СТРОЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: дать представление о принципиальном отличии предложения от словосочетания, о строении и грамматическом значении предложения. I.                   Словарная работа. Выписать слова в рамках § 7-9. II.                   Новый материал. 1. Приступая к изучению предложения, принимаем во внимание, что большая часть сведений, изложенных в теоретической статье § 9, уже известна учащимся. Экономным средством повторения этих сведений явится схема. Любое предложение характеризуется: •       по количе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРОЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: дать представление о принципиальном отличии предложения от словосочетания, о строении и грамматическом значении предложения.

I. Словарная работа.

Выписать слова в рамках § 7-9.

II. Новый материал.

1. Приступая к изучению предложения, принимаем во внимание, что большая часть сведений, изложенных в теоретической статье § 9, уже известна учащимся. Экономным средством повторения этих сведений явится схема.

Любое предложение характеризуется:

• по количеству грамматических основ;

• по цели высказывания;

• по силе выраженного чувства (интонации).

Простое предложение характеризуется также:

• по строению грамматической основы;

• по наличию второстепенных членов;

• по осложненности (например, обращением, однородными членами).

Пользуясь схемой, вспомним, какие бывают предложения по указанным признакам.

2. Синтаксический разбор предложений по плану, данному в схеме.
1. Заболел я. Мать в тоске томится и крошит в заварку зверобой.

Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной (А. Романов). 2. Попахни, черемушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метеною улочкой, осевшим крылечком, прошедшим и будущим теплом человеческим (О. Фокина).

Коллективное обсуждение поможет тем учащимся, которые испытывают затруднения.

После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод: каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

3. Творческое задание. В текст, состоящий из повествовательных
предложений, добавьте вопросительные и побудительные предложения,
чтобы рассказ получился ярким, «ожил».

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несёт невидимка-ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники - флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, кото-. рый устанавливает влажность воздуха. Есть ещё барометр, измеряющий атмосферное давление.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение № 75.

2. Упражнение № 76.

IV. Задание на дом:

§ 9 (с. 36-39), упр. 77. Подготовка к словарному диктанту.



© 2010-2022