План анализа стихотворения и домашняя работа по творчеству Н. Рубцова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План анализа стихотворения

  1. Прочитайте стихотворение и определите непонятные слова. Найдите разъяснение непонятному слову в словарях.

  2. Определите дату написания стихотворения, события, связанные с его написанием, кому оно посвящено - то есть место этого стихотворения в биографии поэта.

  3. Как художественно-изобразительные средства помогают определить тему стихотворения? Какие из эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений …вас особенно поразили; какие музыкальные, живописные, литературные ассоциации вызвали они у вас?

  4. Какова роль ритма, рифмы, интонации, в создании образа лирического героя?

  5. Соотнесите образ лирического героя с образом мира, его окружающего. Как их взаимодействие помогает понять тему стихотворения?

  6. Определите место этого стихотворения в ряду других стихотворений на эту тему.

  7. Найдите интересные цитаты в критической литературе об этом стихотворении, используйте их в своей работе, соотнося со своей личностной оценкой. Обращаясь к анализу стихотворений, надо помнить, что не может быть определенного (раз и навсегда данного), жестокого плана анализа.

  8. Определите идею стихотворения.

  9. Понравилось ли оно вам и почему?

Работа на дом :

  1. Перечислите названия сборников стихотворений Н.Рубцова.

  2. Назовите отличительные черты его лирики.

  3. Что повлияло на формирование творческой манеры Рубцова?

  4. Анализ стихотворения «Старик»

Идет старик в простой одежде.

Один идет издалека.

Не греет солнышко, как прежде.

Шумит осенняя река.

Кружились птицы и кричали

Во мраке тучи грозовой,

И было все полно печали

Над этой старой головой.

Глядел он ласково и долго

На всех, кто встретился ему.

Глядел на птиц, глядел на елку..

Наверно, трудно одному.

Когда, поеживаясь зябко,

Поест немного и поспит

Ему какая-нибудь бабка

Поднять котомку пособит.

Не помнит он, что было прежде.

И не боится черных туч, Идет себе в простой одежде

С душою светлою, как луч!

Работа с классом:

- Какие чувства вызвало у вас чтение данного стихотворения?

-Дайте характеристику основного образа. Покажите отношение окружающего мира к старику, и старика - к миру.

- Каковы лексические особенности стихотворения?

- Определите идейно-тематическое содержание стихотворения.

Вывод: Стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворенности. Просветленный образ старика - странника противостоит несовершенному, злому миру («Кружились птицы и кричали во мраке тучи грозовой».) Старик не боится «черных туч», не отягощен мирскими заботами. Единственная его ценность -душа, светлая «как луч». Вспомните Евангелие: «Будьте как дети и войдете в царство небесное», «живите, как птицы, не заботьтесь о завтрашнем дне». Именно эти библейские истины претворяет в жизнь герой рубцовского стихотворения. Все материально -тленно, копить необходимо только богатство души. Так и сам Рубцов, не озабоченный улучшением материально-бытовых условий жизни, оставил нам бесценное наследство, опыт души - свое творчество.



© 2010-2022