Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимняя сказка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимняя сказка».

Задачи:

- уточнить и расширить представление детей о снеге;

- активизировать словарь детей, расширять представление о родственных словах;

- привлечь детей к процессу словообразования;

- закреплять умение детей разделять звуки на твёрдые и мягкие согласные;

- развивать зрительное внимание, мышление, речеслуховую память.

Материалы: кукла в костюме Снегурочки, картинки с изображением родственных слов; презентация снежных пейзажей , пособие «Снежинки» для дыхательной гимнастики.

Ход занятия.

В. - Ребята, отгадайте, о чём эта загадка.

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок.

Он холодный, как лягушка,

А согреешь - ручеёк.

(Снег)

Д. - (ответы детей) - снег.

В. - Да, это снег. А что такое снег? Почему идёт снег? С поверхности водоёмов испаряется вода, поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом. А как называются такие кристаллы? Отгадайте загадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Д. - Это снежинка.

В. - Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?

Д. - Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий. Снег также похож на ковёр, одеяло, на деревьях лежит шапками.

В. - А какой бывает снежинка?

Д. - Снежинка бывает белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, «танцевать», на ладошке - таять.

В. - По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. Если много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель. Холодно, страшно в метель, но мы с вами не боимся, а попробуем со снежинками поиграть.

(Физкультминутка)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой

и делают хватательные движения,

словно ловят снежинки).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания - руки в стороны).

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий, рыжий мячик.

(Прыжки на месте).

Ну а мы идём, идём

(Ходьба на месте).

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся на стульчики).

В. - А теперь давайте попробуем с вами «создать» вьюгу, подуем на снежинки.

Дыхательная гимнастика: дети держат снежинки на верёвочке и дуют на них с разной силой: то сильнее, то слабее.

В. - Ребята, наша вьюга так разыгралась, что произошло чудо: в снежной буре возникла девочка. (Показывает куклу. ) Как её зовут?

Д. - Снегурочка

В. - С какого звука начинается её имя? (ответы детей.) Да, со звука «с», а какой это звук?

Д. - Согласный, твёрдый.

В. - Сейчас мы поиграем с вами в игру и определим, в каком слове твёрдый согласный звук, а в каком - мягкий.

Проводится игра «Положи в свою корзинку».

В. - Снегурочка пришла к нам в гости и хочет с вами поиграть. А от какого слова произошло имя Снегурочки?

Д. - Снег.

В. - Снегурочка принесла картинки и просит найти все картинки с родственными словами слову «снег». Одна картинка среди них лишняя. Вы должны догадаться, назвать её и объяснить, почему она лишняя.

Проводится игра «Найди лишнюю картинку».

В. - Вы хорошо поиграли, но Снегурочка принесла ещё одну игру:

«Вспомни - назови»: послушайте стихотворение и назовите все родственные слова слову «снег»:

Невесомые снежинки превратились в снегопад.

На дорожки, на скамейки мухи белые летят.

Дети лепят снежный ком, станет ком снеговиком.

Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.

А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.

Белоснежные сугробы все дорожки замели.

Прячутся подснежники под сугробы снежные.

А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.

(Кулакова Т. В.)

В. - Молодцы, вы все слова назвали правильно. Теперь вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, каким словом обозначается и что у слова «снег» много родственных слов



© 2010-2022