Проектная работа. 8 класс. Литература

ВВЕДЕНИЕ Многие из нас любят поэзию. Мы зачитываемся стихами любимого автора, цитируем строки из близкого сердцу произведения… Поэзия и любимое поэтическое произведение для многих ребят сливаются в одно имя - А.С.Пушкин. Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Пережил события Отечественной войны 1812 года. Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного пе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пудостьская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования Гатчинского района Ленинградской области







Испытание дуэлью







Работу выполнил: Гавриков Александр

ученик 9 «б» класса

МБОУ «Пудостьская СОШ»


Руководитель: Ярцева Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы












п. Пудость

2013 - 2014 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Дуэль как историческая реальность.

  1. Дуэли и дуэлянты, история, правила и традиции дуэли, интересные факты…………….

1.2. Особенности русской дуэли - как исторической реалии жизни русского дворянства…..

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Роль дуэли в жизни А.С.Пушкина…………………………………………………………..

2.2. Роль дуэли и традиция нарушения дуэльных правил в художественных произведениях А.С.Пушкина………………………………..…………………………………………………….

2.3. Дуэль в жизни современного школьника…………………………………………………...

2.4. Современное видение дуэли согласно УК РФ………………...……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………………..

Приложение 1. Данные социологического опроса……………………………………………...

Приложение 2. Выдержки статей из Уголовного кодекса РФ ………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Многие из нас любят поэзию. Мы зачитываемся стихами любимого автора, цитируем строки из близкого сердцу произведения… Поэзия и любимое поэтическое произведение для многих ребят сливаются в одно имя - А.С.Пушкин.

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Пережил события Отечественной войны 1812 года. Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг России. В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года.

Трагически оборвалась жизнь поэта. «…Его убийца хладнокровно /Навел удар... спасенья нет:/Пустое сердце бьется ровно,/В руке не дрогнул пистолет./…Не мог щадить он нашей славы;/ Не мог понять в сей миг кровавый,/На что́ он руку поднимал!»[14] - так писал о дуэли Пушкина с Дантесом М.Ю.Лермонтов (также погибший на дуэли).

В 1995 году в Италии вышла книга профессора Серены Витале «Пуговица Пушкина»[11]. Эта книга-сенсация, взгляд на судьбу русского гения известной итальянской пушкинистки, исследовательницы и знатока русской литературы. Написанная на основе документальных источников, а главное, писем Жоржа Дантеса его приемному отцу, которые впервые были предоставлены автору из семейного архива Геккернов, она выстраивает цепь событий, приведших Пушкина к трагической дуэли. С. Витали рассказывает о том, что друзьям Пушкина вскоре после дуэли стала известна вызвавшая ее истинная причина, но они договорились держать ее в тайне...

Последствия дуэли профессор трактует следующим образом: «Россия - единственная в мире страна, которая не перестаёт скорбеть по своим поэтам… Только в России убийство Поэта равно Богоубийству»[11].

Так что же такое дуэль? Романтическое приключение, отчаянная храбрость и благородство Д'Артаньяна и его друзей - мушкетёров, или жестокое, безжалостное и циничное убийство? Почему так часто А.С. Пушкин вводит в сюжет своих произведений сцены описания дуэльных поединков героев? И существует ли дуэль в наши дни? В своей работе мы и попробуем ответить на эти вопросы.

ПРОБЛЕМА исследования заключается в нахождении ответа на вопрос: «Дуэль - романтическое приключение или безжалостное убийство?»

ОБЪЕКТ исследования - произведения А.С.Пушкина: «Выстрел», «Евгений Онегин», «Каменный гость», «Капитанская дочка».

ПРЕДМЕТ исследования - критические статьи и монографии литературоведов, изучавших и изучающих жизнь и творчество поэта; анкетные данные, полученные в результате социологического опроса 39 - ти информантов.

ГИПОТЕЗА исследования заключается в предположении, что дуэль, как один из способов решения проблем по защите прав, чести и достоинства человека, существует и в наши дни.

ЦЕЛЬ исследования - на основе сопоставительного анализа художественных произведений А.С.Пушкина, исходя из заключений пушкинистов о роли дуэли в жизни поэта и писателя, систематизировать знания о дуэли как исторической реалии жизни российского дворянства и реальности наших дней.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Расширить знания о дуэли как о исторической реалии жизни российского дворянства 18 века, в том числе А.С.Пушкина.

2. На основе сопоставительного анализа проследить, как изображается дуэль в произведениях Пушкина, и её влияние на судьбы героев.

3. Методом социологического опроса выяснить: знают ли современные школьники, что такое дуэль и существует ли она в наши дни?

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:

  • общие методы (теоретические) - изучение и сопоставление литературных произведений и документов, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях); обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом); метод целенаправленной выборки;

  • специальные (математические) - статистические (анкетирование - соц.опрос), метод визуализации данных (графики и т.д.).

    Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

  1. отбор литературных произведений по данной теме;

  2. общее ознакомление c информационными источниками по проблеме исследования;

  3. обработка информации, выделение наиболее значимой;

  4. составление выписок и их дальнейшая обработка;

  5. сравнение и сопоставление с различными источниками информации;

  6. анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;

  7. заключение, подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов.

  8. подборка иллюстративного художественного материала для оформления презентации и создание презентации;

  9. написание текста речи для выступления на ученической конференции.

Структуру исследования:

Работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя анализ теоретического материала по теме исследования. В данной главе рассматриваются вопросы об истории возникновения дуэли, о правилах и традициях её проведения, об особенностях русской дуэли, также приводятся интересные факты из истории дуэли в России.

Вторая глава - практическая часть, в которой на основе теоретического материала и анализа художественных произведений Пушкина содержится авторская оценка о роли дуэли в жизни, как литературных героев, так и самого А.С.Пушкина. Также предпринимается попытка авторской оценки дуэли с точки зрения современных школьников (моих одноклассников) и с точки зрения современного правового кодекса РФ.

В заключении сформулированы выводы по проблеме исследования и обоснование гипотезы.

Практическая значимость исследования заключается: в освоении навыков элементарной исследовательской деятельности; в расширении знаний по истории России; материалы исследования могут быть использованы как на уроках истории, так и на уроках литературы.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Глава 1. Дуэль как историческая реальность.

1.1. Дуэли и дуэлянты, история, правила и традиции дуэли, интересные факты.

Слово «дуэль» в различных словарях трактуется следующим образом:

БСЭ

слово французского происхождения duel, от латинский duellum - война), поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон

С. И. Ожегов Словарь русского языка

борьба, состязание двух сторон

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка"

единоборство, поединок с известными уже обрядами, по вызову. Дуэлист единоборец, поединщик, более в значение задиры, драчуна; бретер.

Н. Абрамов «Словарь синонимов»

( разговорная форма )

смотрите также драка

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон ( слово книжное газет).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой

1) Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия.
2) в переносном значении Состязание, борьба двух противоборствующих сторон.

Большой юридический словарь

(поединок) - средневековый институт, непосредственно возникший из практики "частных войн" и являющийся "облагороженной" формой саморасправы - мести, сложился в среде "рыцарской" феодальной знати. В XVI-XVII вв. Д. запрещена в Западной Европе и приравнена к убийству. В России Д. как состав преступления впервые упоминается в Праве военного поведения 1702г. Манифест 1787г. предусматривал наказание не за действия, составляющие сам поединок, а за его последствия. По-прежнему наказывались секунданты и зрители Д. К началу XIX век наказание за Д. фактически перестали применять. Начиная с 1917г. отечественное законодательство не содержит упоминания о Д., а судебная практика не рассматривает ее как смягчающее обстоятельство при убийстве.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Дуэль» - слово французского происхождения, означающее поединок, происходящий по определённым правилам, между двумя противниками по вызову одного из них, с применением оружия. Интересное толкование даёт «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке»:

Словарь, 1907г. - поединок на каком-либо оружии между двумя лицами, оскорбителем и оскорблённым.

Словарь, 1933г. - поединок между двумя лицами, обставленный определенными условиями и формальностями; является пережитком чисто феодальных представлений о чести и способах ее защиты.

Так что же такое дуэль? Защита чести и достоинства или «обставленный условиями и формальностями» феодальный пережиток?

Обратимся к истории. Истоки дуэли исследователи отыскивают в рыцарских турнирах, типичных для европейского средневековья. Тогда рыцари затевали поединки ради демонстрации мужества и силы - во имя Прекрасной Дамы. Противники большей частью не испытывали друг к другу никакой вражды, они могли быть незнакомы между собой и выступать инкогнито, в масках. Победителя увенчивали наградой.

С течением времени рыцарство утратило свой авторитет, но обычай открытого поединка сохранился - хотя функция его изменилась. В XVII-XVIII вв. возникла потребность в выяснении отношений, связанных с понятиями чести, достоинства, благородства, провоцируемые к тому же спором, ссорой, взаимной неприязнью. Дрались из-за женщин, за право владения землёй, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.

Согласно дуэльному кодексу запрещалось вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником.

Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. В заранее оговорённое время участники должны были прибыть на место. Опоздание более 10-15 минут не допускалось, если один из противников задерживался на большее время, прибывшая сторона получала право покинуть место, при этом опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным.

По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Распорядитель объявлял последнее предложение к дуэлянтам решить дело извинениями и миром. Если противники отвечали отказом, распорядитель объявлял вслух условия поединка. В дальнейшем до завершения дуэли никто из противников уже не мог вернуться к предложению о примирении. Принесение извинений перед барьером считалось признаком трусости.

Под наблюдением секундантов противники занимали исходные положения, в зависимости от характера поединка, и по команде распорядителя дуэль начиналась. После того, как были сделаны выстрелы (либо после ранения или смерти хотя бы одного из противников при дуэли на холодном оружии), распорядитель объявлял о завершении дуэли. Если оба противника в результате оставались, живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику - извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления - недействительными. Секунданты составляли и подписывали протокол о поединке, по возможности подробно фиксирующий все происходившие действия. Этот протокол сохранялся в качестве подтверждения того, что всё происходило в соответствии с традициями и участники дуэли вели себя как подобает. Считалось, что после дуэли противники, если оба они остались живы, должны стать друзьями, по крайней мере - поддерживать нормальные отношения. Вызывать без особых оснований того, с кем однажды уже дрался, считалось дурным тоном.

Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V - начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом.

В XIX - начале XX в. дуэль даже стала своего рода модой не только в среде армейских офицеров и отпрысков дворянских фамилий, но и у журналистов, литераторов и политиков. Репутацией заправских дуэлянтов пользовались Ламартин, Кавеньяк, Жорес и Клемансо; в Бурбонском дворце во Франции к услугам депутатов парламента были фехтовальный зал и учителя фехтования. Так, истории известна дуэль Джакомо Казановы, где он дрался на шпагах с графом Медини. 5 января 1825г. Александр Дюма (отец) дрался на своей первой дуэли. Рикетти де Мирабо, узнав об оскорблении, нанесенном его сестре, вызывает оскорбителя на дуэль, за что оказывается в заточении в замке Иф. Фердинанд Лассаль вызвал прежнего жениха своей невесты на дуэль, был смертельно ранен и умер 31 августа 1864 г. в Женеве. Надо отметить, что Дж.Байрону был послан вызов на дуэль оскорбленным Муром, однако в это время отбыл в двухгодичное путешествие, по возвращении из которого принес Муру извинения.

Между прочим, молодой Л.Толстой вызывал на дуэль И.Тургенева, но она, к счастью, не состоялась. А революционер-анархист М.Бакунин вызвал на поединок самого К.Маркса, когда тот пренебрежительно высказался в адрес русской армии. Интересно, что, хотя Бакунин, как анархист, и был противником всякой регулярной армии, он вступился за честь русского мундира, который в молодости носил, будучи артиллерийским прапорщиком. Однако Маркс, в юности не раз, дравшийся на шпагах со студентами Боннского университета и гордившийся шрамами на своем лице, вызова Бакунина не принял, так как его жизнь теперь принадлежала пролетариату! И ещё один пример: перед революцией поэт Н.Гумилев вызвал на дуэль поэта М.Волошина, оскорбившись на его розыгрыш. Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев промахнулся. Вообще же в начале XX века (до 1917 года) в России произошли сотни офицерских дуэлей, и почти все на пистолетах, но гибелью или тяжелым ранением дуэлянтов закончились всего 10-11 процентов поединков.

Интересно, что яростными противниками дуэлей были французский император Наполеон Бонапарт и русский царь Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит Отечеству»[12].

1.2. Особенности русской дуэли - как исторической реалии жизни русского дворянства 18 века.

В России, по сравнению с другими европейскими странами, дуэль вошла в моду поздно - в 18 веке. Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Существовали так называемые дуэльные кодексы, в которых был детально прописан порядок проведения поединков. Согласно дуэльному кодексу, женщина не могла участвовать в поединке, ее честь должен был отстаивать мужчина. Однако русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.

А началось все самое интересное в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.

К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секундантской была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели «дуэлянток».

В России Петр I издал жестокие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. Однако на практике эти законы не применялись, так как почти до конца XVIII века в России дуэли были редчайшим явлением. В эпоху Екатерины II в России дуэли среди дворянской молодежи начинают распространяться. Однако Д.И.Фонвизин вспоминал, что отец его поучал: "Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости"[12].

Но дворянская молодежь не допускала вмешательства государства в дела чести, считая, что обида должна быть смыта кровью, а отказ от поединка - несмываемый позор. Позднее генерал Л.Корнилов так сформулировал свое кредо: "Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому".

В 1787 году Екатерина II издала "Манифест о поединках", в котором за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям.

Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Но никакие законы не помогали! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий: дистанция между барьерами обычно составляла 10-15 шагов (примерно 7-10 метров), вместо 25-35, были даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Так что зачастую поединки заканчивались трагически.

Именно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль. При Николае I дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода - разжаловали из офицеров в рядовые.

В 1894 году Александр III официально разрешил поединки офицеров по личным обидам, не касавшимся службы. Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года, так и озаглавленный: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», состоял из 6 пунктов.

Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает. Для сравнения:

с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы);

с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 - по решению судов чести, 47 - с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Для большей наглядности см. рис.1.

Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем - 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.

Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 - легким ранением и 73 - бескровно.

Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 - легким ранением и 131 - бескровно.

Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков- 10-11% от общего числа.

Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 - на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 - по две, в 12 - по три, в одной - по четыре и в одной - по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов.

Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего - от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести).

И отменены они были «как пережиток прошлого» после революции 1917 года.

Проектная работа. 8 класс. Литература.

Рис.1

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Роль дуэли в жизни А.С.Пушкина.


«Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость. Дуэли - это странная черта в А.С. Пушкине» - вспоминали современники[10].

Александр Сергеевич часто вел себя вызывающе. Были у прежней полиции такие особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В этих списках, на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта, было и имя Александра Пушкина.

Пушкинисты объясняют это «…бунтом его вольной натуры, обиженной на безысходную незадачливость судьбы»[9].

История дуэлей Пушкина - история его жизни. В них тоже предстает весь его характер, в котором все - поспешность, легкомыслие, трагическая случайность, сосредоточенная решимость, высокий порыв, отчаянный вызов...

Современники вспоминают, что Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стремился стрелять первым. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым. Хорошо зная дуэльный кодекс, он, видимо, следовал высказанному им устами Моцарта принципу "Гений и злодейство - две вещи несовместимые"[20].

Исследователям творчества А.С.Пушкина удалось установить, что в его жизни было 30 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей.

Самая первая дуэль связана с Павлом Ганнибалом, родственником Пушкина со стороны матери, внуком «арапа Петра Великого», участником Отечественной войны, причастным к движению декабристов. Пушкину было тогда 17 лет. Предмет дуэли - девица Лошакова. Вызов был брошен на балу, но окончился «минут через 10 мировой и новыми весельями да пляской».

В 1817 году чуть не состоялась дуэль с гусаром Кавериным, из-за сочинённых им шуточных стихов «Молитвы лейб-гусарских офицеров».

В сентябре 1819 году состоялась дуэль Пушкина с Кондратием Рылеевым, который имел неосторожность повторить сплетню светской гостиной о том, что якобы Пушкина высекли.

Участвовал Пушкин в дуэли с Фёдором Ивановичем Толстым, Кюхельбекером, Корфом, Денисевичем, Зубовым, Орловым, Дегильи, Другановым, Потоцким, Старовым, Лановым, Балшем, Прункулом, Рутковским, Инглези, Руссо, Тургеневым, Хвостовым, Соломирским, с неизвестным греком, Репниным, Голицыным, Лагрене, Хлюстиным, Сологубом, Дантесом.

Пушкин выходил на поединок многократно, несколько наметившихся дуэлей не состоялось по разным причинам, часто из-за вмешательства друзей. Только последняя дуэль Пушкина не окончилась примирением.

Бесконечные переговоры о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года.

3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они - дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу.

Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.

29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита[2].

В чём же всё-таки главная причина стремления поэта к поединкам?

Пушкинисты утверждают, что всё дело в двойственности его положения в обществе: он первый поэт России и в то же время мелкий чиновник и бедный дворянин. Когда к Пушкину относились пренебрежительно как к коллежскому секретарю, он воспринимал это как покушение на его честь и достоинство не только как дворянина, но и как поэта, для которого слова «долг, совесть и честь» не были пустым звуком[10].

По мнению Ю. М. Лотмана «…против Пушкина возник настоящий светский заговор, в который входили и досужие шалопаи, сплетники, разносчицы новостей, и опытные интриганы, безжалостные враги поэта. У нас нет оснований считать, что Николай I был непосредственным участником этого заговора или даже сочувствовал ему. Однако он несет прямую ответственность за другое - за создание в России атмосферы, при которой Пушкин не мог выжить, за то многолетнее унизительное положение, которое напрягло нервы поэта и сделало его болезненно чувствительным к защите своей чести, за ту несвободу, которая капля за каплей отнимала жизнь у Пушкина».

2.2. Роль дуэли и традиция нарушения дуэльных правил в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема дуэли и дуэлянтов коснулась не только жизни А.С.Пушкина, но и его творчества. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Выстрел.»(1830), «Евгений Онегин» (1823-1832), «Каменный гость» (1830), «Капитанская дочка» (1836) - во всех этих произведениях встречаются эпизоды - описания дуэли героев.

Но все они являются негативными вариантами изображения дуэли. Как бы ни ничтожен был повод для вызова, после того как он сделан, в права вступает особая логика дуэли, которая отодвигает на второй план нравственные и практические соображения, заставляя дуэлянта неукоснительно следовать дуэльным правилам. Во всех этих произведениях имеет место быть нарушение дуэльного кодекса. Почему?

Для удобства анализа дуэльных поединков с точки зрения нарушения дуэльного кодекса факты сведём в таблицу 1.

Таблица 1.

Произведение


Противники

Причина

вызова на дуэль

Оружие

Нарушение

правил дуэли

Исход дуэли

Выстрел

Сильвио

и

Граф «Б»

на бале С. сказал Г.Б. на ухо какую-то плоскую грубость, Г.Б. дал пощёчину С.

на пистоле

тах

1)Граф ест черешни, стоя у барьера;

2)Сильвио не стреляет, а оставляет право выстрела за собой;

3) тянут жребий 2-й раз;

4) Граф снова делает выстрел

Сильвио смалодушни

чал, выстре-

лил в картину

Евгений Онегин

Онегин

и

Ленский

О. весь вечер танцует с невестой Л. - Ольгой.

Л. - взбешён, обесчещен. Как Она и Он посмели?! Так друзья не поступают.

Созданный им мир (идиллия) рушится.

на пистоле тах

1)Социальное неравенство секундантов;

2)Онегин опаздывает на 2 часа;

3)Зарецкий не предлагает примирения.

Онегин успевает выстрелить первым. Ленский убит.

Каменный гость

Дон Гуан

и

Дон Карлос

Месть за убийство брата

на шпагах

1)Отсутствие секундантов;

2)присутствие на поединке женщины.

Дон Гуан убивает Дона Карлоса

Капитан-ская дочка

Гринёв

и

Швабрин

Швабрин в разговоре с Гринёвым оскорбляет Машу

на шпагах

1)Дуэль без секундантов;

2)Савельич вмешивается в ход поединка.

Савельич отвлекает Гринева, и Швабрин наносит ему удар в грудь

Таким образом, можно увидеть, что в перечисленных художественных произведениях нет нарушения традиций проведения дуэли в том, что:

  1. дуэлянты - люди одного сословия;

  2. в выборе оружия;

  3. есть повод.

Но ведь как ничтожны, иногда, поводы самого вызова на дуэль!

Герой "Выстрела" Сильвио ищет предлог для драки, дабы утвердить свое первенство в гусарском полку. «Первенство мое поколебалось. Обольщенный моею славою, он стал было искать моего дружества; но я принял его холодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился. Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были веселее: он шутил, а я злобствовал. Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки, бывшей со мною в связи, я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться».

«Деревня, где скучал Евгений,//Была прелестный уголок» - так начинается 2-я глава романа «Евгений Онегин». Именно от скуки Онегин завёл дружбу с Ленским, именно от скуки едет с ним на именины к Татьяне и, увидев там всё общество, к которому питает неприязнь, решает отомстить Ленскому: «Чудак, попав на пир огромный,//Уж был сердит. Но девы томной//Заметя трепетный порыв,//С досады взоры опустив,//Надулся он и, негодуя,//Поклялся Ленского взбесить//И уж порядком отомстить». Месть удалась «Все в изумленье. Ленский сам.// Не верит собственным глазам». Как могли Ольга и Онегин, те, кому он так доверял и любил, так вызывающе вести себя на балу? И поскольку Ленский, воспитанный на произведениях Канта, «…из Германии туманной.//Привез учености плоды://Вольнолюбивые мечты, //…верил, что друзья готовы//За честь его приять оковы//И что не дрогнет их рука//Разбить сосуд клеветника;//Что есть избранные судьбами,//Людей священные друзья» не мог поступить иначе, как вызвать Онегина на дуэль: «Не в силах Ленский снесть удара;//Проказы женские кляня,//Выходит, требует коня.// И скачет. Пистолетов пара,//Две пули - больше ничего -//Вдруг разрешат судьбу его».

Дон Карлос вызывает на дуэль Дона Гуана, найдя мелочный предлог - стихи песни, исполняемой Доной Анной, написаны Доном Гуаном. Хотя истинная причина - это месть за гибель своего брата, хотя Командор - муж Доны Анны, и погиб в честной дуэли с Доном Гуаном.

Пожалуй, только поступок Гринева, который дерется за честь дамы, достоин уважения, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания.

Зато как комично выглядят переговоры с секундантом. "Помилуйте, Петр Андреич! - говорит Иван Игнатьич - Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?».

И эта сцена "переговоров с секундантом", и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неоправдан, ибо дерутся свои. Он не понимает смысла дуэли, потому что она не входит в систему его жизненных представлений о нормах воинской жизни.

Поэтому дуэль Гринёва и Швабрина происходит без секундантов, а это является нарушением дуэльного кодекса.

Также без секундантов происходят дуэли между Сильвио и Графом Б., Доном Гуаном и Доном Карлосом.

Онегин же появляется со слугой вместо секунданта, а по правилам дуэльного кодекса секунданты, как и противники, должны были быть социально равными, что является грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

В "Евгении Онегине" Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, потому что "в дуэлях классик и педант", но он вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в прямые его обязанности. Тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем, исключая Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина не явившимся. "Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первый имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника"[]. Онегин опоздал более чем на час. Ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским - разгоряченным юношей-романтиком; тем не менее, он берет в руки пистолет - берет, подчиняясь нравам "большого света", опасаясь сплетен, "хохотни глупцов", иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. "Пружина чести" здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства.

Нарушением является и само поведение дуэлянтов «у барьера». Противник Сильвио - богатый граф, "любимец счастья" - демонстрирует наигранное презрение к смерти: ест черешни под дулом пистолета.

Известно, что «Выстрел» первоначально состоял из одной первой главы, закончив которую 12 октября 1830 года, Пушкин приписал, что окончание повести потеряно, тем самым отказавшись от намерения продолжать повествование. В таком виде повесть носила автобиографический характер, так как содержала элементы дуэли Пушкина с офицером Зубовым, произошедшей в июне 1822 года в Кишиневе. Историк Пётр Бартенев, описывая это события и ссылаясь на очевидцев, писал, что «Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока Зубов стрелял первым. После того, как Зубов промахнулся, Пушкин ушёл не стреляя» [10]. Вторая глава была приписана 14 октября 1830 года.

Можно сделать предположение, что прототипом Графа Б. («…любимца женщин, создателя колких эпиграмм, «вечного любимца счастия»[18]) является сам А.С.Пушкин.

Таким образом, можно сделать вывод, что для Пушкина в дуэли главными были суть и результат, а не обряды. Пушкин, в своих произведениях, достаточно презрительно относится к ритуальной стороне поединка. Писатель сосредотачивает своё внимание на психологии дуэлянтов, на их состоянии и поведении во время поединка. Именно экстремальная ситуация изменяет человека, открывая его настоящее лицо.

Всматриваясь в бушевавшую вокруг писателя дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в её типическом, а не в ритуально-светском варианте.

Отношение Пушкина к дуэли в художественных произведениях противоречиво. Как наследник просветителей 18 века, он видит в ней проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека. И в то же время, показывает бессмысленность и архаичность дуэли.

2.4. Дуэль - глазами моих одноклассников.


В своей работе, исходя из задач исследования, методом социологического опроса мы попытались выяснить, что знают современные школьники о таком явлении как дуэль?

В качестве информантов были выбраны учащиеся 8-ых классов в количестве 39 человек, из них 18 мальчиков и 21 девочка. Причина, по которой были выбраны в качестве информантов учащихся 8 классов, заключается в том, что мне стало интересно:

  • знают ли мои сверстники, что такое дуэль;

  • знают ли они о существовании правил проведения дуэли;

  • есть ли в современном обществе место для такого явления как дуэль или её аналог;

  • существует ли наказание за нарушение правил дуэли?

Ребятам был предложен ряд следующих вопросов, которые были представлены в виде таблицы [см. приложение 1].

Проанализировав полученный материал и обобщив его, результаты - для большей наглядности - были представлены в виде диаграмм [см. приложение 2].

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

  1. большинство ребят не знают что такое дуэль, ошибочно считая, что дуэль и драка - это слова синонимы.

  2. в этом учебном году, защищали свою честь и достоинство, вызывая обидчика «на стрелку» 8 мальчиков и 5 девочек, дрались, отстаивая свою честь и достоинство 7 мальчиков и 7 девочек, были наблюдателями в выяснении отношений между «дуэлянтами» 14 мальчиков и 15 девочек. За прошлый учебный год были поставлены на внутришкольный учёт 4 учащихся.

  3. Незаинтересованность учащихся в изучении истории своей страны привела к тому, что с таким явлением как дуэль незнакомы большинство ребят и, в лучшем случае, в качестве примера дуэльного поединка приводят дуэль Пушкина с Дантесом.

  4. Никто из ребят не смог правильно ответить на вопрос о том, что есть ли в современном мире страны, где дуэли официально разрешены и сейчас, тем более не смогли ответить на вопрос о наказании дуэлянтов.

Школьники привыкли по старинке отстаивать свою правоту на кулаках, ошибочно считая, что это самый верный способ наказать обидчика. И совсем забывают о силе слова. Возможно, это происходит потому, что ребята не умеют слушать и слышать друг друга. Маленький словарный запас не позволяет им убедить противников в своей правоте.

А ещё, по моему мнению, этому надо учиться. Как ответить обидчику, чтобы тебя не назвали трусом? Какие слова подобрать? Как решить конфликт, чтобы уважать себя, а не заниматься самоедством, что не дал сдачи?

Очень жаль, что в школьном расписании нет урока: «Умей держать удар».

В нашем современном обществе, когда и так мы часто видим и слышим о том, как родителям приходится хоронить своих детей, погибших в уличных потасовках, нужно научить молодых людей защищать свою честь и достоинство в «словесной дуэли» или другими цивилизованными способами, а дуэлянтов с кулаками и оружием наказывать строго по закону.

2.5. Современное видение дуэли согласно правовому кодексу РФ.


В настоящее время в большинстве государств мира дуэль на реальном смертоносном оружии является незаконной. При этом в некоторых законодательствах сохранились прямые запреты на дуэли, а вот в Парагвае закон, запрещающий дуэли, делает единственное исключение - для лиц, завещавших свои органы медицинским или научным учреждениям.

Однако человечество до сих пор пытается выяснять конфликты посредством схваток один на один.

В зависимости от социального статуса конфликтующих, такие сражения разнятся от простой кулачной драки до судебного процесса.

Среди молодежи время от времени появляются своеобразные решения конфликтов подобного рода, к таким можно отнести автомобильные гонки (drag race), виртуальные сражения (дуэли в Unreal Tournament, Half Life). Разделенные географическим признаком, они иногда называют "дуэлью" способ решения конфликта посредством обнародования факта личной жизни, например, среди специалистов вошли в общее употребление, решение конфликта путем сравнения средних заработных плат за определенный период. Публичные дебаты политических оппонентов (как пропагандистский риторический приём) тоже можно считать неким подобием дуэли.

Неоднократно и ученики нашей школы тоже участвовали в своеобразных дуэлях, именуемых в просторечии - драка или «забивание стрелки». Причём в данных «забавах» участвуют как юноши, так и девушки [см. приложение 1]. Некоторых учеников расплата за такое выяснение отношений настигла в качестве постановки на внутришкольный учёт .

В законодательстве современной России дуэль не упоминается и прямо не запрещена. Но, несмотря на это, участие в ней попадает под действие уголовного закона и рассматривается, в зависимости от реальных обстоятельств и роли конкретного человека в дуэли, как убийство или нанесение телесных повреждений, покушение на убийство, подстрекательство или пособничество при совершении вышеуказанных преступлений[см. прил. 2].

Для того чтобы понять, является ли дуэль преступлением, попытаемся проклассифицировать деяния литературных персонажей с точки зрения современного правового кодекса РФ.

бро

сил вы-зов

причина

вызова на дуэль

результат

дуэли

Статья согласно УК РФ

наказание

Сильвио

+

пощёчина

жив

Ст. 130 п.1 (оскорбление чести и достоинства)

штраф до 40 тыс. рублей//штраф в размере зар. платы за 3 мес.//исправительные работы сроком до 6 мес.

Граф Б.

+

оскорбление дамы

жив

Ст. 130 п.1 (оскорбление чести и достоинства)

штраф до 40 тыс. рублей//штраф в размере зар. платы за 3 мес.//исправительные работы сроком до 6 мес.

Е.Онегин


жив

Ст. 111 ч.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, ставшее причиной смерти

лишение свободы на срок до 15 лет

Ленский

+

бесчестье

убит

См.прим.

Дон Гуан


жив

Ст. 111 ч.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, ставшее причиной смерти

лишение свободы на срок до 15 лет

Дон Карлос

+

месть за убийство брата

убит

См.прим.

Гринёв

+

оскорбление любимой девушки

тяжело ранен

См.прим.

Швабрин


жив

Ст.112 (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести)

лишение свободы до 8 лет

Дантес


жив

Ст. 111 ч.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, ставшее причиной смерти

лишение свободы на срок до 15 лет

Пушкин

+

оскорбление личного характера

скончался, вследствие нанесённой раны несовместимой с жизнью

См. прим.

Примечание:

Даже, если бы перед началом дуэли дуэлянты всё-таки примирились, то зачинщика (т.е. оскорблённого) можно было бы привлечь по статье 119 - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, и наказанием - обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения законодательства, дуэль является преступлением. Причём, как потерпевший, так и обвиняемый будут привлечены к уголовной ответственности согласно УК РФ.

И это правильно, ничего в мире нет дороже, чем жизнь человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, целью моей научно-исследовательской работы был поиск ответов на два вопроса:

  1. Дуэль - романтическое приключение или безжалостное убийство?

  2. Существует ли и в наши дни дуэль, как один из способов решения проблем по защите прав, чести и достоинства человека?

Для того чтобы ответить на них, мною была проведена следующая работа:

  1. проанализированы произведения А.С.Пушкина и выполнен сопоставительный анализ дуэльных сцен, с целью выяснения отношения автора к дуэли и её влияния на судьбы героев;

  2. на основе критических статей и монографии литературоведов (Ю.М.Лотмана, С.Витале, А.Ахматовой,П.И.Бертенева), изучавших и изучающих жизнь и творчество поэта, исследованы реальные факты из жизни писателя, на счету которого было 30 состоявшихся и несостоявшихся дуэлей;

  3. методом социологического опроса выяснены и проанализированы знания и мнения уч-ся МБОУ «Пудостьская СОШ» по данным вопроса;

  4. предпринята попытка оценки поступков дуэлянтов, как героев литературных произведений, так и современных школьников (в том числе и моих одноклассников) с точки зрения современного УК РФ;

  5. найдены интересные факты - подтверждения о существовании дуэли в современном мире.

На основании данной работы мною были сформулированы следующие выводы:

  1. Отношение Пушкина к дуэли в художественных произведениях противоречиво. Как наследник просветителей 18 века, он видит в ней проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека. И в то же время, через поступки и поведение литературных героев во время дуэльных поединков, показывает бессмысленность и архаичность дуэли.

  2. Для А.С. Пушкина в дуэли главными были суть и результат, а не обряды. Пушкин, в своих произведениях, достаточно презрительно относится к ритуальной стороне поединка. Писатель сосредотачивает своё внимание на психологии дуэлянтов, на их состоянии и поведении во время поединка. Именно экстремальная ситуация, по мнению писателя, изменяет человека, открывая его настоящее лицо.

  3. Ритуальный характер дуэли лишает участников свободы воли, что во многом объясняет ту её особенность, которая так беспокоила приверженцев кодекса чести всех поколений. Как правило, если дуэльной процедуре уже было положено начало, то дальше она развивалась сама по себе, нередко вынуждая участников действовать вопреки своему рассудку, религиозным и нравственным убеждениям и даже первоначальным намерениям.

  4. Вызов на дуэль, чаще всего, является не показателем благородства человека, не защитой его чести и достоинства, а особенностями его характера (неуравновешенностью или задиристостью, или боязнью быть осуждённым мнением общества) и желанием потешить своё самолюбие.

  5. Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. И хотя согласно дуэльному кодексу, женщина не могла участвовать в поединке, ее честь должен был отстаивать мужчина, в России среди дам активно культивировался этот вид выяснения отношений. Что само по себе является противоестественным, ведь удел женщины - рождение новой жизни, а не убийство таковой. Но возможно именно этим можно объяснить то, что современные школьницы так активно пытаются выяснять отношения при помощи кулаков.

  6. Человечество до сих пор пытается выяснять конфликты посредством схваток один на один. В зависимости от социального статуса конфликтующих, такие сражения разнятся от простой кулачной драки до судебного процесса; о чём ежедневно мы узнаём из средств массовой информации или наблюдаем в стенах учебного учреждения.

  7. В современном обществе дуэль приобретает новые формы. К таким можно отнести автомобильные гонки (drag race), виртуальные сражения (дуэли в Unreal Tournament, Half Life), обнародование фактов личной жизни через социальные сети и средства массовой информации, публичные дебаты политических оппонентов.

  8. С точки зрения современного законодательства, дуэль является преступлением. Этой же точки зрения придерживался и Наполеон Бонапарт (многие административные и правовые нововведения, заложенные им в основу современного государства, действуют и по сей день), считая, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит Отечеству».

Хотя в законодательстве современной России дуэль не упоминается и прямо не запрещена, но, как потерпевший, так и обвиняемый будут привлечены к уголовной ответственности согласно УК РФ. В большинстве государств мира дуэль на реальном смертоносном оружии является незаконной. Исключением является - Парагвай, в котором законодательство делает единственное исключение для лиц, завещавших свои органы медицинским или научным учреждениям.

Но всегда ли суд, который можно сопоставить с дуэлью, выносит справедливое решение?

Сейчас в средствах массовой информации (в газетах, журналах и телевидению) много рассказывают о случаях, когда граждане защищают своих детей, семью, себя, свою собственность от бандитов. Часто суд выносит решение не в пользу пострадавшего за превышение защиты, т.е. прав самообороны. Это говорит о том, что наши законы несовершенны и требуют серьёзных изменений и доработок для защиты прав граждан.

Если бы сейчас для многих граждан «долг, совесть и честь» не были пустым звуком, то не было бы ненужных «бандитских разборок», отношения между людьми были бы более гуманными, понятными и без жертв.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуэль - это не романтическое приключение, но и назвать её безжалостным убийством тоже нельзя. Дуэль - любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, т.е. при помощи суда.

Список литературы.


  1. Абрамов Н. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений, М: Русские словари, 1999.

  2. БСЭ: slovari.yandex.ru

  3. Большой юридический словарь law-enc.net/

  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. slovari.yandex.ru.

  5. Ефремова Н. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка

  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка.

  7. Тимофеева Л.И. и Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов под редакцией проф. Л.И.Тимофеева Изд. Четвёртое, исправленное и дополненное Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1963.

  8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

  9. Ахматова А. Сочинения. В 2 т. М., 1986. LITMIR.net - Электронная Библиотека

  10. Бартенев П. И. О Пушкине. М., 1992. LITMIR.net - Электронная Библиотека

  11. Витале Серена Тайна Дантеса или пуговица Пушкина. Издательство: Алгоритм, 2013 г.

  12. Востриков А. Книга о русской дуэли LITMIR.net - Электронная Библиотека.

  13. Гордин Я. А.Право на поединок. Роман в документах и рассуждениях. Издательство: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1989 г.LITMIR.net - Электронная Библиотека.

  14. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Том 1, Москва, Издательство «Правда», 1988.

  15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) LITMIR.net - Электронная Библиотека

  16. Лотман Ю.М. Комментарий к роману А С Пушкина 'Евгений Онегин' LITMIR.net - Электронная Библиотека

  17. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Москва, «Художественная литература», 1976.

  18. Пушкин А.С. Выстрел. Проза. Москва, «Художественная литература», 1984.

  19. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Проза Москва, «Художественная литература», 1984.

  20. Пушкин А.С. Маленькие трагедии. Проза Москва, «Художественная литература», 1984.

inslov.ru/ - Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке: Составлен по Энциклопедическому Словарю Ф. Павленкова, с соответствующими сокращениями в объяснении слов и добавлениями в их числе. 2-е изд. Ф. Павленкова. 1907.

inslov.ru/ -Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1933.

consultant.ru/popular/ukrf/10_24.html Уголовный кодекс РФ (УК РФ)

от 13.06.1996 N 63-ФЗ Особенная часть. Раздел VII. Преступления против личности. Глава 16. Преступления против жизни и здоровья.

Приложение 1.

Приложение 2.

Данные социологического опроса.

  1. Что такое дуэль?

Проектная работа. 8 класс. Литература.



  1. Существует ли дуэль в наше время?

Проектная работа. 8 класс. Литература.




  1. Есть ли правила проведения дуэли?

Проектная работа. 8 класс. Литература.




  1. Кто из русских поэтов или писателей участвовал в дуэли?

Проектная работа. 8 класс. Литература.

  1. Существовала ли в России женская дуэль?

Сколько раз и с кем дрался на дуэлях Пушкин?Проектная работа. 8 класс. Литература.



6.Сколько раз и с кем дрался на дуэлях Пушкин?

Проектная работа. 8 класс. Литература.





  1. Дрался(ась) ли ты с кем-либо?

Проектная работа. 8 класс. Литература.




  1. Сколько раз дрался(ась) за год?

Проектная работа. 8 класс. Литература.


  1. Вызывали ли вы кого-либо на «стрелку»?

Проектная работа. 8 класс. Литература.





  1. Можно ли в наше время вызвать человека на дуэль?

Проектная работа. 8 класс. Литература.





  1. Наблюдали ли вы за дуэлью(дракой)?

Проектная работа. 8 класс. Литература.




  1. Есть ли страны, где дуэли разрешены официально законодательством?

На этот вопрос никто не дал верного ответа.

Приложение 2.

Выдержки статей из Уголовного кодекса РФ (УК РФ)

от 13.06.1996 N 63-ФЗ Особенная часть. Раздел VII. Преступления против личности.

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья.

Учитывая умышленный характер деяния (участники знают и предполагают, что делают и какие последствия могут быть), за данное преступление виновных привлекали бы в соответствии со статьёй 111 УК РФ часть 4 (в случае смерти одного из дуэлянтов) - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Наказание - лишение свободы на срок до 15 лет.

Если же посмотреть со стороны психофизического состояния дуэлянтов, т.е. состояние аффекта (состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения), можно попробовать рассмотреть возможность привлечения по статье 113 УК РФ - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. Наказание не свыше 8 лет.

Кроме того, в зависимости от тяжести причинённого вреда здоровью, будет рассматриваться вопрос о привлечении по следующим статьям:

Статья 112- умышленное причинение средней тяжести (вреда здоровью), либо статья 115- умышленное причинение лёгкого вреда здоровью.

Также, если перед началом дуэлянты всё-таки примирились, то зачинщика можно привлечь по статье 119 - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровья.

Может возникнуть вопрос об оружии - наличие разрешительной документации и прочее. Поэтому дополнительно можно рассматривать вопрос о привлечении к уголовной ответственности по статье 222 УК РФ.

Если причиной дуэли было нанесённое оскорбление, то обидчика можно привлечь по статье 130. Оскорбление:

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 130 УК РФ.

Понятие оскорбления в ч. 1 комментируемой статьи сохранилось традиционное: унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено устно, письменно и путем различных действий (пощечина, плевок, непристойный жест и т.д.). В квалифицирующем признаке оскорбления (как и в клевете) акцент сделан на публичный характер действия (ч. 2 комментируемой статьи).



© 2010-2022