Урок литературы по книге Л. Максимчук Чернобыльский словарь человечества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2111 «НОВАЯ ВОЛНА»

109439, г. Москва, улица Академика Скрябина, дом 36, корпус 3

телефон: +7 (495) 379-8254 факс +7 (495) 379-8254

[email protected] sch2111uv.mskobr.ru

ОГРН 5147746142891 ИНН 7721846498 КПП 772101001



«Чернобыльский словарь человечества».

Урок литературы.

Автор : Свинцова Елена Александровна, учитель ГБОУ Школа 2111 .





Цель урока :

Обучающая: знакомство с публицистической литературой о чернобыльской аварии, стихотворениями об этом событии.

Развивающая:

  • формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы на основе проделанной работы по сбору информации;

  • развитие монологической и диалогической речи учащихся, умения вести дискуссию.

Воспитательная: нравственное воспитание учащихся, сохранение памяти о трагических событиях катастрофы на ЧАЭС.

Эпиграф урока :

Они не мнят себя в героях

Ни генерал и ни солдат

За шаг - всего один- из строя,

Что закрывал дорогу в ад.

Навечно вписан «белой» кровью

Людей отважных каждый шаг

На крыше ада - черной кровле -

Где пьедесталом саркофаг.

В.Я.Степанов, ликвидатор, житель района Выхино г.Москвы

Ход урока.

1.Предварительная подготовка к уроку.

За две недели до урока учащимся предлагается прочитать книгу Л. Максимчук «Чернобыльский словарь человечества», книги о ликвидаторах последствий катастрофы на ЧАЭС. До начала урока ученики делятся на группы по 5 -6 человек в каждой. Одна группа - группа «теоретиков» - это учащиеся, которые в ходе урока работают с документальной литературой об аварии на ЧАЭС. Одна группа работает со стихотворными текстами о чернобыльской трагедии. Учащиеся не знают, какие именно задания будет выполнять группа. Каждой группе в течение урока дается одно задание. После ответа группы участники других групп задают вопросы.

2.Создание проблемной ситуации.

Слово учителя. Наш урок посвящен тем, кто погиб в Чернобыльской катастрофе, тем, кто потерял родных и близких, всем тем, кто остался в списках живых, спасая Человечество.

«Чернобыль - это не только частный случай, разразившийся планетарной катастрофой. Чернобыль - это итог и мера человеческого отношения к миру, к жизни, к друг другу. Пожар на Чернобыле - и деяние, и возмездие, и призыв к очищению душ наших»,- пишет в «Чернобыльском словаре человечества» Людмила Максимчук.

Вопрос учащимся: «Что думаете об этом вы, люди другого времени ? Какие вопросы возникают у вас при этой фразе?

Озвучьте их, запишем самые удачные. (Учащиеся озвучивают вопросы). В конце урока мы попытаемся найти на них ответы.

*Самыми распространенными вопросами являются вопросы:

  1. Что мы знаем о людях, участвовавших в ликвидации последствий аварии и сейчас живущих рядом с нами ?

  2. Как сохраняется память о погибших во имя спасения жизней других людей ?

  3. Что заставляет человека совершать подвиг?

  4. Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?

3. Задания группам.

1 группа.

Музей школы 2111 «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм».

2 группа.

Главы книги «Чернобыльский словарь человечества».

3 группа.

Рассказ о ликвидаторах последствий аварии, жителях Выхино.

4 группа.

Стихотворения о трагедии на ЧАЭС (в соответствии с главами «Словаря»).

4. Работа в группах.

На выполнение задания учащимся дается 15 минут. В процессе подготовки выступления учащиеся пользуются текстом произведения, составляют опорные конспекты, план или тезисы выступления с использованием цитат, выводов по теме. Данная работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведений знания и подготовиться к итоговому сочинению. Работа выполняется на альбомном листе. Выступает от группы один человек или несколько. Право выбора выступающего - за членами групп.



5. Выступления групп, обсуждение выступлений.

1группа.

Музей школы 2111 «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм».

История музея начинается в 2007 году. Тогда в школе среди учащихся 5-11 классов проводилась Ярмарка идей «Открываем школьный музей». Воссоздать страницы истории Чернобыльской атомной электростанции, поведать о подвигах ликвидаторов, тех, кто ценой собственной жизни и здоровья боролся с техногенной катастрофой, сохранить память об этих людях - было задачей учителей и учащихся.

Музей, открытый в ГОУ СОШ №1344, является единственным школьным музеем в городе Москве, посвященном трагедии ЧАЭС

Трагедия ЧАЭС произошла 26 апреля 1986 года. Музей был открыт 23 апреля 2008 года. Организация музея с самого начала была задумана как работа на долгое время.

За недолгое время своего существования в музее собрано множество экспонатов, многие из которых были принесены людьми, не понаслышке знающими о Чернобыльской трагедии. Здесь собраны материалы, личные дела принимавших участие в ликвидации катастрофы на ЧАЭС, подвергшихся воздействию радиации при других авариях, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия, проживающих в районе Выхино-Жулебино г. Москвы. Личные вещи, дозиметры, модели экипировки ликвидаторов. Фотографии людей того страшного периода истории, фотографии ЧАЭС, этапов ликвидации катастрофы, фотографии тех мест.

Музей тесно сотрудничает с МОО «Союз «Чернобыль» района Выхино-Жулебино г. Москвы, председателем которого является Двороковская Н.С.

Работа музея распространяется за его стены.

С 2008 года совет музея шефствует над мемориалом морякам-подводникам атомной подводной лодки К-19. Захоронение находится на Кузьминском городском кладбище.

17 апреля 2009 года, по инициативе совета музея, был проведен 1 турнир по основам безопасности жизнедеятельности района Выхино-Жулебино, посвященный памяти героев-чернобыльцев.

Постоянно проводятся экскурсии по залу музея для учащихся школ Выхино-Жулебино.

2 группа.

Главы книги Людмилы Максимчук «Чернобыльский словарь человечества».

1ученик. Взрыв. «26 апреля 1986 года на ЧАЭС произошла авария, которую сегодня называют крупнейшей техногенной катастрофой в истории человечества. Над миром уже ползло радиоактивное облако, а руководство АЭС еще несколько часов рапортовало в Москву, что реактор цел. Взрыв на Чернобыльской атомной станции - взрыв атомного реактора - взрыв устоев нашего общества - взрыв общественного сознания - взрыв социальных эмоций - взрыв человеческой боли».

2 ученик. Время. «26 апреля 1986 года время отсчета часов и судеб человеческих вздрогнуло и приостановило стрелки на всех часах - теперь время для многих из нас, живущих ныне, и многих из тех, кто должен жить после нас, будет измеряться по Чернобыльским часам. Человеку подвластно изменить ход нового времени и управлять стрелкой этих часов, но…. Захочет ли этого Человек?»

3 ученик. Герои. «Герои Чернобыля, ликвидаторы Чернобыльской аварии и ее последствий, чернобыльские спасатели - это те самые люди, без которых размер трагедии был бы огромным. Велика Россия, крута ее история, и много, очень много героев погибало в сражениях и войнах, в учениях и достижениях, в конфликтах и завоеваниях… Чернобыльский аврал задействовал героев по разным регионам страны. И где они теперь? Что с ними? Что с их родными?»

4 ученик. Жизнь. «Особая форма существования материи. Жизнь физиологическая, жизнь духовная, жизнь кипучая и пассивная, жизнь короткая и длинная, жизнь счастливая и не очень складная; жизнь - любая, лишь бы осталась жизнь, в которой можно измерить все…. Все - кроме Чернобыльского взрыва. Жизнь - особая форма существования особой материи после аварии на Чернобыльской атомной станции.»

5 ученик. Память. «Память о чернобыльской трагедии стала горькой памятью человечества и осталась горечью жизни человеческой и жизни вообще. Память хранит информацию. Память скорбит о происшедшем. Память оплакивает погибших. Память взывает к покаянию. Память ведет живых».

3 группа.

Рассказ о ликвидаторах последствий аварии, жителях Выхино. ( По книге «Чернобыльская катастрофа: двадцать лет спустя». Муниципалитет Выхино_Жулебино города Москвы. Под редакцией А.А.Дьяченко. Москва, 2006 год).

А). Н.А. Назаров.

Николай Александрович Назаров - полковник в отставке, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Житель района Выхино. Член Совета музея «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм».

«Авария застала меня на даче. Дома меня уже ждал вызов явиться в Штаб внутренних войск. В 23.00 26 апреля я прибыл в штаб и был проинформирован о катастрофе. Обстановки толком не знал никто. Потребовалась карта по оценке радиационной обстановки в районе аварии. Были проведены радиационное наблюдение, контроль зараженности техники.

Одним из главных вопросов был вопрос, как выжить в условиях заражения. На вертолете мы облетели районы аварии, город Припять, на автомобиле проехали несколько сот километров, где нес службу личный состав ВВ.В любом месте, где находился личный состав, была зараженность, намного превышающая допустимую».

Б). С.Ю.Сарв.

Сарв Сергей Юрьевич - военнослужащий, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Житель района Выхино. Член Совета музея «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм».

«Об аварии на ЧАЭС узнал так же, как и вся страна, из сообщений газет и телевидения. 7 июля повесткой был вызван в военкомат. Формировалась команда в Чернобыль… Приехали уже ночью. С утра объявили, что мы прибыли в Московскую бригаду химзащиты.

С утра погрузили в машины. Переодели в рабочую робу, повели на работу. Всем за день поставили 1,5 Р.Начались трудовые будни. На станцию ездил в основном дозиметристом. 15 сентября отметил свое 22-летие. Домой был отправлен 29 сентября, имея дозу 20,43 Р и 32 дня работы на станции. Думаю, что честно выполнил свои обязанности.

С 1998 года на инвалидности. В 1988 году родился сын. В настоящее время он тоже на инвалидности.

Хотел бы пожелать своему государству не забывать об исполнении своих обязанностей по отношению к ликвидаторам, их семьям, к тем, кто своим здоровьем, здоровьем своих детей защитил свою страну и другие государства от невидимого врага - радиации».

4 группа.

Стихотворения о трагедии на ЧАЭС (в соответствии с главами «Словаря»).

  1. Взрыв.

Фырканья дизелей дьявольский хохот,

Солнца нещадно палящего круг,

Сосен молчанье, березовый шепот -

Слились в один фантастический звук.

Слов, и не только, нахватано вдосталь:

Йод номерной, спектры, полураспад,

Бэры, рентгены - на слух звучит просто.

Как же не прост менделеевский ряд.

Не по учебникам и не по ГОСТам

Знаем уже мы про дозы и фон.

Лес и равнины, деревни, погосты -

Все превратилось в беды полигон.

В.Я.Степанов, ликвидатор, житель района Выхино г.Москвы



  1. Время.

Беда случилась в мире сонном,

Дыхнуло атомным огнем,

И разделило слово «зона»

Всю жизнь на «до» и на «потом».

На всю оставшуюся жизнь,

Что нам отмерил «мирный атом»,

Запомним слово «ликвидатор»

На всю оставшуюся жизнь.

Автор неизвестен.



  1. Герои.

Горе державы нас тесно сплотило,

Болью откликнулось в наших сердцах,

Чернобыль, тебе мы отдали все силы,

Выполнив ратный свой долг до конца.

Чтоб расцвели вновь Чернобыль и Припять,

Чтобы заполнил их гул детворы,

За это мы отдали жизни частицу.

Так же, уверен, поступите вы.

Н.В.Исаев.



  1. Жизнь.

Жить - просто! Не считать годов,

Растить зерно себе на радость

И отдыха отведать сладость,

Умывшись после от трудов!

Жить - просто! Песни соловьев,

Цветы и запахи ночные,

Грибы и ягоды лесные

Наполнят чашу до краев.

Жить - просто, продлевая час

По мере наполненья чаши,

Чтоб мир оставить детям нашим

Не хуже, чем он быль до нас!

Л.Максимчук.

5.Память.

Возле Припяти мертвой

Стоит дерево-крест

Рядом с братской могилой

И рванувшей ЧАЭС.

«Рыжий» лес хоронили

От зари до зари,

Только «крест» сохранили

Для потомков они.

Из глазниц мертвых окон

Город смотрит на нас

Хиросимой далекой,

Морем плачущих глаз.

Рядом с братской могилой

И рванувшей ЧАЭС

Возле Припяти мертвой

Стоит дерево-крест.

Преклонись перед теми,

Кто погиб и исчез,-

Просит дерево-память,

Просит дерево-крест.

6 . Слово учителя.

Человек! Пристальней и ответственней вглядывайся в себя и сотворенное тобой, учись анализировать свои дела и поступки. Ты есть причина, но ты и следствие, ибо тем сильнее горечь смерти и увечья Чернобыля. Из «Чернобыльского словаря человечества»: «Уроки Чернобыльской аварии - этот главное, что человечество должно бы осознать, изучить и учесть на будущее, чтобы никаких Чернобылей никогда не происходило».

7. Домашнее задание.

Написать эссе «Уроки Чернобыля».



© 2010-2022