- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План анализа стихотворения и домашняя работа по творчеству Н. Рубцова
План анализа стихотворения и домашняя работа по творчеству Н. Рубцова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Нарвиш Г.Л. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План анализа стихотворения
-
Прочитайте стихотворение и определите непонятные слова. Найдите разъяснение непонятному слову в словарях.
-
Определите дату написания стихотворения, события, связанные с его написанием, кому оно посвящено - то есть место этого стихотворения в биографии поэта.
-
Как художественно-изобразительные средства помогают определить тему стихотворения? Какие из эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений …вас особенно поразили; какие музыкальные, живописные, литературные ассоциации вызвали они у вас?
-
Какова роль ритма, рифмы, интонации, в создании образа лирического героя?
-
Соотнесите образ лирического героя с образом мира, его окружающего. Как их взаимодействие помогает понять тему стихотворения?
-
Определите место этого стихотворения в ряду других стихотворений на эту тему.
-
Найдите интересные цитаты в критической литературе об этом стихотворении, используйте их в своей работе, соотнося со своей личностной оценкой. Обращаясь к анализу стихотворений, надо помнить, что не может быть определенного (раз и навсегда данного), жестокого плана анализа.
-
Определите идею стихотворения.
-
Понравилось ли оно вам и почему?
Работа на дом :
-
Перечислите названия сборников стихотворений Н.Рубцова.
-
Назовите отличительные черты его лирики.
-
Что повлияло на формирование творческой манеры Рубцова?
-
Анализ стихотворения «Старик»
Идет старик в простой одежде.
Один идет издалека.
Не греет солнышко, как прежде.
Шумит осенняя река.
Кружились птицы и кричали
Во мраке тучи грозовой,
И было все полно печали
Над этой старой головой.
Глядел он ласково и долго
На всех, кто встретился ему.
Глядел на птиц, глядел на елку..
Наверно, трудно одному.
Когда, поеживаясь зябко,
Поест немного и поспит
Ему какая-нибудь бабка
Поднять котомку пособит.
Не помнит он, что было прежде.
И не боится черных туч, Идет себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!
Работа с классом:
- Какие чувства вызвало у вас чтение данного стихотворения?
-Дайте характеристику основного образа. Покажите отношение окружающего мира к старику, и старика - к миру.
- Каковы лексические особенности стихотворения?
- Определите идейно-тематическое содержание стихотворения.
Вывод: Стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворенности. Просветленный образ старика - странника противостоит несовершенному, злому миру («Кружились птицы и кричали во мраке тучи грозовой».) Старик не боится «черных туч», не отягощен мирскими заботами. Единственная его ценность -душа, светлая «как луч». Вспомните Евангелие: «Будьте как дети и войдете в царство небесное», «живите, как птицы, не заботьтесь о завтрашнем дне». Именно эти библейские истины претворяет в жизнь герой рубцовского стихотворения. Все материально -тленно, копить необходимо только богатство души. Так и сам Рубцов, не озабоченный улучшением материально-бытовых условий жизни, оставил нам бесценное наследство, опыт души - свое творчество.