- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интернет, как источник информации по методике работы в коррекционной школе»
Интернет, как источник информации по методике работы в коррекционной школе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова Ж.В. |
Дата | 20.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад: «Интернет, как источник информации по методике работы в коррекционной школе»
Когда-то Горький определил: "Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика". Образование и воспитание через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от педагога коррекционной школы и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:
- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;
- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из способов повышения мотивации обучения и воспитания. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и педагога. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, мероприятий освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и воспитанию, позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.
Информационно - коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения и воспитания самого учащегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания материала. Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении и воспитании учащихся, но и в организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.
Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.
В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности педагога для организации и проведения занятий с учащимися, компьютерной поддержки различных мероприятий, педагогических советов, родительских собраний. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптации учащихся имеют школьные праздники, тематические недели, отчеты кружков.
Презентации позволяют реализовать наглядность представляемого на совещаниях материала, что позволяет проводить профессиональные встречи педагогического коллектива более активно и заинтересованно.
Таким образом, мой опыт использования презентаций в организации учебно-воспитательного процесса, показывает, что презентации применяются в коррекционной школе для помощи в обучении, воспитании и развитии учащихся с ограниченными возможностями; в повышении профессионального мастерства педагогов школы; в представлении результатов своей работы педагогами.
Заключение.
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение и воспитание с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения и воспитания. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения и воспитания. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
При реализации педагогической модели необходимо учитывать уровень сформированности информационной культуры педагога: репродуктивный, адаптивный и творческий.
1. Для репродуктивного уровня характерны несистематизированные знания об информационной культуре педагога и её роли в инновационной деятельности, иррациональная организация работы в информационно-образовательной среде, несостоятельность в использовании информационных технологий в педагогической и исследовательской деятельности, низкая оценка полезности предпринимаемой работы с информацией, неумение соотносить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
2. Адаптивный уровень характеризуется ситуативным настроем на решение профессиональных задач, удовлетворением достигнутыми результатами без определения перспектив дальнейшего развития, неполным владением современным базовым знанием.
3. Творческий уровень предполагает наличие у педагога убеждения в необходимости постоянного повышения уровня информационной культуры, систематизированных знаний в области информационной культуры, способности к решению инновационных задач, проектов на основе совершенствования индивидуальной информационной культуры и к созданию собственных авторских информационно-образовательных продуктов.
Важным условием реализации возможностей ИКТ в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность пендагога к применению ИКТ в образовательном процессе.
После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Практика проведения уроков и мероприятий с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках и мероприятиях более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.
Литература.
-
«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
-
Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: microsoft.com/enable/education)
-
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология - М., 2001. - № 3
-
Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. - Воронеж: Издательство «Научная книга»
-
pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.
-
festival.1september.ru/articles/538607/
-
festival.1september.ru/subjects/15/?n=155
-
festival.1september.ru/articles/513744/
-
osobyirebenok.ru/Article.php?articleid=75
-
osobyirebenok.ru/Article.php?articleid=281
-
belyk5.narod.ru/IKT_new.htm
-
rusedu.info/Article830.html
-
Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика - М., 2009.- №4(34)
-
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
-
М.Е.Демидова Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида. Дефектология - М., 2002.- №1
-
Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] - режим доступа: ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html