризующие их, поставлены после определяемых слов, что сразу акцентирует наше внимание на этой разнице и на расстоянии. Лермонтов использовал приём поэтического параллелизма, когда два образа изображаются параллельно друг другу. Именно для этого приёма характерны инверсии (непрямой порядок слов).

- Что объединяет сосну и пальму?

Они обе красивы (сосна «снегом сыпучим одета, как ризой…», пальма «прекрасная»); обе растут на вершинах среди пустынных мест: сосна - «на голой вершине», пальма - «на утёсе горючем»; обе одиноки и печальны.

Казалось бы, такое сходство судьбы и состояния должно объединить их, избавить от печали и одиночества.

-Но почему этого не происходит?

Невозможно преодолеть пространство, и даже если бы сосна или пальма могли прийти друг к другу, кто-то из них был бы обречён на гибель, потому что не смог бы жить в непривычных для него условиях.

-О чём это заставляет задуматься?

Не всегда возможно соединение с родной, близкой душой, иногда оно остаётся только мечтой, сном, но эта мечта наполняет жизнь смыслом.

6) Выразительное чтение стихотворения 2-3 учащимися (как они восприняли и осмыслили стихотворение).

Прослушать выразительное чтение артиста Мартона.

7) Работа по картине И.И. Шишкина

- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему? (На картине северная природа, небо, скалы, сосна)

- Сосны - любимый художественный образ Шишкина. Вы уже знакомы с его картинами «Рожь», «Корабельная роща» и другие

(просмотр репродукций по проектору).

-Что вы знаете о создании картины?

(Демонстрация портрета художника, написанного Иваном Крамским в 1873 году на проекторе)

Сообщение о Шишкине подготовленного заранее ученика. Остальные ребята внимательно слушают, стараются запомнить, чтобы ответить на вопросы по прослушанному.

___________________________________________________________________________

История создания этой картины началась с того, что к 50-летию смерти М. Ю. Лермонтова к 1891 году петербургским издателем П. П. Кончаловским готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэт. Для создания иллюстраций к его стихотворениям издатель пригласил известных художников того времени: Врубеля, Серова, Васнецова, Поленова, Шишкина.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) оформлял два стихотворения - «На севере диком…» и «Родина». Эта работа настолько заинтересовала художника, настолько стала близка ему - а особенно работа над стихотворением «На севере диком…», что он решил создать полотно, написанное маслом, где была бы изображена одинокая зимняя сосна.
_________________________________________________________

8) Фактологические вопросы на восприятие и запоминание:

В каком году исполнилось 50 лет со дня смерти Лермонтова?

Что начал издавать Кончаловский?

Для чего он пригласил художников? Каких художников?

Кого в большей мере заинтересовало стихотворение «На севере диком»? Почему?

Описание картины

Какой образ на картине? Как изображена сосна? Где растёт сосна? Что её окружает? Какое небо? Какие краски использует художник? Почему? Почему в этом холоде продолжает жить сосна? О чём мы начинаем думать, когда смотрим на это одинокое дерево?

При помощи наводящих вопросов приходим к выводу: удалось художнику передать одиночество, холод, грусть, мечту?

Вывод формулируют ребята.

9) Рассуждение

Удалось ли художнику И. И. Шишкину передать настроение, тему, идею, образ сосны из стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком»?

Сбор идей.

Прослушивание записи романсов А.С.Даргомыжского «Сосна» и М.А.Балакирева «На

севере диком».

Цель

Сегодня мы будем учиться сопоставлять два произведения.

Знакомство со схемой «Круги Эйлера», раздаточный материал для индивидуальной работы.

Инструктаж.

Вы будете учиться сопоставлять два произведения искусства. Круги расположены, так, что есть и общая часть (демонстрация пустого бланка). Слева заполняем, чем отличается стихотворение Лермонтова от картины. Справа - чем отличается картина Шишкина от стихотворения Лермонтова. В середине, где круги пересекаются - чем похожи два шедевра.

Начинаем вместе 2-3 сходства и различия, дальше ребята работают самостоятельно (как позволит время).

Если времени не хватает - просим одного ученика проговорить то, что записал, чтобы лучше осмыслить проделанную работу.

Вывод по сопоставлению: Шишкин сумел передать настроение, образ, мечты сосны, но есть детали, которые не смог передать. (Ребята называют то, что успели записать).

-Почему?

Идеи ребят (словом можно выразить любые явления, мысли, образы - в этом особенность речи и языка, поэтому мы говорим, что литература - это искусство слова (запись на доске)

10) Вывод по теме:

-Итак, с какими произведениями вы сегодня познакомились?

-Какую тему сегодня рассматривали? (Содружество искусств. Литература, живопись)

Что может вдохновлять художников, музыкантов на создание великих полотен? (литературные произведения - стихи, прозаические произведения)

Для чего мы рассматриваем и изучаем содружество искусств?

Навести на вывод - это наша духовная культура, русские национальные памятники культуры, наше наследие, наша гордость и богатство.

-Где хранятся картины? В музеях. Какие музеи, картинные галереи вы знаете?

-Где хранятся книги? - В библиотеках. - Это хранилище нашего духовного богатства.

Вывод по уроку:

- Какую работу вы сегодня проделали?

Сбор информации.

Оценивание: комментарий (за активную работу, за информацию, за выразительное чтение).

Домашнее задание: запись в дневниках: выразительное чтение стихотворения наизусть, уметь рассказывать о содружестве искусств, заполнить до конца схему «Круги Эйлера», уметь правильно рассказывать о сходстве и различиях двух произведений по схеме.

Одному - двум заинтересовавшимся ребятам можно дать задание подготовить сообщение - экскурсию о знаменитых музеях России в любой форме.

Открытый урок внеклассного чтения на тему Содружество искусств. И. И. Шишкин и М. Ю. Лермонтов На севере диком.

© 2010-2022