- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий мероприятия для «Недели русского языка» «Путешествие по стране Лингвинии». Часть I
Сценарий мероприятия для «Недели русского языка» «Путешествие по стране Лингвинии». Часть I
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усанова Л.Л. |
Дата | 02.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сценарий мероприятия для «Недели русского языка»
«Путешествие по стране Лингвинии»
Цели:
-
обобщить и углубить знания обучающихся, сформированных при изучении русского языка;
-
приобщить обучающихся к искусству слова, к богатствам родного языка
-
побудить учащихся к размышлению над собственной речью,
-
привить навыки культуры словоупотребления,
-
воспитать интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова.
Задачи:
Обучающие:
-
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-
приобретение знаний, умений, навыков по теории русского языка;
-
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе (умение работать с дополнительной литературой, собирать фактический материал, анализировать его),
-
развитие мотивации к изучению русского языка;
-
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-
совершенствование общего языкового развития учащихся;
-
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
-
воспитание культуры обращения с книгой;
-
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
-
развивать интеллектуальный, творческий потенциал.
-
акцентировать внимание школьников на темах, получивших отражение в ЕГЭ и ОГЭ.
-
Развивающие:
-
развивать смекалку и сообразительность;
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
-
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность;
-
научность;
-
сознательность и активность;
-
наглядность;
-
доступность;
-
связь теории с практикой;
-
индивидуальный подход к учащимся.
Это большое мероприятие, участие в котором принимает сразу вся школа. Основную работу выполняют учащиеся 9 - 11 классов, которые играют роли «хозяев» городов страны Лингвинии и проводят все необходимые мероприятия недели. Роли пажей и помощников «экскурсоводов» исполняют учащиеся 4-х классов. Учителя выполняют роли статистов, обязательно присутствуя на всех мероприятиях и вмешиваясь в действие только в крайнем случае.
Мероприятие построено как туристическое путешествие по стране Лингвинии. Накануне участники команд 5-8 классов получают «Путевки», (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.) где расписана программа посещения разных «городов»-кабинетов страны и указано время их посещения. «экскурсантами» разных классов. С понедельника по четверг «экскурсанты» должны посетить все 6 городов Лингвинии: «Мир звуков» - город Фонетики и Орфоэпии, «Вокабулярий» - город Лексики, Деривацию - город словообразования, города - спутники: СУПРИЧИМЕСТ (аббревиатура - Существительное, прилагательное, числительное, местоимение )и ОТГЛАГОЛЬСК,- принадлежащие Морфологии и город Словосочинение, принадлежащий Синтаксису. Соответственно: в понедельник - город Русскоязыченск и один из городов, указанных в «Путевке», вторник и среда - еще два города, четверг -последний город «Путевки» и окончание экскурсии в городе Русскоязыченске.
Для «экскурсии» материал отбирался такой, который или представляет для учащихся особую трудность, или тот, который следует осветить, в связи с его присутствием в КИМах ЕГЭ.
За работу на «экскурсии» ученики получают баллы, на основании которых учитель на уроке может поставить оценку в журнал.
Прибытие в столицу страны Русскоязыченск - актовый зал, соответственно оформленный. На стенах плакаты с высказываниями писателей о русском языке.
«Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите!
Ведь это наш язык родной, его для внуков сохраните!»
Евгений Яковлевич Весник
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья».
Константин Дмитриевич Бальмонт
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»
Константин Георгиевич Паустовский
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Александр Иванович Куприн
На сцене - большой трон, очень нарядный, украшенный нарисованными буквами и знаками препинания.
(Под исполнение песни Г. Гладкова «О русском языке» (см. Приложения»)
выходит король Русский язык и его свита: королева Грамматика, принцессы Фонетика и Орфоэпия, Морфология, Лексика, принцы: Синтаксис и Словообразование. (все в соответствующих костюмах, которые были сочинены исполнителями этих ролей, учащимися 9 -11 классов) Шлейфы принцесс несут их слуги. У морфологии - части речи, у Фонетики -гласные фонемы, У Словообразования - части слова, у Синтаксиса - члены предложения.)
Свита поднимает зал. Песню Гладкова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.) слушают все стоя, подпевая повторам припева.
Король садится на трон, свита располагается вокруг:
Король: О, высокочтимые госчти! Приветствую вас в столице Лингвинии, городе Русскоязыченске! Надеюсь, что, побывав в моем государстве, вы его искренне полюбите.
Ну что ж, дорогие гости, я начну с того, что расскажу вам свою биографию, потому что я ею горжусь. Дедушкой моим является Древнерусский Язык. Уже в 9 веке, во времена его правления, стала появляться письменная речь. В 16 веке у моего деда родился сын, Великорусский Язык, который приходится мне отцом. Воспитателями моего отца были Кирилл и Мефодий. Будучи рожденными в Византии, они с детства были знакомы со славянскими обычаями и речью. В 863 году прибыли послы князя Ростислава, с просьбой прислать учителя письменности для написания слов Господа. На эту миссию были отправлены Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку, но кириллица была создана много позже, после смерти Кирилла и Мефодия, их учениками. Моим же воспитателем был Михаил Васильевич Ломоносов. Он научил меня новым размерам стихов. Он познакомил меня с Грамматикой, в которую я влюбился и сделал ее своей королевой (садит королеву рядом с собой).
Королева: Ломоносов был моим создателем. Во мне он воспитал строгие научные правила, многие из которых используются и до сих пор. Современная орфография создана именно М.В. Ломоносовым. А воспитателем наших детей, принцев и принцесс, был А. С. Пушкин. Именно он обогатил и разнообразил нашу речь. Благодаря его произведениям, многие сотни тысяч простых людей того времени стали интересоваться грамотой.
Король: С тех пор прошло много лет. Наши дети выросли. Они построили собственные города, управляют собственными придворными. Сегодня они пришли сюда, чтобы приветствовать вас. И мы начнем нашу экскурсию по стране Лингвинии.
( Вперед выдвигаются , держась за руки, Фонетика и Орфоэпия в окружении. фонем, рядом встает Ударение с бутафорским молотком))
Фонетика: Мы с сестрой - близнецы. Поэтому у нас все общее. Но наш город поделен на две части. Первой, она называется «Мир звуков» его час тью владею я.
Орфоэпия: А второй, ее название «Произношение», я.
Фонетика: С большинством жителей «Мира звуков» вы знакомы. Поэтому мы покажем вам только главное здание, наш Дворец. Он называется «Звукопись».
Орфоэпия: А в моей половине города вы посетите «Квартал Трудных Ударений», где наместником является Ударение.
Ударение: (кланяется) К вашим услугам. Со мной вы тоже знакомы. Меня многие не любят. (ударяет молотком фонему А, та кричит: « А-А-А!», фонему О, та кричит: «О-О-О!»)
Орфоэпия: Хватит -хватит, еще успеешь похвастаться. (ребятам:) Характер у него действительно зловредный. Тем ученикам, которые с ним не дружат с детства, он жестоко мстит на ЕГЭ. Но сегодня он добрый и откроет некоторые свои тайны.
Ударение (ворчливо) Вот именно, некоторые…
Фонетика: Итак, ребята, у кого в путевках значится первым посещение нашего города, пойдете после окончания торжественной части с нами (Подходят с церемониями к тому ряду, ребята с которого идут с ними).
Король (Лексике): Теперь ты, доченька!
Лексика (выходит в окружении подданных: синонимов, антонимов, омонимов и т. д ): Город, которым я владею, называется ВОКАБУЛЯРИЙ . Это устаревшее слово, но и город мой очень древний. Название обозначает - краткий словарь к хрестоматии или к отдельным частям учебника.
Лексика: Итак, ребята, у кого в путевках первым пунктом назначения назван Вокабулярий, добро пожаловать с нами! (Подходят с церемониями к тому ряду, ребята с которого пойдут с ними).
Грамматика: Словообразование, сынок, теперь твоя очередь!
(выходит вперед Словообразование в сопровождении морфем)
Словообразование: Я приглашаю туристов в свой город, который называется ДЕРИВАЦИЯ - это от латинского слова derivatio - отведение, отвод и обозначает образование новых слов при помощи аффиксов или безаффиксным способом. (Обращается к морфемам) Мои подданные морфемы, что нужно сказать?
(выходят вперед приставка ПРИ, корень ГЛАШ, суффикс А, окончание ЕМ)
Ребята, вы поняли, что сказали мои морфемы? (Подходят к своей группе)
Морфология: А я владею тремя городами- спутниками. Первый город - СУПРИЧИМЕСТ- называется так, потому что живут в нем Существительные, Прилагательные, Числительные и Местоимения (названные части речи выходят, кланяются).
Второй - ОТГЛАГОЛЬСК - в нем живет глагол со своими детьми - Причастием и Деепричастием- и близким другом - Наречием (названные части речи выходят, кланяются)
А третий город - СЛУЖИВЫЙ. Там живут Предлоги, Союзы, Частицы (выходят, кланяются).
У жителей этого города очень тяжелая жизнь, так как Предлоги часто нужны капризным существительным и местоимениям, Союзы никак не отпускает от себя Синтаксис, да и частицы нарасхват. Поэтому в город Служивый мы не пойдем, так как никого там не застанем. Но вы все равно их увидите, потому что они будут на работе в тех городах, куда вы пойдете сейчас. Милости просим посетить города спутники! (подходят к своим группам)
Синтаксис: Ну и, наконец, моя очередь. Вы знаете, ребята, что я изучаю законы соединения слов и строение предложений. Мои подданные: Дополнения, Определения и Обстоятельства - покажут вам много интересного. Добро пожаловать в город Словосочинение!
(подходят к последней группе)
Король: А сейчас, ребята, экскурсия начинается!
( Под песню Гладкова сопровождающие уводят «экскурсантов» по своим «городам». У дверей каждого «города»- кабинета в почтительном поклоне склонились два пажа. Когда «экскурсанты» заходят в «город», пажи, тоже зайдя, закрывают двери).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПУТЕВКА № _n__
Организация: «Секреты Лингвинии»,
Адрес: г. Русскоязыченск, ул, Знания 52.
Тур в страну Лингвинию_
Турист
ФИО______________________________________________________
класс____________
Начало маршрута:
г. Русскоязыченск__понедельник с 13-00 до13_-45_
Пункты пребывания:
-
г.Словосочинение_понедельник с 13-50 до 14-30
-
г.Супричимест__вторник с 13-00 до 13-45_
-
г. Отлагольск_вторник с 13-50 до 14-30_
-
г. Мир звуков__среда с 13-50 до 14-30_
-
г. Вокабулярий_среда с 14-35 до 15-15_
-
г. Деривация__четверг с 13-00 до 13-45_
Окончание маршрута:
г. Русскоязыченск___четверг с 13-50 до 1430_
Баллы за активное участие
(выставляются в каждом пункте пребывания)
1. г. Словосочинение ________ баллов
2. г.Супричимест ________ баллов
3. г. Отлагольск ________ баллов
4. г. Мир звуков ________ баллов
5. г. Вокабулярий ________ баллов
6. г. Деривация ________ баллов
Дорогой друг!
Ты совершишь увлекательную экскурсию по стране Лингвинии! Познакомишься с жителями страны, подружишься с ними. В каждом городе тебе будут вручены памятные подарки, которые существенно облегчат твою школьную жизнь. И в каждом городе ты сможешь заработать баллы, которые в классе могут превратиться в хорошие оценки. Только имей в виду: жители этой страны хоть и добродушны, но очень обидчивы, и за нарушение дисциплины могут выдворить из страны.
С условиями поездки ознакомлен Турист________________________(подпись)
Счастливого пути!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Говорим на русском языке.
Музыка: Григорий Васильевич Гладков
Слова: Ольга Анатольевна Александрова
Русских слов глубокое теченье дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье - говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле, облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли говорим на русском языке.
Не померкнет подвиг наших дедов, ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» - говорим на русском языке.
Вот малыш спешит за мамой следом, и ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом говорит на русском языке.
Вспоминая белые берёзы, от родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы, говорим на русском языке.
Паренёк с фамилией Гагарин отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали говорил на русском языке.
Греет нас особенное слово, это слово вечное - Москва!
Словно мать, беречь она готова все на свете русские слова.
В Риме, Вашингтоне и в России, и в английском тихом городке,
Далеко и близко от России говорят на русском языке.
У костра звучит родное слово, и заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова говорить на русском языке.
Греет нас особенное слово, это слово вечное - Москва!
Словно мать, Москва беречь готова все на свете русские слова.