Элективный курс по русскому языку Принципы русской орфографии

Элективный курс по русскому языку   "Принципы русской орфографии"     Пояснительная записка      Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии"  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).       Цель обучения орфографии в школе - формирование относ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по русскому языку


"Принципы русской орфографии"



Пояснительная записка

Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа (1час в неделю).

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • лингвистические игры;

  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:


  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи.




Календарно-тематическое планирование

элективного курса

"Принципы русской орфографии"


№ п/п

Темы занятий

Количе-ство часов

Дата

проведения

1.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

2


2.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.

2


3.

Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

1


4.

Правописание приставок на -з / -с.

2


5.

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.

1


6.

Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.

2


7.

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

1


8.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

2


9.

Разделительный Ъ.

1


10.

Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

1


11.

Употребление приставок пре- и при-.

2


12.

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

2


13.

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

2


14.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1


15.

Правописание суффиксов глаголов.

2


16.

Правописание суффиксов причастий.

2


17.

Написание не с именами существительными, именами прилагательными.

2


18.

Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.

1


19.

Написание не с причастиями.

1


20.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1


21.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

1


22.

Употребление прописных букв.

1


23.

Правила переноса.

1



ИТОГО

34






Учебно-методическое обеспечение

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.

3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

4. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

6. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.


© 2010-2022