Целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов»

 Содержание программы: Подготовительный этап (сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.); Цель: разработать систему внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов. Основное содержание деятельности:  Разработка целевой программы «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов».  Рассмотрение и принятие программы на заседании научно-методического совета.  Утверждение приказом директора целевой программы.  Разработка структуры управления программой.  Организ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Целевая программа

«Организация внеклассной работы по русскому языку

для учащихся 5 - 11 классов»

Как учитель-предметник особое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Четко и грамотно организованная внеклассная работа по предмету способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников. В данной статье представлен опыт работы по организации внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.

Для создания системы внеклассной работы по русскому языку мною была разработана целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов».


  1. Аннотация программы.

Данная программа предназначена для учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, классных руководителей 1 - 11 классов, педагогов-организаторов всех типов общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, библиотекарей общеобразовательных школ и городских библиотек. Данная программа может быть использована всеми учителями-предметниками в качестве примера для организации внеклассной работы по предмету.

Настоящая программа предполагает участие учащихся 5 - 11 классов всех типов общеобразовательных школ во внеклассной работе. Реализуется на базе МКОУ СОШ с УИОП № 7 города Кирово-Чепецка Кировской области в учебное и внеурочное время.

II. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Условия модернизации образования требуют организации работы школы в новом инновационном режиме. Возникает необходимость введения нового содержания образования в общеобразовательные классы в связи с переходом на новый БУП, на новый федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Более широкое развитие приобретает инновационное направление - работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми обусловлена возрастанием потребности общества в людях творческих, одаренных, способных быстро и оригинально решать научные и практические проблемы, обеспечивать социально-экономическое развитие региона.

В Федеральной программе «Одаренные дети» отмечено, что актуальность проблемы одаренных детей для современной системы образования отражает поворот государства к личности и создание особой ценности творческого и интеллектуального потенциала его граждан. Государственная поддержка способной и талантливой молодежи названа одним из основных приоритетных национальных проектов в сфере образования.

МКОУ СОШ с УИОП № 7 - обычное общеобразовательное учреждение, и практически не осуществляется отбор учащихся при поступлении. Поэтому для нашей школы важен принцип развития всех и каждого, независимо от их стартовых возможностей. Большое значение придается не только выявлению одаренных детей, развитию высокомотивированных учащихся, но и созданию условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.

Педколлектив нашего общеобразовательного учреждения при обучении интеллектуально одаренных учащихся столкнулся с целым рядом проблем:

1. Снижение творческих достижений и познавательной активности учащихся на старшей ступени обучения.

2. Одаренные дети обладают определенным психическим своеобразием.

3. Недостаток знаний и методов диагностики детской одаренности.

4. Отсутствие технологий обучения и развития одаренного ребенка.

5. Слабое психологическое сопровождение одаренного ребенка.

6. Недостаток научного руководства работой с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях.

7. Недостаток литературы по проблеме работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.

8. Отсутствие возможностей для обмена опытом работы с одаренными детьми.

9. Неумение планировать пути преодоления недостатков, выявленных при работе с одаренными детьми.

В МКОУ СОШ с УИОП № 7 был разработан инновационный проект «Одаренные дети», и работа с одаренными детьми в школе построена на реализации данного проекта. Развитию одаренности и повышению мотивации к обучению способствует предлагаемый школой широкий спектр образовательных услуг: обучение по программам углубленного изучения предметов, профильного обучения, дополнительного образования, внеклассная работа по предмету, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная работа, школа развития для детей 6 - 7 лет, применение личностно-развивающих технологий на уроках и внеклассных занятиях.

Как учитель-предметник особое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Для создания системы внеклассной работы по русскому языку мною была разработана целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов».

Цель программы: разработать и реализовать систему внеклассной работы по русскому языку, обеспечивающую личностно-ориентированный подход, при котором присвоение знаний должно стать средством для раскрытия способностей ребенка, развития его личности.

Задачи программы:

1) Создание благоприятных условий для полноценного воспитания, обучения и развития детей всех ступеней обучения, обеспечения психологической, педагогической и социальной поддержки одаренных школьников.

2) Выявление способных детей.

В реализации программы определены принципы педагогической деятельности:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся, родителей, учителей;

  • Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания - создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни;

  • Принцип свободы выбора учащимися всех ступеней обучения образовательных услуг.

Концептуальные идеи программы:

  • Идеи личностно-ориентированного подхода,

  • Идеи компетентностного подхода,

  • Идеи индивидуального подхода,

  • Идеи дифференцированного подхода.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2011 г. - декабрь 2011 г.);

  2. Практический этап (январь 2012 г. - август 2012 г.);

  3. Рефлексивно-оценочный этап (сентябрь 2012 г.- декабрь 2012 г.).

III. Содержание программы:

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2011 г. - декабрь 2011 г.)

Цель: разработать систему внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.

Основное содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Разработка целевой программы «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов»

Сентябрь

Руководитель программы - зам.директора по УВР

2

Рассмотрение и принятие программы на заседании научно-методического совета

3

Утверждение приказом директора целевой программы

Директор

4

Разработка структуры управления программой

Октябрь

Руководитель программы

5

Организация работы по ресурсному обеспечению программы

6

Планирование основного содержания деятельности этапов программы

7

Назначение ответственных за реализацию программы

Директор

8

Планирование расширения внешних связей программы

Руководитель программы

9

Планирование совместной деятельности учащихся, родителей, учителей

10

Разработка сценариев проведения мероприятий

Ноябрь

11

Разработка дидактических материалов для проведения внеклассных мероприятий

12

Организация деятельности ШМО

Ожидаемый результат: теоретическая, мотивационная, методическая готовность к реализации системы внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.


  1. Практический этап (январь 2012 г. - август 2012 г.);

Цель: Реализация системы внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.

Основное содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Тематическое заседание ШМО учителей русского языка и литературы «Великий могучий русский язык»

Январь

Руководитель программы

2

Семинар для учителей школы «Живой как жизнь»

3

Сообщение на научно-методическом совете «О ходе реализации целевой программы»

Февраль

4

Тематические классные часы «Богатство русского языка»

5

Открытые уроки по русскому языку

Учителя русского яз., литературы

6

Внеклассные мероприятия:

Конкурс на лучшего знатока русского языка (5 кл.)

Март

Руководитель программы

7

Лингвистическая игра «Путешествие по стране Лингвинии» (5 кл.)

8

Лингвистическая игра «Поле чудес» (6 кл.)

9

Интеллектуальный марафон «За страницами учебника» (7 кл.)

10

Лингвистическая игра «В гостях у словарей» (8 кл.)

11

Литературно-музыкальная композиция «Я русский бы выучил только за то» (9 - 11 кл.)

Апрель

12

Школьная олимпиада по русскому языку (5 - 11 кл.)

13

Тематические диктанты по русскому языку (5 - 11 кл.)

14

Конкурс сочинений о роли русского языка в жизни человека (5 - 11 кл.)

Учителя русского яз., литературы

15

Участие в городских конкурсах сочинений (5 - 11 класс)

В течение года

16

Конкурс рисунков (1 - 7 кл.) «Метко сказанное русское слово»

Апрель

17

Конкурс стенгазет (8 - 11 кл.) «Язык - это целый мир»

18

Тематический праздник «Сокровищницы родного языка»

Руководитель программы

19

Мероприятия, проводимые совместно с городскими библиотеками

В течение года

20

Мероприятия, проводимые совместно с учреждениями дополнительного образования

21

Тематические выставки рисунков, стенгазет, сочинений о русском языке

Ожидаемый результат: реализация системы внеклассной работы по русскому языку.


  1. Рефлексивно-оценочный этап (сентябрь 2012 г.- декабрь 2012 г.).

Цель: оценка эффективности реализации программы.

Основное содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Выявление степени реализованности программы

Сентябрь - ноябрь

Руководитель программы

2

Проведение школьной конференции по итогам работы

Декабрь

Ожидаемый результат: создание системы внеклассной работы по русскому языку.

IV. Результативность, практическая значимость программы:

Данная программа была апробирована в течение 2 - х лет не только на классах, которые я обучала, но и на всех 5 - 11 классах нашего образовательного учреждения. Реализация данной программы имела достаточно хорошие результаты: повысился интерес учащихся к предмету, были призовые места в городской олимпиаде по русскому языку, городских конкурсах, во внеклассную работу по предмету были вовлечены все учащиеся школы, с 1 по 11 классы (100 % участие); процент качества знаний учащихся по русскому языку повысился на 27 % (в классах, которые я обучала) и в целом по школе - на 13 %; были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку.

В образовательных учреждениях всех типов есть возможности применения данного опыта. Необходимо создать определенные условия: организационные, нормативно-правовые, кадровые, мотивационные, научно-методические, информационные, материально-технические, финансовые.

V. Перспективы дальнейшего развития внеклассной работы по русскому языку:

- создание системы периодичных целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность;

- создание системы тестирования признаков одаренности;

- повышение компетентности учителей в решении задач выявления данной категории детей;

- взаимодействие с Кировским институтом развития образования;

- удовлетворение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся;

- расширение поля исследовательской деятельности учащихся;

- поиск активных форм взаимодействия с родителями.

VI. Библиографический список:

  1. Д.Б. Богоявленская Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы. 2004г.

  2. Е.В. Бондаревская «Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования», «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания»; Педагогика. № 4, 1995г., 1997г.

  3. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин «Управление образовательными системами». М., 2001, гл. 4.

  4. А.И. Савенков. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001.

© 2010-2022