Урок - концерт по творчеству О. А. Фокиной

Данная методическая разработка содержит материал о жизни и творчестве Ольги Александровны Фокиной. Разработка может быть использована: - в качестве конспекта урока литературы для учащихся 11 класса, обучающихся  2 курса ПУ; - в качестве материала для внеклассного мероприятия, посвященного  «Поэзии Севера» Данный конспект должен быть дополнен презентацией о жизни и творчестве поэта , а также  музыкальным сопровождением, состоящим из песен, написанных на стихи Ольги Александровны Фокиной. Возможно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Мужикова Валентина Викторовна, первая квалификационная категория

Тема урока: «Храни огонь родного очага» (Страницы жизни Ольги Фокиной)

Форма урока: урок-концерт

Участники: обучающиеся 11 класса

Учебный план: 2 часа

Цели урока:

* Познакомиться с творчеством Ольги Фокиной.

* Увидеть красоту «северного слова»

* Знать свои корни, свою малую родину и гордиться людьми своего края.

* Осознавать себя частью этой земли, любить ее и быть в ответе за нее.

* Быть более чуткими и внимательными к своим близким.

Умения и навыки:

* Овладение навыками публичного выступления;

* Выразительное чтение стихов О. Фокиной;

* Чтение своих собственных стихов.

Технологии:

* Использование мультимедийных технологий;

* Использование сценических технологий


Урок-концерт

Тема: «Храни огонь родного очага»

Творчество Ольги Фокиной

Цели:

1.Познакомиться с творчеством Ольги Фокиной. Увидеть красоту «северного слова».

2. Знать свои корни, свою малую родину и гордиться людьми своего края.

3.Осознавать себя частью этой земли, любить ее и быть в ответе за нее.

4. Быть более чуткими и внимательными к своим близким.

Оборудование урока:

  • Стенд «Храни огонь родного очага»

  • На столе цветная шаль

  • букет из осенних листьев, несколько гроздьев рябины, серп.

  • Выставка сборников О. Фокиной.

  • Мультимедийная презентация.

  • Аудиозаписи песен на стихи О.Фокиной

Методические приемы:

  • Лекция с элементами беседы

  • Чтение и выборочный анализ стихотворений

  • Конкурсное чтение стихов

Подготовка к уроку:


  • За 2 недели вся группа делится на 4 подгруппы для подготовки урока:

1 - готовится к конкурсному чтению стихов наизусть;

2 - ищет сборники стихов О.Фокиной и оформляет выставку книг;

3 - оформляет стенд, посвященный творчеству О.Фокиной;

4 - помогает в подготовке и проведении урока.




Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

- Звучит песня «Не приближай к себе звезду…»

Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией Севера, края с такой неброской, но такой близкой нам красотой. Мы можем сколько угодно жаловаться на холодное и быстрое лето, на снежную и суровую зиму…Но мы прекрасно понимаем, что и в северном крае есть своя, особая прелесть… Поскрипывание снега под ногами, сверкание инея на ветке березы, переливы Северной Двины и, конечно же, самые белые ночи. Это наша малая родина, то место, где мы с вами родились. (Показ слайдов о природе)

Здесь родилась и Ольга Александровна Фокина, поэт, чье творчество мы сегодня с вами будем изучать. (Показ слайда 1-2-3 из презентации об Ольге Фокиной) Звучит песня «Здравствуй, речка Паленьга»

Отчасти, благодаря Ольге Фокиной, страна узнала, что есть в Архангельской области Верхнетоемский район.

Я на земле живу, не горбясь,

Я для тебя храню поклон,

Моя Архангельская область,

Мой Верхнетоемский район…

Говорят, поэтов рождают не женщины, а время. Наверное, доля правды в этом есть, и все-таки…(Показ слайда 4-5)

Звездной полночью осенней,

Серп нащупав второпях,

Мать меня в холодных сенях

Отделила от себя


И в холстинку завитую

Положила жить потом

На солому золотую,

Тем же сжатую серпом …

Так в семье бригадира колхоза « Новый Север» Александра Ивановича Фокина родилась дочка Оля, такая долгожданная девочка (до этого Клавдия Андреевна одно за другим родила трех сыновей). ( Показ слайда 6)

Ольге шел четвертый годик, когда началась Великая Отечественная война. Отец осенью 1941 года ушел на фронт, а осенью 1943 был отпущен домой из казанского госпиталя и через месяц умер «в связи с пребыванием на фронте», как указывалось в справке, по которой семье полагалось пособие - 6 рублей 50 копеек (тогдашних 65 рублей).

2. Чтение наизусть стихотворения «Черемуха» (учитель или подготовленные 2 ученицы)


3. Подготовленная ученица зачитывает воспоминания Ольги Фокиной:

« Я была предпоследним ребенком, и все трудности жизнеобеспечения, в основном, легли на плечи старших братьев во главе с неусыпной маминой тревогой за нас, с ее поистине неустанным подвигом духа и воли, физических перегрузок. Но я все видела и понимала.

Цель жизни, обозначившаяся в первом моем десятилетии, была такова: «Сделать маму счастливой». (Показ слайда 7)


4. Учитель читает наизусть стихотворение « Гордая моя мама».


5.Слово учителя.

Пять детей в войну… Действительно, очень тяжелая ноша. Клавдию Андреевну жалели односельчане. Она долго крепилась, но и она не выдержала голодного лихолетья. Чтобы как-то спасти детей, она посылает их просить милостыню. Старший брат отказался наотрез «просить кусочки», а младшие ходили по деревням. По словам матери, спасла их Ольга. Ей, самой маленькой и худенькой, которая пела очень жалобные песни, добрые люди подавали еду. Чаще всего это была картошка, но и ей семья была рада.


6. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «В цветной бумажке розовое мыло».


В цветной бумажке розовое мыло,

Ты пахнешь чем-то очень дорогим,

Ты пахнешь чем-то несказанно милым,

Но - чем же? Память, память, помоги!


Чуть уловимый запах земляники,

Едва заметный - ржи и васильков,

И аромат лесных тропинок диких,

И душный мед некошеных лугов,


И - вместе все…Когда такое было?

Но память вновь меня не подвела:

Ты пахнешь детством, розовое мыло!

Как позабыть об этом я смогла?


Была война. Дымы больших пожаров

Не залетали в нашу глухомань,

Но как-то в сельсовет пришел подарок,

Пришла посылка с надписью: «Для бань».


Я материнских глаз не позабыла,

Они светились, радовались так,

Как будто дали нам не кубик мыла,
А самородок золота с кулак.


…Немытое, давно скрипело тело

Уж мать в предбанник выносила таз,

Но открывать я долго не хотела

Зажмуренных от мыльной пены глаз.


Тогда впервые за четыре года

Запахло снова теплым молоком,

И белым хлебом, и тягучим медом,

И васильками, и живым отцом.


7. Слово учителя.

Ольга хорошо училась в школе и семилетку окончила с отличием. Одно из стихотворений в творчестве Фокиной посвящено первой учительнице, Зое Яковлевне Кривонкиной:


Читает подготовленный ученик

Покачаю братишку в зыбке,

Вытру лавки, приступку, стол.

Рукомойку начищу шибко,

Подобрав портяной подол,

Подмету со стараньем полу,

Мусор и решусь:

- Отпусти меня, мама, в школу,-

Очень боязно попрошусь.

Не настойчиво, не упрямо

Повторю, изнутри горя:

- Отпусти меня в школу, мама,

Завтра - первое сентября.

Мама глянет с таким упреком,

Мама скажет: «Не городи!

Что от вашей от школы проку?

Невелика еще, сиди!»

Жизнь - не в радость.

Ответ - не в новость.

Только знаю - настал мой час.

Рано встану. Молчком умоюсь.

И, босая, найду свой класс.

Сяду, ноги под парту спрятав,

Так, что их и не увидать

Прибывающим в класс ребятам…

Успокоюсь и стану ждать.

И на час, и на два растянется

Ожиданье мое. И вот:

Полыхнув молодым румянцем,

Зоя Яковлевна войдет.

И не спрашивай, хороша ли:

Как ледок, сапоги блестят,

Кисти шелковой белой шали

Чуть не до полу, шелестят.

Голос ласковый и напевный,

Взгляд приветливый и родной.

Вот она - наяву царевна -

Разговаривает со мной:

- Сколько лет тебе?

- Завтра - восемь.

- Буквы знаешь?

- Могу читать.-

Мне газетку к глазам подносит

И за чтение ставит «пять».

Я лечу! Я пойму не скоро,

Какова торжеству цена:

Старший брат оставляет школу,-

В этом есть и моя вина…

8. Слово учителя:

По совету матери, Ольга поступает в Архангельское медицинское училище, которое также оканчивает с отличием. ( Показ слайда 8). У нее есть возможность продолжить медицинское образование и вне конкурса поступить в Медицинский институт. Но она уже пишет стихи. Она публикует свои стихотворения в газете «Северный комсомолец» в 1955 году.

Она уже мечтает стать поэтом. Поэтому она пишет заявление в северную писательскую организацию, председателем которой был писатель Георгий Суфтин, с просьбой дать ей направление для учебы в Литературный институт им. Горького в Москве. Однако Георгий Суфтин, посмотрев диплом девушки, отказал ей, сказав, что медиком она станет хорошим, а вот поэтом еще неизвестно каким.

Огорченная отказом, Ольга не подает документы в институт, а едет работать по распределению в свой район, в лесной поселок Ягрыш фельдшером. Здесь она лечит людей, а вечерами пишет стихи.

Она посылает свои стихотворения в Литературный институт, собираясь учиться заочно. Одну из преподавателей приемной комиссии очень заинтересовали стихи, но она усмотрела в них подражание Марине Цветаевой. Чтобы разобраться в этом, преподаватель написала письмо Ольге Фокиной с вопросом, как она относится к творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Поскольку почерк у преподавателя был «сложный», Ольга прочитала «Уветаевой» и честно призналась, что такой поэтессы она не знает. А когда поняла свою ошибку, было уже поздно, т.к. письмо было уже отправлено.

Но именно благодаря этой ошибке, стало ясно, что ни о каком подражании речи быть не может и что Ольга Фокина - самобытный начинающий поэт. И Ольгу пригласили в институт в качестве студентки очного факультета.

Так Ольга Фокина оказывается в Москве, несмотря на протесты матери, которая просто боялась за дочь, считая, что от добра добра не ищут. (Показ слайда9-10-11)

9. Подготовленный ученик читает наизусть (или песня в записи)

Архангельску

Ты снегом пропах, пропах, пропах-

Так пахнут леса по Двине сосной,

Так пахнет таинственностью тропа

И домом - рябинушки лист резной.


Ты стужей прошит, прошит, прошит,

Торосов клыки на Двине остры.

Но в дебрях твоей и моей души

Горят одинаковые костры.


Ты ветром продут, продут, продут,

С рожденья стоишь на семи ветрах.

К тебе я приду, приду, приду

Сосулькой, хрустящею на зубах.


К вокзалу за мной подошли трамвай,

Приветно рессорами громыхни!

Сосульку оттай, оттай, оттай!

Теплом сокровенным в лицо дохни!


И вновь распахни для меня катки,

И руку любимого дай руке:

Мне трудно без этой родной руки

Не только на людном твоем катке.


10. Слово учителя:

1963 год стал для Ольги Фокиной знаменательным: в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книжка стихов «Сыр-бор», в этом же году она стала членом Союза писателей. С осени 1963 года она стала жить и работать в Вологде. (Показ слайда 12- 13)

Но каждый год, за редким исключением, она приезжает в свой Верхнетоемский район. Она словно черпает силы для жизни и творчества от родной земли. (Показ слайда - ромашки: темы творчества)

Уже в предисловии к первому сборнику Фокиной выдающийся мастер слова Борис Шергин выделил главное свойство ее лирики - «любовь к матери земле».

- В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу, олицетворений, сказочных мотивов; нередко используются традиционные фольклорные сравнения, диалектизмы. (Показ слайда «Северный словарик»)

- Любимые жанры - песня и частушка (на стихи поэтессы написано около сотни песен) Звучит песня «Черемуха» (можно использовать видео, поет Людмила Сенчина)

- В своих стихах она продолжает некрасовскую традицию, прежде всего в изображении судьбы русской женщины.

- Интересно и трогательно Ольга Фокина говорит о любви. Звучит песня «Звездочка моя ясная», «Разнобережье».

- Начиная со второй половины 1970-х годов, появился в стихах образ дороги как символа жизни и судьбы.

-В конце 1980-х годов в поэзию влилась сильная публицистическая струя. В стихах появилась боль за будущее родины ( Показ остальных слайдов)

11. Конкурсное чтение стихов Ольги Фокиной.

- «Вот и все повыращены дети»

- «Ох, не дуйся, молодая»

- «О тебе неласковые речи»

- «Водой ключевой угостила»

12. Чтение 1-2 стихотворений, написанных обучающимися.







Аннотация


Данная методическая разработка содержит материал о жизни и творчестве Ольги Александровны Фокиной.


Разработка может быть использована:

- в качестве конспекта урока литературы для учащихся 11 класса, обучающихся 2 курса ПУ;

- в качестве материала для внеклассного мероприятия, посвященного «Поэзии Севера».





Литература


1.Пономарев Б.С. «Литературный Архангельск» Архангельск, «Северо-Западное издательство», 1982.

2. Сборники стихов Ольги Фокиной разных лет.








© 2010-2022