- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по дополнительной работе по русскому языку по теме Пунктуация
Рабочая программа по дополнительной работе по русскому языку по теме Пунктуация
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зарипова Н.М. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО зам. директора по У ВР директор школы
руководитель ___________И.Х. Гумеров
__________Г.Н.Закиржонова _______А.М.Фархутдинова
« 25 » августа 2014 года. « 26 » августа 2014 года « 27 » августа 2014 года.
Рабочая программа
дополнительной работы
по русскому языку для 9 «Б» класса
по теме « Пунктуация»
учителя 1 квалификационной категории
Зариповой Нафисы Мунировны.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
« 27 » августа 2013года.
Введено в действие Приказ № 159 от 27 августа 2014 года
2014
Тематическое планирование
по русскому языку
Класс 9Б
Учитель Зарипова Н.М.
Количество часов:
Всего 34 часа;
в неделю 1 час.
Пояснительная записка
Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания.
Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования.
Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания.
. Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему разрушиться».
Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи
гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы
слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со
словами.
Программа рассчитана на 34 часа и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.
В основе курса программа Г.Г. Граника, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
Цели курса:
1.Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
2.Развитие интереса к изучению русского языка.
3.Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.
Задачи курса:
-
Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
2. Сформировать общеграмматические умения:
-определять структуру предложения;
-анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
-обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
-определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
3. Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.
Предполагаемый результат:
- реализация идеи взаимосвязи русского языка и литературы;
- формирование навыков свободного владения устной и письменной речью;
- развитие творческих способностей учащихся;
- возникновение устойчивого интереса к учебному предмету, к русскому языку.
Программа курса
1.О пунктуации русского языка 1 час
Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление
2. Зачем нужна пунктуация в русском языке? 1 час
3. Принципы русской пунктуации 1 час
4. Знаки препинания в русском языке 1 час
5. Точка в русском языке 1 час
6. Точка с запятой в русском языке 2 часа
Правила постановки точки с запятой в русском языке (;) в русском языке
7. Запятая в русском языке -13 час
-запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке; 1 час
-. запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке;1 час
- запятая между однородными членами предложения в русском языке;1 час
-.запятая между повторяющимися словами в русском языке;1 час
-.запятые при сравнительных оборотах в русском языке;1 час
-.запятые при определительных оборотах в русском языке;1 час
-.запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке;1 час
-.запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;1 час
-. запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;1 час
-. запятые при обращении в русском языке;1 час
-.запятые при междометии в русском языке;1 час
-. запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;1 час
- запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке. ; 1 час
8. Двоеточие в русском языке: 4 часа
- двоеточие в бессоюзном сложном предложении; 2 час
- двоеточие после слов автора при прямой речи; 1 час
- двоеточие после обобщающего слова при однородных членах. ; 1 час
9 Тире в русском языке: 5 часов
- Тире между подлежащим и сказуемым;1 час
- Тире в бессоюзном сложном предложении; 2 час
- Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения; ; 1 час
- Тире между репликами диалога. ; 1 час
10. Что такое кавычки? 2 час.
11. Проведение тестов 3 часа
Раздел III. Учебно-тематический план.
№п\п
Содержание
Кол-во часов
1
О пунктуации русского языка
Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление.
1 час
2
Зачем нужна пунктуация в русском языке?
1 час
3
Принципы русской пунктуации
1 час
4
Знаки препинания в русском языке
1 час
5
Точка в русском языке
1 час
6-7
Точка с запятой в русском языке
Правила постановки точки с запятой в русском языке (;) Практическая работа
2 часа
8-20
Запятая в русском языке
13 час
-запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке; 1 час
-. запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке;1 час
- запятая между однородными членами предложения в русском языке;1 час
-.запятая между повторяющимися словами в русском языке;1 час
-.запятые при сравнительных оборотах в русском языке;1 час
-.запятые при определительных оборотах в русском языке;1 час
-.запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке;1 час
-.запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;1 час
-. запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;1 час
-. запятые при обращении в русском языке;1 час
-.запятые при междометии в русском языке;1 час
-. запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;1 час
- запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке. ; 1 час
21-24
Двоеточие в русском языке
: 4 часа
- двоеточие в бессоюзном сложном предложении; 2 час
- двоеточие после слов автора при прямой речи; 1 час
- двоеточие после обобщающего слова при однородных членах. ; 1 час
25-29
Тире в русском языке
: 5 час
- Тире между подлежащим и сказуемым;1 час
- Тире в бессоюзном сложном предложении; 2 час
- Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения; ; 1 час
- Тире между репликами диалога. ; 1 час
30-31
Что такое кавычки?
2 час
32-34
. Проведение тестов
3 часа
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по теме « Пунктуация».
-
Учащиеся должны знать определения пунктуационных правил.
-
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- находить и исправлять пунктуационные ошибки.
Использованная литература
-
. Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика\. И. Мизинина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-416с.
-
Справочник по правописанию и литературной правке\Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб.- 15-е изд.-М.: Айрис-пресс,2010.-368 с.
-
. Пособие по русскому языку в старших классах\ В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - 40 - е изд. - М.: Просвещение, 2000
4.Русский язык. Тематические тесты \ Сенина Н.А. - Ростов н/Д. : Легион ,2011.- 288 с.
5.Русский язык. Пишем изложения и сочинения (для ГИА)\ Е.В.Амелина - Ростов н\Д.: Феникс, 2014.- 140.[3]c.
6. Трудные вопросы пунктуации. М.: Просвещение, 1983.-176с.
7.Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М.: Просвещение,1990.-224с.
8. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.- М.: Просвещение, 1979.-260 с.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема
урока
Освоение предметных знаний( формирование базовых понятий, умений, навыков)
Кол-во
часов
Сроки
план
факт
1
Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление.
Знать, что такое пунктуация, его основное назначение
1час
5.09
2
Зачем нужна пунктуация в русском языке?
Знать основное назначение пунктуации. Умение выявлять различные смысловые оттенки, присущих отдельным частям письменного текста
1 час
12.09
3
Принципы русской пунктуации
Знать Принципы русской пунктуации
1час
19.09
4
Знаки препинания в русском языке
Знать знаки препинания в русском языке
1 час
26.09
5
Точка в русском языке
Знать, что означает точка в конце предложения.
1 час
3.10
6-7
Точка с запятой в русском языке Правила постановки точки с запятой в русском языке (;)
Практическая работа.
Знать, что Точка с запятой ставится между независимыми предложениями.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
2 часа
10.10-17.10
Запятая в русском языке 13 час
8
-запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке;
Умение интонационно правильно произносить сложные предложения
1 час
24.10
9
запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке
Умение интонационно правильно произносить сложные предложения
1 час
31.10
10
запятая между однородными членами предложения в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
1 час
14.11
11
запятая между повторяющимися словами в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения с повторяющимися словами в русском языке
1 час
21.11
12
запятые при сравнительных оборотах в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения при сравнительных оборотах в русском языке
1 час
28.11
13
запятые при определительных оборотах в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения при определительных оборотах в русском языке. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
1 час
05.12
14
запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения при обстоятельственных оборотах в русском языке . Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
1 час
12.12
15
запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;
Умение интонационно правильно произносить предложения при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;
1 час
19.12
16
запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;
Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами, употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста
1 час
26.12
17
запятые при обращении в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения при обращении в русском языке
1 час
16.01
18
запятые при междометии в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения при междометии в русском языке
1 час
23.01
19
запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;
Умение интонационно правильно произносить предложения после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;
1 час
30.01
20
запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке
Умение интонационно правильно произносить предложения между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке
1 час
6.02
Двоеточие в русском языке 4 часа
21-22
двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
2 час
13-20.02
23
двоеточие после слов автора при прямой речи
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной
1 час
27.02
24
двоеточие после обобщающего слова при однородных членах
Умение ставить на письме двоеточие после обобщающего слова при однородных членах
1 час
6.03
Тире в русском языке 5 часов
25
Тире между подлежащим и сказуемым
Умение интонационно правильно произносить предложения.
1 час
13..03
26-27
Тире в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.
Умение ставить на письме двоеточие после обобщающего слова при однородных членах
2 часа
20-27.03
28
Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения;
Умение ставить на письме двоеточие перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения
1 час
3.04
29
Тире между репликами диалога
Умение ставить на письме тире между репликами диалога
1 час
10.04
Кавычки 2 часа
30-31
Что такое кавычки?
Практическая работа.
Знать, что означают кавычки. Умение правильно ставить кавычки
2 часа
17.04
-24.04
Закрепление 3 часа
32-34
Практическая работа. тесты
Умение находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
3часа
8-22.05
Итого
34 час