Умеем ли мы говорить с нашими детьми

    "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен". У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного пого...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Умеем ли мы говорить с нашими детьми

"Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен,

последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все,

что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа,

силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том,

что будет внутренне безволен и жизненно немощен".

ЯНУШ КОРЧАК / выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель/

Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали,

 чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;

 а девочка -- обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой, умной;

 чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.

Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорит о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках.

ДЕТИ 3-6 ЛЕТ, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они

 находятся в постоянном движении;

 отличаются романтической привязанностью к родителям;

 не делают различий между реальным миром и миром фантазий;

 стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;

 пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";

 испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;

 интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?";

 из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

Как следует общаться с ребенком:

 жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;

 помогайте ребенку все делать самому;

 проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;

 растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;

 наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;

 на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

Никогда

 не опекайте ребенка излишне;

 не заостряйте внимания на детских ссорах;

 не используйте угрозы для достижения результата;

 не наказывайте за качества личности, а только за действия;

 не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

У РЕБЕНКА 7-10 ЛЕТ появляется ответственное и трудное занятие -- учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны

 копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;

 буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;

 стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;

 формирование первоначальных представлений о собственных правах;

 повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Как следует с ребенком обращаться

 помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;

 дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;

 узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;

 аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";

 обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

Никогда

 не ревнуйте к авторитету учителя;

 не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;

 не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;

 не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;

 не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

ПОДРОСТКОВ 11-14 ЛЕТ часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина - физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны

 тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

 частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;

 повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;

 стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;

 отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;

 падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

 демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

 помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;

 выделяйте деньги на карманные расходы;

 в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;

 объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;

 учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;

 будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

 не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;

 не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;

 не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;

 не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;

 не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;

 не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;

 не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

В 15-18 ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:

 их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;

 в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;

 взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;

 большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;

 интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.

Как следует с ребенком обращаться

 делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;

 давайте в доме пристанище ребенку и его компании;

 будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;

 в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;

 доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.

Никогда

 не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;

 не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами;

 не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

ПОМНИТЕ, ЧТО ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ:

 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

 если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

 если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

 если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

НО

 если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

 если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

 если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

 если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

 если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО

 просить о помощи и эмоциональной поддержке;

 иметь собственное мнение и убеждения;

 совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;

 говорить "нет, спасибо", "извините, нет";

 побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;

 добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

ВМЕСТЕ С ТЕМ РЕБЕНОК НЕ ОБЯЗАН:

 быть безупречным на 100%;

 любить людей, приносящих ему вред;

 извиняться за то, что был самим собой;

 выбиваться из сил ради других;

 чувствовать себя виноватым за свои желания;

 выполнять неразумные требования;

 нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.

(По К.Заслоффу)



© 2010-2022