- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов»
Целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 – 11 классов»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булдакова Т.Н. |
Дата | 12.05.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Целевая программа
«Организация внеклассной работы по русскому языку
для учащихся 5 - 11 классов»
Как учитель-предметник особое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Четко и грамотно организованная внеклассная работа по предмету способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников. В данной статье представлен опыт работы по организации внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.
Для создания системы внеклассной работы по русскому языку мною была разработана целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов».
-
Аннотация программы.
Данная программа предназначена для учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, классных руководителей 1 - 11 классов, педагогов-организаторов всех типов общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, библиотекарей общеобразовательных школ и городских библиотек. Данная программа может быть использована всеми учителями-предметниками в качестве примера для организации внеклассной работы по предмету.
Настоящая программа предполагает участие учащихся 5 - 11 классов всех типов общеобразовательных школ во внеклассной работе. Реализуется на базе МКОУ СОШ с УИОП № 7 города Кирово-Чепецка Кировской области в учебное и внеурочное время.
II. Пояснительная записка.
1. Актуальность программы.
Условия модернизации образования требуют организации работы школы в новом инновационном режиме. Возникает необходимость введения нового содержания образования в общеобразовательные классы в связи с переходом на новый БУП, на новый федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Более широкое развитие приобретает инновационное направление - работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми обусловлена возрастанием потребности общества в людях творческих, одаренных, способных быстро и оригинально решать научные и практические проблемы, обеспечивать социально-экономическое развитие региона.
В Федеральной программе «Одаренные дети» отмечено, что актуальность проблемы одаренных детей для современной системы образования отражает поворот государства к личности и создание особой ценности творческого и интеллектуального потенциала его граждан. Государственная поддержка способной и талантливой молодежи названа одним из основных приоритетных национальных проектов в сфере образования.
МКОУ СОШ с УИОП № 7 - обычное общеобразовательное учреждение, и практически не осуществляется отбор учащихся при поступлении. Поэтому для нашей школы важен принцип развития всех и каждого, независимо от их стартовых возможностей. Большое значение придается не только выявлению одаренных детей, развитию высокомотивированных учащихся, но и созданию условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.
Педколлектив нашего общеобразовательного учреждения при обучении интеллектуально одаренных учащихся столкнулся с целым рядом проблем:
1. Снижение творческих достижений и познавательной активности учащихся на старшей ступени обучения.
2. Одаренные дети обладают определенным психическим своеобразием.
3. Недостаток знаний и методов диагностики детской одаренности.
4. Отсутствие технологий обучения и развития одаренного ребенка.
5. Слабое психологическое сопровождение одаренного ребенка.
6. Недостаток научного руководства работой с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях.
7. Недостаток литературы по проблеме работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.
8. Отсутствие возможностей для обмена опытом работы с одаренными детьми.
9. Неумение планировать пути преодоления недостатков, выявленных при работе с одаренными детьми.
В МКОУ СОШ с УИОП № 7 был разработан инновационный проект «Одаренные дети», и работа с одаренными детьми в школе построена на реализации данного проекта. Развитию одаренности и повышению мотивации к обучению способствует предлагаемый школой широкий спектр образовательных услуг: обучение по программам углубленного изучения предметов, профильного обучения, дополнительного образования, внеклассная работа по предмету, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная работа, школа развития для детей 6 - 7 лет, применение личностно-развивающих технологий на уроках и внеклассных занятиях.
Как учитель-предметник особое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Для создания системы внеклассной работы по русскому языку мною была разработана целевая программа «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов».
Цель программы: разработать и реализовать систему внеклассной работы по русскому языку, обеспечивающую личностно-ориентированный подход, при котором присвоение знаний должно стать средством для раскрытия способностей ребенка, развития его личности.
Задачи программы:
1) Создание благоприятных условий для полноценного воспитания, обучения и развития детей всех ступеней обучения, обеспечения психологической, педагогической и социальной поддержки одаренных школьников.
2) Выявление способных детей.
В реализации программы определены принципы педагогической деятельности:
-
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
Принцип создания условий для совместной работы учащихся, родителей, учителей;
-
Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания - создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни;
-
Принцип свободы выбора учащимися всех ступеней обучения образовательных услуг.
Концептуальные идеи программы:
-
Идеи личностно-ориентированного подхода,
-
Идеи компетентностного подхода,
-
Идеи индивидуального подхода,
-
Идеи дифференцированного подхода.
Этапы реализации программы:
-
Подготовительный этап (сентябрь 2011 г. - декабрь 2011 г.);
-
Практический этап (январь 2012 г. - август 2012 г.);
-
Рефлексивно-оценочный этап (сентябрь 2012 г.- декабрь 2012 г.).
III. Содержание программы:
-
Подготовительный этап (сентябрь 2011 г. - декабрь 2011 г.)
Цель: разработать систему внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.
№
Основное содержание деятельности
Сроки
Ответственный
1
Разработка целевой программы «Организация внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов»
Сентябрь
Руководитель программы - зам.директора по УВР
2
Рассмотрение и принятие программы на заседании научно-методического совета
3
Утверждение приказом директора целевой программы
Директор
4
Разработка структуры управления программой
Октябрь
Руководитель программы
5
Организация работы по ресурсному обеспечению программы
6
Планирование основного содержания деятельности этапов программы
7
Назначение ответственных за реализацию программы
Директор
8
Планирование расширения внешних связей программы
Руководитель программы
9
Планирование совместной деятельности учащихся, родителей, учителей
10
Разработка сценариев проведения мероприятий
Ноябрь
11
Разработка дидактических материалов для проведения внеклассных мероприятий
12
Организация деятельности ШМО
Ожидаемый результат: теоретическая, мотивационная, методическая готовность к реализации системы внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.
-
Практический этап (январь 2012 г. - август 2012 г.);
Цель: Реализация системы внеклассной работы по русскому языку для учащихся 5 - 11 классов.
№
Основное содержание деятельности
Сроки
Ответственный
1
Тематическое заседание ШМО учителей русского языка и литературы «Великий могучий русский язык»
Январь
Руководитель программы
2
Семинар для учителей школы «Живой как жизнь»
3
Сообщение на научно-методическом совете «О ходе реализации целевой программы»
Февраль
4
Тематические классные часы «Богатство русского языка»
5
Открытые уроки по русскому языку
Учителя русского яз., литературы
6
Внеклассные мероприятия:
Конкурс на лучшего знатока русского языка (5 кл.)
Март
Руководитель программы
7
Лингвистическая игра «Путешествие по стране Лингвинии» (5 кл.)
8
Лингвистическая игра «Поле чудес» (6 кл.)
9
Интеллектуальный марафон «За страницами учебника» (7 кл.)
10
Лингвистическая игра «В гостях у словарей» (8 кл.)
11
Литературно-музыкальная композиция «Я русский бы выучил только за то» (9 - 11 кл.)
Апрель
12
Школьная олимпиада по русскому языку (5 - 11 кл.)
13
Тематические диктанты по русскому языку (5 - 11 кл.)
14
Конкурс сочинений о роли русского языка в жизни человека (5 - 11 кл.)
Учителя русского яз., литературы
15
Участие в городских конкурсах сочинений (5 - 11 класс)
В течение года
16
Конкурс рисунков (1 - 7 кл.) «Метко сказанное русское слово»
Апрель
17
Конкурс стенгазет (8 - 11 кл.) «Язык - это целый мир»
18
Тематический праздник «Сокровищницы родного языка»
Руководитель программы
19
Мероприятия, проводимые совместно с городскими библиотеками
В течение года
20
Мероприятия, проводимые совместно с учреждениями дополнительного образования
21
Тематические выставки рисунков, стенгазет, сочинений о русском языке
Ожидаемый результат: реализация системы внеклассной работы по русскому языку.
-
Рефлексивно-оценочный этап (сентябрь 2012 г.- декабрь 2012 г.).
Цель: оценка эффективности реализации программы.
№
Основное содержание деятельности
Сроки
Ответственный
1
Выявление степени реализованности программы
Сентябрь - ноябрь
Руководитель программы
2
Проведение школьной конференции по итогам работы
Декабрь
Ожидаемый результат: создание системы внеклассной работы по русскому языку.
IV. Результативность, практическая значимость программы:
Данная программа была апробирована в течение 2 - х лет не только на классах, которые я обучала, но и на всех 5 - 11 классах нашего образовательного учреждения. Реализация данной программы имела достаточно хорошие результаты: повысился интерес учащихся к предмету, были призовые места в городской олимпиаде по русскому языку, городских конкурсах, во внеклассную работу по предмету были вовлечены все учащиеся школы, с 1 по 11 классы (100 % участие); процент качества знаний учащихся по русскому языку повысился на 27 % (в классах, которые я обучала) и в целом по школе - на 13 %; были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку.
В образовательных учреждениях всех типов есть возможности применения данного опыта. Необходимо создать определенные условия: организационные, нормативно-правовые, кадровые, мотивационные, научно-методические, информационные, материально-технические, финансовые.
V. Перспективы дальнейшего развития внеклассной работы по русскому языку:
- создание системы периодичных целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность;
- создание системы тестирования признаков одаренности;
- повышение компетентности учителей в решении задач выявления данной категории детей;
- взаимодействие с Кировским институтом развития образования;
- удовлетворение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах, позволяющих развивать творческий потенциал учащихся;
- расширение поля исследовательской деятельности учащихся;
- поиск активных форм взаимодействия с родителями.
VI. Библиографический список:
-
Д.Б. Богоявленская Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы. 2004г.
-
Е.В. Бондаревская «Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования», «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания»; Педагогика. № 4, 1995г., 1997г.
-
Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин «Управление образовательными системами». М., 2001, гл. 4.
-
А.И. Савенков. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001.