Сценарий мероприятия для «Недели русского языка» «Путешествие по стране Лингвинии». Часть I

Это большое мероприятие, участие в котором принимает сразу вся школа. Основную работу выполняют учащиеся 9 - 11 классов, которые играют роли «хозяев» городов страны Лингвинии и проводят все необходимые мероприятия недели. Роли пажей и помощников «экскурсоводов» исполняют учащиеся 4-х классов. Учителя выполняют роли статистов, обязательно присутствуя на всех мероприятиях и вмешиваясь в действие только в крайнем случае. Мероприятие построено как туристическое путешествие по стране Лингвинии. Нака...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий мероприятия для «Недели русского языка»

«Путешествие по стране Лингвинии»



Цели:

  • обобщить и углубить знания обучающихся, сформированных при изучении русского языка;

  • приобщить обучающихся к искусству слова, к богатствам родного языка

  • побудить учащихся к размышлению над собственной речью,

  • привить навыки культуры словоупотребления,

  • воспитать интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по теории русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе (умение работать с дополнительной литературой, собирать фактический материал, анализировать его),

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • развивать интеллектуальный, творческий потенциал.

  • акцентировать внимание школьников на темах, получивших отражение в ЕГЭ и ОГЭ.



  • Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



  • Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Это большое мероприятие, участие в котором принимает сразу вся школа. Основную работу выполняют учащиеся 9 - 11 классов, которые играют роли «хозяев» городов страны Лингвинии и проводят все необходимые мероприятия недели. Роли пажей и помощников «экскурсоводов» исполняют учащиеся 4-х классов. Учителя выполняют роли статистов, обязательно присутствуя на всех мероприятиях и вмешиваясь в действие только в крайнем случае.

Мероприятие построено как туристическое путешествие по стране Лингвинии. Накануне участники команд 5-8 классов получают «Путевки», (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.) где расписана программа посещения разных «городов»-кабинетов страны и указано время их посещения. «экскурсантами» разных классов. С понедельника по четверг «экскурсанты» должны посетить все 6 городов Лингвинии: «Мир звуков» - город Фонетики и Орфоэпии, «Вокабулярий» - город Лексики, Деривацию - город словообразования, города - спутники: СУПРИЧИМЕСТ (аббревиатура - Существительное, прилагательное, числительное, местоимение )и ОТГЛАГОЛЬСК,- принадлежащие Морфологии и город Словосочинение, принадлежащий Синтаксису. Соответственно: в понедельник - город Русскоязыченск и один из городов, указанных в «Путевке», вторник и среда - еще два города, четверг -последний город «Путевки» и окончание экскурсии в городе Русскоязыченске.

Для «экскурсии» материал отбирался такой, который или представляет для учащихся особую трудность, или тот, который следует осветить, в связи с его присутствием в КИМах ЕГЭ.

За работу на «экскурсии» ученики получают баллы, на основании которых учитель на уроке может поставить оценку в журнал.


Прибытие в столицу страны Русскоязыченск - актовый зал, соответственно оформленный. На стенах плакаты с высказываниями писателей о русском языке.

«Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите!

Ведь это наш язык родной, его для внуков сохраните

Евгений Яковлевич Весник

Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья».
Константин Дмитриевич Бальмонт



«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»
Константин Георгиевич Паустовский

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч,

выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Александр Иванович Куприн

На сцене - большой трон, очень нарядный, украшенный нарисованными буквами и знаками препинания.

(Под исполнение песни Г. Гладкова «О русском языке» (см. Приложения»)

выходит король Русский язык и его свита: королева Грамматика, принцессы Фонетика и Орфоэпия, Морфология, Лексика, принцы: Синтаксис и Словообразование. (все в соответствующих костюмах, которые были сочинены исполнителями этих ролей, учащимися 9 -11 классов) Шлейфы принцесс несут их слуги. У морфологии - части речи, у Фонетики -гласные фонемы, У Словообразования - части слова, у Синтаксиса - члены предложения.)

Свита поднимает зал. Песню Гладкова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.) слушают все стоя, подпевая повторам припева.

Король садится на трон, свита располагается вокруг:

Король: О, высокочтимые госчти! Приветствую вас в столице Лингвинии, городе Русскоязыченске! Надеюсь, что, побывав в моем государстве, вы его искренне полюбите.

Ну что ж, дорогие гости, я начну с того, что расскажу вам свою биографию, потому что я ею горжусь. Дедушкой моим является Древнерусский Язык. Уже в 9 веке, во времена его правления, стала появляться письменная речь. В 16 веке у моего деда родился сын, Великорусский Язык, который приходится мне отцом. Воспитателями моего отца были Кирилл и Мефодий. Будучи рожденными в Византии, они с детства были знакомы со славянскими обычаями и речью. В 863 году прибыли послы князя Ростислава, с просьбой прислать учителя письменности для написания слов Господа. На эту миссию были отправлены Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку, но кириллица была создана много позже, после смерти Кирилла и Мефодия, их учениками. Моим же воспитателем был Михаил Васильевич Ломоносов. Он научил меня новым размерам стихов. Он познакомил меня с Грамматикой, в которую я влюбился и сделал ее своей королевой (садит королеву рядом с собой).

Королева: Ломоносов был моим создателем. Во мне он воспитал строгие научные правила, многие из которых используются и до сих пор. Современная орфография создана именно М.В. Ломоносовым. А воспитателем наших детей, принцев и принцесс, был А. С. Пушкин. Именно он обогатил и разнообразил нашу речь. Благодаря его произведениям, многие сотни тысяч простых людей того времени стали интересоваться грамотой.
Король: С тех пор прошло много лет. Наши дети выросли. Они построили собственные города, управляют собственными придворными. Сегодня они пришли сюда, чтобы приветствовать вас. И мы начнем нашу экскурсию по стране Лингвинии.

( Вперед выдвигаются , держась за руки, Фонетика и Орфоэпия в окружении. фонем, рядом встает Ударение с бутафорским молотком))

Фонетика: Мы с сестрой - близнецы. Поэтому у нас все общее. Но наш город поделен на две части. Первой, она называется «Мир звуков» его час тью владею я.

Орфоэпия: А второй, ее название «Произношение», я.

Фонетика: С большинством жителей «Мира звуков» вы знакомы. Поэтому мы покажем вам только главное здание, наш Дворец. Он называется «Звукопись».

Орфоэпия: А в моей половине города вы посетите «Квартал Трудных Ударений», где наместником является Ударение.

Ударение: (кланяется) К вашим услугам. Со мной вы тоже знакомы. Меня многие не любят. (ударяет молотком фонему А, та кричит: « А-А-А!», фонему О, та кричит: «О-О-О!»)

Орфоэпия: Хватит -хватит, еще успеешь похвастаться. (ребятам:) Характер у него действительно зловредный. Тем ученикам, которые с ним не дружат с детства, он жестоко мстит на ЕГЭ. Но сегодня он добрый и откроет некоторые свои тайны.

Ударение (ворчливо) Вот именно, некоторые…

Фонетика: Итак, ребята, у кого в путевках значится первым посещение нашего города, пойдете после окончания торжественной части с нами (Подходят с церемониями к тому ряду, ребята с которого идут с ними).

Король (Лексике): Теперь ты, доченька!

Лексика (выходит в окружении подданных: синонимов, антонимов, омонимов и т. д ): Город, которым я владею, называется ВОКАБУЛЯРИЙ . Это устаревшее слово, но и город мой очень древний. Название обозначает - краткий словарь к хрестоматии или к отдельным частям учебника.

Лексика: Итак, ребята, у кого в путевках первым пунктом назначения назван Вокабулярий, добро пожаловать с нами! (Подходят с церемониями к тому ряду, ребята с которого пойдут с ними).

Грамматика: Словообразование, сынок, теперь твоя очередь!

(выходит вперед Словообразование в сопровождении морфем)

Словообразование: Я приглашаю туристов в свой город, который называется ДЕРИВАЦИЯ - это от латинского слова derivatio - отведение, отвод и обозначает образование новых слов при помощи аффиксов или безаффиксным способом. (Обращается к морфемам) Мои подданные морфемы, что нужно сказать?

(выходят вперед приставка ПРИ, корень ГЛАШ, суффикс А, окончание ЕМ)

Ребята, вы поняли, что сказали мои морфемы? (Подходят к своей группе)

Морфология: А я владею тремя городами- спутниками. Первый город - СУПРИЧИМЕСТ- называется так, потому что живут в нем Существительные, Прилагательные, Числительные и Местоимения (названные части речи выходят, кланяются).

Второй - ОТГЛАГОЛЬСК - в нем живет глагол со своими детьми - Причастием и Деепричастием- и близким другом - Наречием (названные части речи выходят, кланяются)

А третий город - СЛУЖИВЫЙ. Там живут Предлоги, Союзы, Частицы (выходят, кланяются).

У жителей этого города очень тяжелая жизнь, так как Предлоги часто нужны капризным существительным и местоимениям, Союзы никак не отпускает от себя Синтаксис, да и частицы нарасхват. Поэтому в город Служивый мы не пойдем, так как никого там не застанем. Но вы все равно их увидите, потому что они будут на работе в тех городах, куда вы пойдете сейчас. Милости просим посетить города спутники! (подходят к своим группам)

Синтаксис: Ну и, наконец, моя очередь. Вы знаете, ребята, что я изучаю законы соединения слов и строение предложений. Мои подданные: Дополнения, Определения и Обстоятельства - покажут вам много интересного. Добро пожаловать в город Словосочинение!

(подходят к последней группе)

Король: А сейчас, ребята, экскурсия начинается!

( Под песню Гладкова сопровождающие уводят «экскурсантов» по своим «городам». У дверей каждого «города»- кабинета в почтительном поклоне склонились два пажа. Когда «экскурсанты» заходят в «город», пажи, тоже зайдя, закрывают двери).







ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТСценарий мероприятия для «Недели русского языка» «Путешествие по стране Лингвинии». Часть I.УРИСТИЧЕСКАЯ ПУТЕВКА № _n__

Организация: «Секреты Лингвинии»,

Адрес: г. Русскоязыченск, ул, Знания 52.

Тур в страну Лингвинию_

Турист

ФИО______________________________________________________

класс____________

Начало маршрута:

г. Русскоязыченск__понедельник с 13-00 до13_-45_

Пункты пребывания:

  1. г.Словосочинение_понедельник с 13-50 до 14-30

  2. г.Супричимест__вторник с 13-00 до 13-45_

  3. г. Отлагольск_вторник с 13-50 до 14-30_

  4. г. Мир звуков__среда с 13-50 до 14-30_

  5. г. Вокабулярий_среда с 14-35 до 15-15_

  6. г. Деривация__четверг с 13-00 до 13-45_

Окончание маршрута:

г. Русскоязыченск___четверг с 13-50 до 1430_

Баллы за активное участие

(выставляются в каждом пункте пребывания)

1. г. Словосочинение ________ баллов

2. г.Супричимест ________ баллов

3. г. Отлагольск ________ баллов

4. г. Мир звуков ________ баллов

5. г. Вокабулярий ________ баллов

6. г. Деривация ________ баллов

Дорогой друг!

Ты совершишь увлекательную экскурсию по стране Лингвинии! Познакомишься с жителями страны, подружишься с ними. В каждом городе тебе будут вручены памятные подарки, которые существенно облегчат твою школьную жизнь. И в каждом городе ты сможешь заработать баллы, которые в классе могут превратиться в хорошие оценки. Только имей в виду: жители этой страны хоть и добродушны, но очень обидчивы, и за нарушение дисциплины могут выдворить из страны.

С условиями поездки ознакомлен Турист________________________(подпись)

Счастливого пути!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Говорим на русском языке.

Музыка: Григорий Васильевич Гладков
Слова: Ольга Анатольевна Александрова

Русских слов глубокое теченье дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье - говорить на русском языке!

Колосится рожь в широком поле, облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли говорим на русском языке.

Не померкнет подвиг наших дедов, ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» - говорим на русском языке.

Вот малыш спешит за мамой следом, и ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом говорит на русском языке.


Вспоминая белые берёзы, от родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы, говорим на русском языке.

Паренёк с фамилией Гагарин отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали говорил на русском языке.

Греет нас особенное слово, это слово вечное - Москва!
Словно мать, беречь она готова все на свете русские слова.

В Риме, Вашингтоне и в России, и в английском тихом городке,
Далеко и близко от России говорят на русском языке.

У костра звучит родное слово, и заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова говорить на русском языке.

Греет нас особенное слово, это слово вечное - Москва!
Словно мать, Москва беречь готова все на свете русские слова.



© 2010-2022