- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Уроки для души Эссе на тему Педагогический опыт и духовно-нравственное воспитание
Уроки для души Эссе на тему Педагогический опыт и духовно-нравственное воспитание
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сараева Т.И. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7г. Ртищево Саратовской области»
« Уроки для души»
Эссе на тему «Педагогический опыт и духовно - нравственное воспитание»
Выполнила: Сараева Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7
г. Ртищево Саратовской области»
высшей квалификационной категории
г. Ртищево,2016
Педагогический опыт и духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.
Для меня, как учителя литературы, понятие «духовно-нравственное воспитание» не просто слова, а смысл жизни. Ещё к духовности и нравственности хочется добавить патриотизм.
3 февраля 2016 года на встрече в Клубе лидеров Президент нашей страны В.В. Путин сказал: « У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо… Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим, объединяющим началом...»
Что это означает? Как я поняла, это не навязывание своих личных мыслей. А каждый человек: будь то школьник, студент, рабочий или бизнесмен - должен хорошо учиться и работать для развития своей страны. И не просто работать, а ещё и думать, как не причинить вред родному государству. Сегодня нельзя верить разным фейкам, запушенным в Интернете. В Сирии погиб военный советник. Читаю записи: « Он поехал деньги зарабатывать…» Так нельзя. Надо говорить детям, что он исполнял воинский долг. Куда его послала Родина, там он и должен быть. Он уже герой, что не нарушил присягу! Да, он не хотел, чтобы террористы пришли на нашу землю. И это называется патриотизмом.
Согласна с введением Федерального Стандарта второго поколения, где показана модель выпускника школы: он должен любить свой край, свой народ, свою Родину.
Часто приходится задавать вопрос ученикам:
-А что ты сделаешь для своего края, когда вырастишь, выучишься?
Один из ответов:
-Буду строителем, построю в городе большой дворец для обучения разным ремёслам.
Он видит, что в городе нет хорошего Дворца культуры.
Сегодня нарушены все отношения с братской Украиной. К власти в этой стране пришли потомки С.Бандеры, пособника фашизму в годы Великой Отечественной. Что это за война со своим народом? Из - за того, что Донбасс хочет говорить на русском языке? Люди, которые захватили власть в Киеве, никогда не читали произведения К.Симонова, Ю. Бондарева, М. Шолохова, А.Солженицына и других. Или они просто забыли историю своей страны. Я сама с Украины. 1
Мама рассказывала о том, как в 1942 году ей приходилось по колено в воде рыть окопы, прятать еду от захватчиков, как отца насильно угнали работать в Германию. Чего добивались немцы? Сделать Украину своей колонией. А сейчас США пытаются сделать то же самое.
На своих уроках часто приходится обращаться к творчеству К.М. Симонова. Его спрашивали: «Со времени окончания Второй Мировой войны прошло уже много лет, надо ли продолжать писать о ней?» Симонов отвечал: «Люди, которые хотят, чтобы эта война действительно называлась последней, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки этой войны». Сегодня нужны такие художественные произведения, которые бы учили, как надо любить Родину, относиться с уважением к исполнению воинского долга, быть терпимее к другим. Как говорил К.М. Симонов: «Предостеречь будущее поколение от войн». Терроризм - реальная угроза всему миру. Как его остановить? Наверно, читать и перечитывать русскую классику. То, что писал К. Симонов, обращено к молодому поколению. На примере прошлого мы строим будущее. А это ценнейший источник патриотического воспитания.
Война оставила глубокий след в душе каждого человека. Воспоминания о ней не дают спокойно спать и жить. Доказательством этому является рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», Этот урок я проводила в 7 классе в год 70- летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Перед детьми были поставлены вопросы:
-О чём рассказ « Ночь исцеления»? Кого вы назвали бы главным героем рассказа?
Ответы были разные, я выбрала несколько:
- Рассказ о старенькой бабе Дуне, пережившей войну вместе со своими детьми. Её внук Гриша очень переживал, что бабушка видит ужасные сны, когда она теряет хлебные карточки во время войны и нечем кормить детей. Гриша долго думал, как помочь бабушке…
-Из рассказа мы узнаём, что во время очередного приступа во сне баба Дуня кричала и плакала о потерянных карточках. Гриша вставал перед кроватью на колени и ласково убеждал её в том, что карточки все нашлись. Когда бабушка успокоилась, Гриша сел у печки и заплакал. Как будто он сам очутился в тех страшных годах. 2
- Главным героем является Гриша, он помогает бабушке выздороветь.
Я почувствовала, что мои ученики переживают боль вместе с главным героем произведения. Обратила внимание на класс: у многих были влажные глаза от слез. И я подумала, как разрядить обстановку. Мне пришлось продолжить голосом Гриши: «Не надо плакать,- произнесла я.- Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеб и несите детям». Класс облегченно вздохнул. Они, как и Гриша, поверили, что на самом деле это была « Ночь исцеления».
Урок закончили сообщениями о своих родных, о том, что они пережили в военные годы. Ребята поняли, что такое родная тропа, близкий человек, безграничная любовь к нему и желание помочь, прийти на помощь в трудную минуту. На память пришли слова из поэмы Егора Исаева « Суд памяти»:
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе - о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс.
Мы, учителя литературы, должны «исцелять» детские души от чёрствости, равнодушия. Честность, трудолюбие, преданность, доброта, патриотизм - всё это качества русского человека, в каком бы веке он ни жил. На дворе двадцать первый…А значит, надо быть примером во всем, особенно в делах.
Я сама училась у ученика А.С. Макаренко Леонида Ивановича Тарана. Он всегда говорил: «Не забывайте своих родителей, близких, Родину. Помните, что вы идете в класс не просто провести урок, а отдать частичку своего сердца им. И самое главное - не зазнавайтесь, что Вы учитель. Вы обыкновенные люди, только профессия у Вас - научить и воспитать».