- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе в 11 классе
Рабочая программа по литературе в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова С.Н. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кулундинского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
методический совет школы приказом директора школы от29.08.2014 г. №43/3-О
протокол № 6 от 26.08.2014 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литература»
для 11 класса (среднее общее образование)
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Петрова Светлана Николаевна - учитель русского языка
и литературы
Кулунда
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427и от 10 ноября 2011 г. N 2643.
2. Федерального перечня учебников на 2014 - 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
3. Основной образовательной программой основного общего образования (среднего общего образования), утверждённой приказом директора школы от 11.06.2007г. № 25 -Д;
4. Учебного плана МБОУ КСОШ № 4 на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 07.04.2014г. № 19/1-О;
5. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 07.05.10 г. № 23/3 - Д;
6. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией
В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2008.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту среднего общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
2. Цели изучения курса
Компетенции
Общеучебные
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предметно-ориентированные
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Традиционные формы уроков
Нестандартные формы уроков
Эмоционально-образные
Уроки истолкования (не эмоционально-образные)
Беседа
Композиция
Исследование
Комбинированный урок
Спектакль
Урок с использованием компьютерных технологий
Комментированное чтение
Урок-суд
Практикум
Лекция
Семинар
Смотр знаний
Читательская конференция
Анализ эпизода
Диспут (в методике испол. давно)
Сочинение
Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста
Технологии, методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
модульное обучение;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Раздел II. Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Введение
2
И.А.Бунин
3
А.И.Куприн
4
М.Горький
6
-
«
«Серебряный век» русской литературы. Символизм
4
А.А.Блок
10
Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев
1
С.А.Есенин
6
В.В.Маяковский
8
Литературный процесс 20 -х годов XX века.
1
Тема революции и Гражданской войны. А.А.Фадеев «Разгром»
2
Литература 30 - х годов XX века
2
М.А.Булгаков
7
А.П.Платонов
2
А.А.Ахматова
4
М.И.Цветаева
2
О.Э.Мандельштам
1
М.А.Шолохов
8
Литература периода Великой Отечественной войны
2
Литература 50 - 90-х годов XX века
1
Литература Русского зарубежья И.А.Бродский
2
Авторская песня. Булат Окуджава
2
А.Т.Твардовский
2
Б.Л.Пастернак
4
А.И.Солженицын
4
В.Т.Шаламов
1
Н.М.Рубцов
1.
В.П.Астафьев
2
В.Г.Распутин
3
Из литературы народов России. Р.Гамзатов
1.
Вампилов
1
Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.
4
Итоги года.
1
Всего уроков:
102
Раздел III.
Содержание обучения.
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике
Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов - по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне
невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Поурочное планирование уроков литературы в 11 классе.
Количество часов на год-102 , в неделю-3 часа.
Планирование составлено на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».
Учебник: «Литература» 11 класс под редакцией В.П. Журавлёва, Москва, 2012.
№
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Формы и виды контроля
Примечание
Информационные ресурсы
1
Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.
Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы.
Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.
Уметь: конспектировать лекцию учителя.
Конспект
2
Обзор русской литературы первой половины ХХ века.
Основные темы и проблемы литературы. Многообразие литературных течений и направлений.
Знать: общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.
Конспект
3
И.А.Бунин.
Очерк жизни и творчества. Стихотворения
Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм, изысканность.
Стихотворения:«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Анализ текста
4
«Чудная власть прошлого в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
«Антоновские яблоки». Своеобразие стиля Бунина.
Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Анализ рассказа
5
Размышления о России в повести Бунина «Деревня»
Повесть Бунина «Деревня». Новаторство автора в традиционной для русской литературе теме. Авторская позиция.
Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Анализ рассказа
6
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.
Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Письменная работа
7
Рассказы И.А.Бунина о любви.
«Чистый понедельник», «Тёмные аллеи». Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.
Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Анализ текста (письменная работа)
8
А.И.Куприн. Жизнь и творчество.
Жизнь и творчество писателя в сопоставлении с творчеством Бунина.
Знать: творческий путь Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, работать с литературными источниками.
Конспект
9
Воплощение нравственного идеала в повести Куприна «Олеся»
Идея и художественные особенности повести Куприна «Олеся»
Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.
Анализ текста
10
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Своеобразие сюжета повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Талант любви.
Знать: сюжет произведения, трагизм решения любовной темы в повести; символический смысл художественных деталей.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.
Анализ текста
11
Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Урок контроля знаний по теме.
Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.
Контрольная работа
12
Сочинение № 1
по творчеству И.Бунина и А. Куприна.
Урок развития речи.
Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.
Сочинение
13
М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции рассказа рассказы
Знать: биографию и творчество Горького; особенности романтизма.
Уметь: анализировать художественный текст.
Реферат
14
«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.
Сценическая судьба пьесы.
Знать: романтизм ранних рассказов Горького; проблемы героя в прозе писателя, тему поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; Уметь: анализировать художественный текст.
Анализ текста
15
Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика.
Анализ текста. Характеристика литературного героя
Знать: новаторство Горького; составляющие жанра и конфликта в пьесе.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
16
. Смысл названия пьесы М.Горького «На дне»
Урок контроля знаний
Знать: характеристику Луки и его жизненной позиции.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Знать: позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Характеристика героя
17
Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.
Урок развития речи.
Знать: творчество А.М.Горького.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.
Сочинение
18
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в. Серебряный век.
Серебряный век. Литературные течения поэзии русского модернизма. Поэты вне литературных течений.
Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах серебряного века; характерные особенности эпохи, отраженные в произведении.
Уметь: самостоятельно искать информацию в справочной литературе.
Развитие жанра антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве.
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст, давать характеристики героев.
Анализ текста
Русский символизм и его история.
Истоки русского символизма. "Старшие символисты"
(В.Брюсов, К. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты"
(А. Белый, А. А. Блок).
Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы;
Анализ стихотворения
19
В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение.
Анализ стихотворения
Развитие жанра антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве.
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст, давать характеристики героев.
Анализ текста
20
Лирика поэтов - символистов.
К.Д.Бальмонт, Андрей Белый и другие
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Андрей Белый. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Раздумье», «Русь», «Родине»солнце…»
Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы
Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
Анализ стихотворения (письменная работа)
Развитие жанра антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве.
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст, давать характеристики героев.
Анализ текста
21
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.
Акмеизм, основные черты его поэтики. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм"; утверждение акмеистами красоты земной жизни.
Знать: основные черты поэтики; истоки акмеизма, краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.
Конспект
22
Н. С.Гумилев.
Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева
Жизнь и творчество
Н. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
Знать: о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.
Анализ стихотворений
23
Футуризм как литературное направление.
Русские футуристы
Футуризм. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике футуристов.
Знать: понятие «футуризм»; творчество поэтов-футуристов.
Уметь: конспектировать лекцию учителя.
Конспект
24
А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.
Жизнь и творчество Блока. Особенность поэтики. «Стихи о прекрасной даме»
Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции
Урок контроля знаний по теме
25
Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка».
Анализ стихотворения Блока «Незнакомка». Настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов
Знать: особенности стихотворения «Незнакомка», соотношение идеала и действительности в лирике Блока.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ стихотворения
26
Тема Родины в творчестве А. Блока.
Анализ стихотворений А.Блока «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы».
Знать: тему Родины, исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы".
Уметь: анализировать текст.
Анализ стихотворения
27
28
История создания поэмы.
Поэма А.Блока «Двенадцать».
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции, своеобразие композиции, образ Христа и многозначности финала поэмы.
Знать: полемический характер поэмы; историю создания поэмы, сюжет, ее героев, своеобразие композиции, образ Христа и многозначность финала поэмы;
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности,
Анализ текста
29
Обобщающий урок по творчеству А. Блока.
Контроль знаний по теме
Знать: творчество поэта, особенности творчества.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.
Контрольный тест
Письменное высказывание по теме
30
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность.
.Уметь определять в произведении элементы сюжета.
31
С.Есенин. Жизнь и творчество.
Ранняя лирика.
Жизнь и творчество Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».
Знать: обзор жизни и творчества С.Есенина; особенности творческого метода поэта;
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Конспект
32
Тема России в лирике С.А.Есенина.
Стихотворения «Мы теперь уходим понемногу, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».
Знать: традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, основные темы лирики.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.
Анализ стихотворений
33
Любовная тема в лирике С.Есенина.
Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», « «Письмо к женщине».
Знать: особенности любовной лирики поэта.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.
Анализ стихотворений. Письменная работа
34
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина.
Трагизм восприятия гибели русской деревни
Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия
Уметь писать творческие работы
35
Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»
«Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений литературы.
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Тест по творчеству Есенина
36
Литературный процесс 20- годов 20 века
Литературные объединения
37
Обзор русской литературы 20- годов. Тема революции и гражданской войны в прозе 20- годов.
Трагическое осмысление темы в творчестве И.Бабеля, А. Веселого
Уметь выделять и формулировть тему, идею, проблематику изучаемого произведения.
38
Поэзия 20-х годов.
Поиски поэтического языка новой эпохи.
Эксперименты со словом. В.Хлебников
39
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.
.
Жизнь и творчество.
Поэтическое новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Конспект
40
Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте»
Начало творческого пути:дух бунтарства и эпатажа.
Маяковский и футуризм.
Знать: логику развития идеи произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
41
Своеобразие любовной лирики Маяковского.»Лилечка», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Поэтическое мастерство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, необычность строфики)
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Тест по творчеству Маяковского
42
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского «Юбилейное, «Сергею Есенину»
Широта жанрового диапазона поэта- новатора
Знать: творчество Есенина, Блока, Маяковского.
Уметь: писать сочинение.
Сочинение
43
Литература 30- годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30- годы
Судьба человека и его признание в поэзии 30- годов.
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать произведение, составлять сравнительную характеристику героев.
Анализ текста
44
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность.
Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.
История создания романа «Мастер и Маргарита»
Знать: биографию писателя, сложную судьбу его произведений.
Уметь: конспектировать лекцию учителя.
Реферат
по жизни и творчеству Булгакова
45
46
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция.
Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.
Знать: значение романа, его судьбу; особенности жанра и композиции.
Уметь: анализировать художественный текст.
Анализ текста
47
Три мира в романе «Мастер и Маргарита».
Замысел писателя; перекличка линий романа.
Знать: замысел писателя; перекличку линий романа.
Уметь: анализировать художественный текст.
Анализ текста
48
Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
Нравственные уроки романа, главные ценности. Любовь и творчество в романе.
Знать: содержание романа
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
49
Зачетная работа за 1 полугодие
Урок проверки знаний
50
51
А.П.Платонов.Жизнь и творчество.
Повесть А.Платонова «Котлован»: обзор
Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать художественный текст.
Анализ текста
52
А. Ахматова «Голос своего поколения»
Жизнь и творчество Анны Ахматовой.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».
Знать: биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, тема любви и искусства.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.
Реферат
по творчеству Ахматовой
53
Тема Родины в лирике Ахматовой
Стихотворения А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».
Знать: поэзию Ахматовой, неразрывно связанную с Россией, русской культурой.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.
Анализ стихотворений
54
Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».
Гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой. Истории создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, библейские мотивы и образы в поэме.
Знать: историю создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа и эпилога.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.
Анализ текста поэмы
55
Развитие речи. Анализ стихотворения Ахматовой
Урок контроля
Знать: творчество А.Ахматовой.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ стихотворения Письменная работа
56
Поэтический мир М. Цветаевой.
Жизнь и творчество Марины Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»
Знать: основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений;
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ стихотворений
57
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Искренность лирического монолога - исповеди
Знать: особенности поэтического текста Цветаевой.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ стихотворения.
58
О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество
59
Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.
Описательно - живописная манера и философичность поэзии Мандельштама
Уметь строить устные и письменные выс казывания в связи с изученным произведением
60
М.А.Шолохов. Жизнь, личность, творчество.
Представление о личности Шолохова и значение его произведений
Знать: о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.
Уметь: конспектировать лекцию учителя.
Конспект
61
Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон».
Закономерности эпохи, картины жизни донских казаков в романе. Изображение Шолоховым жизни казачьих семей.
Знать: содержание романа
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
62
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.
Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влиянии на человека.
Знать: содержание произведения, исторические факты гражданской войны.
Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений.
Анализ текста
63
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.
Правда о гражданской войне как трагедии народа
Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
64
Судьба Григория Мелехова.
Трагичная судьба Мелехова. Характеристика литературного героя.
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Характеристика героя
65
Женские судьбы в романе «Тихий Дон»
Шолохов как мастер психологического портрета
66
Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»
Шолоховские традиции в русской литературе 20 века
Знать: содержание и особенности романа.
Уметь: аналитически работать по тексту (в группах).
Контрольный тест
67
Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова
Контроль знаний по теме
Знать: содержание и особенности романа.
Уметь: аналитически работать по тексту (в группах).
68
Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор)
Истоки изображения войны в литературе военных лет. Обзор поэтических и прозаических произведений
Знать: авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны.
Уметь: конспектировать лекцию учителя
Конспект
69
Правда о войне в повести Некрасова «В окопах Сталинграда»
Значение повести Некрасова, представление о тенденциях послевоенной литературы
Знать: содержание повести.
Уметь: анализировать произведение.
Анализ текста
70
Новое осмысление военной темы в литературе 50- 90 годов. Ю.Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов
Обзор литературной ситуации периода «оттепели»
Знать: авторов и содержание произведений.
Уметь: анализировать произведения.
Конспект
71
Повесть В. Кондратьева «Сашка»
Повесть Кондратьева «Сашка»
Знать: содержание повести.
Уметь: анализировать произведение
Анализ текста
72
А.Т.Твардовский. Творчество и судьба.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
Знать: биографию писателя, основные темы творчества.
Уметь: анализировать произведения.
Анализ текста
73
Лирика А.Т.Твардовско
го. Размышления о настоящем и будущем Родины.
Поэма «По праву памяти». Жанровые особенности и идейное содержание поэмы
Знать: содержание поэмы, жанровые особенности и художественное своеобразие.
Уметь: анализировать произведение.
Анализ текста
74
Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».
Знать: биографию поэта, разнообразие его дарований; его раннее творчество, поэтическую эволюцию Пастернака.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Конспект Анализ стихотворений
75
Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
Судьба романа, взгляды Пастернака на соотношение человека и истории, гуманизм и ценность этих взглядов
Знать: историю создания романа, его сюжет.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
76
Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго».
Значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.
Знать: значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
77
Обобщающий урок по творчеству Б.Л.Пастернака.
Урок контроля знаний
Знать: творчество Б.Л.Пастернака.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.
Контрольный тест
78
А.И.Солженицын.
Судьба и творчество писателя.
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».
Знать: содержание произведения.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ рассказа
79
Своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Феномен «простого человека», философский смысл рассказа.
Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ рассказа
80
В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество.проблематика и поэтика «Колымских рассказов»
Автобиографический характер прозы В.Т. Шаламова
Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст.
81
«Деревенская проза» в современной литературе. Творчество В.М. Шукшина.
«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.М. Шукшина в рассказах «Верую!», «Алеша Бесконвойный»
Знать: творчество В.М.Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
82
Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П.Астафьева «Царь - рыба»
Трата нравственных ориентиров - одна из проблем произведений В.П.Астафьева
Уметь определять в произведении элементы сюжета
83
84
Нравственные проблемы произведений В.Г.Распутина.
«Прощание с Матерой».
«Живи и помни»
«Последний срок»
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы; тема памяти и преемственности поколений
Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ текста
85
Поэзия Н.Рубцова. Основные мотивы и темы лирики поэта
Поэзия Н.Рубцова.
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»
Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ стихотворений
86
И. А. Бродский. Проблемно - тематический диапазон лирики поэта.
И. А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)
Знать: своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ стихотворений
87
Б. Ш. Окуджава Военные мотивы в лирике поэта.
Б. Ш. Окуджава Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Знать: особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое своеобразие песен Окуджавы.
Уметь: анализировать поэтический текст .
Анализ стихотворений
88
Темы и проблемы современной драматургии А. В. Вампилов.
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе; своеобразие ее композиции; образ Зилова.
Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.
Анализ пьесы
89
«Городская» проза в современной литературе.
Ю.В. трифонов. «вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»
Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
90
Основные направления и тенденции развития современной литературы
Обзор литературы последнего десятилетия.
Знать: творчество писателей 20 века
Уметь: письменно выражать мысли
91
Обзор литературы последнего десятилетия.
Основные тенденции современного литературного процесса; постмодернизм;
Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса;
Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме.
Конспект
92
93
М.Карим. Жизнь и творчество.
Отражение вечного движения жизни.
Тема памяти о родных местах, мудрости предков
Знать: содержание произведений новейшей литературы.
Уметь: анализировать произведения.
Рефераты
94
95
Д. Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Духовно-нравственные проблемы.
Влияние А.П. Чехова на драматургию Д.Б. Шоу
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
96
Т.С.Элиот «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения.
Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры.
Умение выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения.
97
98
Э.М. Хемингуэй.
Духовно - нравственные проблемы повести «Старик и море»
Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
99
Э.М. Ремарк
«Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.
Своеобразие художественного стиля писателя.
Уметь определять в произведении элементы сюжета.
100
Проблемы и уроки литературы 20 века
Итоговый
101 -102
Консультации по подготовке к экзаменам
Обобщение и систематизация изученного
Знать: содержание изученных произведений, темы и проблемы.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,
В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.
М. «Просвещение». 2006
Дополнительная литература
-
Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
-
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.
11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
-
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
-
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008
-
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
-
Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе
20 века). М. «Просвещение», 2002
-
Я иду на урок литературы,11 класс М. «Первое сентября»,2002
-
Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М. 2001
-
.Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов
-
Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997
-
Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995