Из опыта работы. Развитие одаренной личности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиКашаева В.В. , учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» г.Салехард, ЯНАО

«Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»

Аннотация

В данной работе представлен опыт работы по теме: «Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и в внеурочной деятельности», показаны результаты работы по использованию инновационных технологий , основанных на проектировании и проблемно-диалогическом обучении, исследовательских и экспериментально - опытных методах, групповых формах учебной деятельности, позволяющих повысить уровень познавательной активности, а также творчески воспроизводить новые знания.

Ключевые понятия: творческая исследовательская деятельность, креативное мышление, русский язык, литература, риторика, групповые формы работы, адаптивная технология, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальный образовательный маршрут, проблемное обучение, личностно-ориентированные технологии, проектное обучение, ОС «Школа 2100», педагогика сотрудничества, культура речи педагогического сообщества, ИКТ - технологии, коллективно - творческое дело, социально-значимая деятельность, лучший урок письма,

Цель: На основе опыта работы показать организацию творческой исследовательской деятельности, направленной на формирование креативного мышления, на заинтересованность к самостоятельному постижению действительности.

Задачи:

  • Показать условия для формирования интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе творческой исследовательской деятельности, через организацию этой деятельности учащихся на уроках и в внеурочной деятельности.

  • Рассмотреть способы формирования внутренней мотивации, т.е. перевод внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.

  • Распространить научные подходы в решении проблем, возникающих в ситуации сотрудничества «учитель - ученик».



Многому я научился у своих наставников,

еще большему - у своих товарищей,

но больше всего - у своих учеников.

слова из Талмуда

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продуктивных технологий в сфере образования как части процесса модернизации. Возможности пути развития образования, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек, исчерпаны. В настоящее время образованность осознается обществом как владение технологией работы с информацией, совершенствование навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности. Поэтому была выбрана и тема самообразования: «Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и в внеурочной деятельности». В своей исследовательской деятельности опираюсь на теоретические основы, изложенные в работах А.А Ярулова «Структура занятий индивидуально-ориентированного обучения», С.Т. Танцорова «Групповая работа в развивающем образовании», В.К. Дьяченко, И.Б. Первина, И. И Московкина . В. С Безрукова, С.В Кульневича, Л.В. Выготского, на методику поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

Руководствуясь стратегией современного образования, постоянно ищу новые пути в педагогической науке и практике, активно использую в работе инновационные технологии: проблемно-диалогического обучения (на уроках русского языка), проектной деятельности, а также элементы педагогических технологий: ИКТ-технологий, проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Е.Н.Ильин), технологии адаптивного обучения, технологии проектного обучения, личностно ориентированный подход в обучении, направленный на индивидуализацию, обеспечивающий режим «Я концепция»: ценностно - деятельностная технология на основе ПРО, ИТ (В.Гузеев); индивидуализация обучения на основе учета индивидуально-типологических и психологических особенностей личности обучающегося (Е.Свиридова); организация обучения в малых группах (активная форма обучения) (В.Дьяченко).

Работая с классом, стремлюсь помочь каждому ученику выстроить свою образовательную траекторию, свой образовательный маршрут. Например, индивидуальный образовательный маршрут учащихся Зубаревой Ольги и Тимченко Антона «Стилистика и культура речи» (10-11 класс). Задачи курса:

- углубить, расширить знания по русскому языку за счет важнейших тем из области стилистики и культуры речи;

- научить применять стилистические ресурсы русского языка и повысить культуру речи;

- подготовить к письменному экзамену и тестированию.

Курс состоит из 7 модулей, последовательность которых может варьироваться, как и их содержание, временной график.

В структуре модулей выделяется 3 части: информационно - теоретическая, практическая, рефлексивно - оценочная.

Тематическое содержание

Кл\ч

Способ выполнения

Форма отчетности

Модуль I . История русского языкознания.

Русский язык в кругу других языков. Языковая семья. Языковая группа(ветвь). Родственные языки. Индоевропейские языки. Мировой язык. Восточнославянская группа.

Основные этапы исторического развития русского языка. Старославянский язык. Древнерусский язык. Церковнославянский язык. Старославянизмы.

Краткая история русской письменности.

Глаголица. Кириллица. Графика. Алфавит. Орфография. Реформы русского письма.

Лингвистический анализ текста. Языковые и стилистические особенности текста.

5

Самостоятельное изучение

консультация

Зачет

Практическая работа

Мониторинг работы по индивидуальному образовательному маршруту показывает стабильный рост результативности (участие в олимпиадах, конкурсах): Зубарева О - на 20%, Тимченко А.- на 19%, а также качественной успеваемости: ЕГЭ по русскому языку Зубарева О.- 89б, Тимченко - 83 б. (Приложение I). Обучающиеся Тимченко А.(2009), Текушина М.(2010), Джафарова Ю.(2010), Головина В.(2011), Кушнеревич А.(2011) стали обладателями гранта Главы города Салехарда.

Применение принципа минимакса, системы контроля и мониторинга позволяет отслеживать не только абсолютную, но и относительную успешность каждого ученика. Для формирования творческих способностей использую несколько подходов: игровые методики, эвристические игры, выполнение творческих проектов, коллективное творческое дело, организационно-деятельная игра.

Например, после прочтения глав повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» школьниками подготовлен проект «Путешествие в …». К следующему уроку карта мира пополнилась новыми географическими названиями: Шляпландия, Пелапонес, Шоколандия, Курляндия, Маришокимор, Вкусняньдия . На презентации работ были представлены географическое положение, исторические данные, население, политическое и экономическое развитие.(Приложение II)

Познакомившись с книгой Г.Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД», учащиеся предложили создать свою республику и объявили конкурс проектов, разработали положение. Компетентное ребячье жюри отобрало проект - победитель «Республика «Луч» (л - любознательные; у - увлекающиеся; ч - честные) (2005-2011), «Росток» (2012). (Приложение III)

Потом были проекты : «Моя малая Родина», «Открытка для мамы», «Подарок другу», «Мир моих увлечений», «Книжка-малышка», «Удивительное рядом», «Волшебный шар», «Пластилиновый мир» (мультфильм), в которых ребята продемонстрировали свои способности в роли рекламных агентов, художников - дизайнеров, редакторов, сценаристов- мультипликаторов, операторов. Под общим названием «Афиша» обучающиеся подготовили проекты афиш к феерии М. Метерлинка «Синяя птица» (6 кл.) и комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.). В проекте «Издательство «Луч» школьники не только оформили обложку, но и написали аннотацию своей первой книги (6 кл.), иллюстрировали произведения ямальских авторов, русской классики, разрабатывали обложки к книгам любимых произведений (8кл.) , создавали социальные комиксы «Движение». Старшеклассниками создан банк презентаций по основным разделам школьной программы русского языка и творчеству писателей XIX - XX вв. В таких заданиях каждый ученик смог реализовать свои возможности и способности. (Приложение IV)

Несколько лет обучающиеся принимают участие во Всероссийских заочных конкурсах «Познание и творчество» (г. Обнинск,2005-2012), «Снейл» (г. Омск,2012), «Эйдос» (г.Москва, 2005-2010) .Задания конкурса представляют собой единство исследовательской и творческой деятельности. Работая с различными источниками, открывая новые знания, школьники выполняют творческие работы.

Доброй традицией стало проведение защиты индивидуальных проектов в коллективе учащихся, выполнявших конкурсные задания . Во время таких встреч ученики делятся впечатлениями, обсуждают наиболее трудные задания и, конечно же, получают новые знания, а все свои эмоции передают в рефлексии: Квашко Мария, 6 класс. Мне очень нравятся олимпиады «Эйдос» за оригинальность заданий. А больше всего привлекли задания по литературе - фэнтези, так как это жанр, в котором много необычного, порой сказочного и тайного. Я очень люблю придумывать ,и эта олимпиада - отличный шанс почувствовать себя настоящим писателем - фантастом.

Еще мне нравится то, что тут не надо знать школьную программу на «пять», а главное быть выдумщиком! Эти задания может решить каждый : и двоечник, и отличник.

С 2008 года возглавляю редакцию журнала «Школьный меридиан». Это печатное издание выходит 2 раза в год, все номера тематические: «Год Семьи», «Год Молодежи», «Год равных возможностей»…Журнал имеет постоянные рубрики: «Школьные новости», «Страницы истории школы», «Наш потенциал», «Мы за здоровый образ жизни», «Проза и поэзия», Школьники не только познают азы журналистики, но и учатся работать с интернет ресурсами, с программами SMART (Stat,Art) MS Office (Word, Excel, Power Point, Front Page, Publisher и др) , что позволяет повысить уровень их медиаобразования. Многие , благодаря этому проекту, получили приглашение печататься в региональных изданиях: журналах «Ямальский меридиан» (Зубарева О. «Осень», № 10, 2007;Текушина М. «Единый Государственный Экзамен - серьезное испытание», № 6,2010; Байчибаева К. «Каково быть белой вороной» №7,2010; Зубарева О. «Это актуально» №7,2010, Тимченко А. «Мы за здоровый образ жизни» №7,2010),«Северяне» (Байчибаева К. «Огонь обители святой» №1, 2009; Кушнеревич А. «Простая история» № 3, 2011), «Научный вестник» (Сурмач И., Шуть Ю.«Улицы - страницы истории»№ 5, 2004, в городской газете «Полярный круг» (Тимченко А. «Что я знаю о коррупции» 26 февраля 2010).

Из опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личностиИз опыта работы. Развитие одаренной личности



Например, ролевая игра на уроке по теме: «Повторение. Самостоятельные части речи» предлагается провести в форме судебного заседания (групповой проект, элективное занятие по русскому языку в 10 классе).

Протокол судебного заседания № 213-0

От 6 февраля 2010 года г. Салехард

Присутствовали:

Судья: Грамматика русского языка

Государственные обвинители: Ученый-лингвист А.П. Боголепов, академик Л.В. Щерба, французский лингвист Ж. Вандриес

Государственный защитник: Академик В.В. Виноградов

Обвиняемые : самостоятельные части речи

Свидетели: Имя числительное, Наречие,

Судья: Господа! Прошу садиться. Сегодня рассматривается дело № 123 самостоятельных частей речи. Они обвиняются в незаконных действиях. Для оглашения обвинения прошу всех встать.

Уважаемый суд, самостоятельные части речи обвиняются в том, что между ними нет абсолютно четкого и строгого разграничения на части речи: слова переходят из одной части речи в другую; в одних и тех же словах обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи, границы между ними неустойчивы. Множество противоречивых суждений лингвистов привело к конфликтным ситуациям: до сих пор не установлено, сколько частей речи в русском языке? Кто является из них самыми главными? Какие части речи вступают в противоречивые взаимоотношения и почему?

Для выяснения обстоятельств дела в зал суда приглашается первый свидетель: Имя числительное. Слово обвинению.

Государственный обвинитель (ученый-лингвист А.П. Боголепов): Господа, я написал сейчас слово «один», и вы все мне дружно ответите , что оно относится к имени числительному. А я говорю , что это не так. Один - не обозначает число, как совокупность однородных предметов, а обозначает только один предмет. Оно вообще является лишним в языке. Мы можем говорить диван, вместо один диван…(Приложение V)

Знакомство с биографией и творчеством Михаила Васильевича Ломоносова на уроке литературы проводится в форме заседания исторического клуба «Наследие» по теме: «Сыны Отечества» (групповой проект). (Приложение VI)

Учитель: В нынешнем году исполнится триста лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, мы предоставили слово тем, кто стремиться понять, в чем подлинная сила его личности, каково его влияние на историю страны, что значит его опыт для современности.

В беседе принимают участие:

- Кушнеревич Анна, ученица 8 класса

- Тимкина Дарья, ученица 8 класса

- Правдина Инна Васильевна, учитель истории

- Кашаева Валентина Владимировна, учитель литературы

В.В. Кашаева: Незаурядность личности Ломоносова сомнений не вызывает. Сын крестьянина-помора из Архангельской губернии, самостоятельно прошедший путь от занятий морским промыслом до звания академика, оставил незабываемый след в развитии отечественной науки, культуры, языка.

А.Кушнеревич: Факты из жизни Ломоносова подтверждают его большое желание познать мир. Стремясь получить образование, 19-летний Ломоносов отправился в Москву. Там, выдав себя за сына дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В 1735 году в числе 12 наиболее способных учеников был послан в Санкт-Петербург для зачисления в академический университет, а в следующем году в Германию для изучения химии и металлургии. Уже в 1742 году его назначили адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в 1745 - стал первым русским человеком, избранным на должность профессора химии - академиком. И это только начало великого пути русского самородка…

Например, ролевая игра на уроке обобщения знаний по теме: «Юмористические произведения в прозе и поэзии» (6 класс, «Школа 2100»)

Ход урока:

  • Организационный момент;

  • Конкурсная программа «Над чем смеемся?!»(учащиеся предварительно поделены на группы и получили соответствующее домашнее задание: чтецы, актеры, писатели, художники, знатоки)

  1. Чтецы - конкурсное чтение или пересказ эпизода любимого юмористического произведения( басни И.А. Крылова, Н.А. Тэффи, М.Е. Салтыкова - Щедрина, М. Зощенко, А.П. Чехова и др.);

  2. Писатели - конкурсное чтение собственных произведений;

  3. Актеры - чтение по ролям или инсценировка эпизодов юмористических произведений(басни И.А. Крылова, Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей», рассказы А.П.Чехова, М. Зощенко «Обезьяний язык», М. Салтыкова - Щедрина «Повесть о том…»);

  4. Художники - конкурс на лучший дружеский шарж или коллаж; конкурс иллюстраций к понравившимся юмористическим произведениям или афиш к инсценировкам;

  5. Знатоки - викторина (можно провести ее раньше, а на уроке подвести итоги)

Владея знаниями теоретических и психологических основ преподаваемых предметов, обучение строю на научно-творческой основе, работаю по образовательной системе «Школа 2100». Компетентность в решении проблем формирую через проблемно-диалогический метод преподавания (по Е.Л. Мельниковой), заменяя урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Открытие знаний происходит на всех этапах урока.

  1. Повторение изученного:

    • Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по городу Прилагательное. Но для этого нам необходимо получить карту, ответив на следующие вопросы :

А) На какие группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей

речи? (постоянные и непостоянные);

Б) Почему они так называются?

В) Назовите морфологические признаки существительного, числительного, а прилагательного? (род, число, падеж).

Г) Эти морфологические признаки прилагательного являются постоянными или непостоянными? (во время беседы на доску крепятся ответы, таким образом, выстраивается алгоритм:

Морфологические признаки прилагательного

постоянные непостоянные

род число падеж

  • Чего мы еще не знаем ? (есть ли другие непостоянные морфологические признаки; какие являются постоянными)

  • Какая перед нами будет стоять задача?(формулируется задача);

2. Изучение нового материала:

Учитель: С сегодняшнего дня мы переселяемся в город Имя Прилагательное и долго-долго будем путешествовать по его улицам, переулкам и площадям.

Каким представить прилагательное? Мне кажется, что это очень важный, крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей(употребляемых слов) он занимает 3 место после Существительного и Глагола, которые тоже живут в

государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе.

- А каким вы представляете Прилагательное?

- Почему у него такое странное имя? К чему оно «прилагается»? Кто его верный спутник?

- Каково лексическое значение имени существительного?

(по ходу работы оформляется фонтан лексических значений )

- Назовите лексические группы глагола;

- А имени прилагательного?

- Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

- Какой возникает вопрос? (учащиеся формулируют вопрос или тему урока, окончательный вариант записывается в тетрадь и на доску).

- В какой части слова содержится его лексическое значение?

- учащиеся выполняют упражнение 241 ( в паре); выдвигаются и проверяются гипотезы;

- обсуждение, чтение материала учебника; вывод;

3. Закрепление:

- выполнение упражнений 242, 243, (вывод, оценивание).

№ задания

Отношение (сложно, нормально, легко)

Как выполнял (с интересом, ответственно, безразлично)

самооценка


- Ребята, вы хорошо потрудились ,и я вас приглашаю посетить городское ателье мод.

- групповая работа (в группе 4 учащихся: дизайнеры-художники, дизайнеры-портные; работа начинается с организационного момента: обсуждение модели ):

  1. Задание дизайнера-художника: сделать описание костюма, используя все группы лексических значений имен прилагательных (10-15 слов).

  2. Задание дизайнера-портного: сконструировать модель одежды, используя форму, цвет, размер, вырезать и наклеить на бумагу.

4. Итоги урока:

Работы крепятся на доску, представляется один групповой творческий проект, делается вывод , заполняются строки в графе «Ключевые слова», выставляются оценки.

5. Домашнее задание:

  • выполнить упражнение 245 или 246;

  • написать синквейн на тему: «Лексическое значение прилагательного».

Принимаю участие в работе городской творческой группе учителей русского языка и литературы, работающих по ОС «Школа-2100». По данному методу преподавания был представлен материал (разработки уроков и внеклассных мероприятий) на «Фестиваль методический идей-2006», результат - диплом I степени; на конкурс «Современный урок-2007», результат - диплом I степени; на фестиваль Открытый урок-2007», результат - дипломант; на региональный этап конкурса «Лучший урок письма» в номинации методическая разработка - I м.(2007).

Кроме технологии проблемного обучения, также успешно использую элементы технологии адаптивного обучения (автор В. Монахов). Технология адаптивного обучения - это комплексная модель индивидуализировано - коллективного обучения с саморегуляцией в условиях взаимной адаптации учителя и учащихся, управление которой осуществляется посредством сетевого плана и графика самоучета. Например, технологическая и информационная карты урока по теме: «Члены предложения»(5 класс). (Приложение VII)

Логическая структура

В1 Д1 В2 Д2 В3 Д3 КР

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Целеобразование

Диагностика

Коррекция

В1 Знать способы выражения подлежащего и сказуемого





Д1 На «3» - 1. Сказуемое - главный член предложения, обозначающий а) предмет, б) действие предмета. 2. Подлежащее выражено: а) именем существительным, б) местоимением, в) сочетанием слов, г)прилагательным, е) глаголом.

На «4» - 1. Приведите примеры предложений со всеми способами выражения подлежащего. 2. Сколько способов выражения сказуемого вы знаете?

На «5» - Приведите примеры способов выражения сказуемого и подлежащего из художественного произведения.

Каковы условия постановки тире между подлежащим и сказуемым?

Уметь находить подлежащее, выраженное местоимением, существительным, сочетанием слов; сказуемое, выраженное глаголом, существительным в И.п., полным и кратким прилагательным. Схема: «Члены предложения»

Подлежащее

сущ. местоим.

соч.слов

Сказуемое

сущ. И.глаг.

крат. и пол. прил

.

В2 Знать в чем отличие нераспространенных предложений от распространенных предложений


Д2 На «3» - 1. Как называется предложение, состоящее только из главных членов? 2. Какие предложения называются распространенными? Приведите примеры

На «4» - Приведите примеры распространенных и нераспространенных предложений.

На «5» - Составьте текст, используя распространенные и нераспространенные предложения

Уметь распространять предложения. Схемы-разбора предложения


В3 Знать определения понятий, способы выражения второстепенных членов предложения


Д3 На «3» - ответ по плану о второстепенных членах предложения:

а) от какого слова зависит?

б) что обозначает?

в) на какие вопросы отвечает?

г) чем может быть выражено?

На «4» - Приведите примеры, охарактеризуйте второстепенные члены предложения.

На «5» - Напишите рассказ на тему: «Репетиция», используя второстепенные члены предложения.

Алгоритмы:

  1. дополнение

  2. определение

  3. обстоятельство

Схема:


Внеаудиторная самостоятельная деятельность

Стандарт(удовлетворительно)

Б1 п.24,25 упр. 150,151,153,157

Б2 п. 26 упр. 162,164

Б3 п.27,28,29,30 (выучить наизусть), упр. 167,171, 172, наблюдение по учебнику стр. 75, упр. 176,179

Хорошо

Б1 п.24 упр. 152, 154, 158, конструирование предложений с тире между подлежащим и сказуемым, составить план п.24

Б2 п.26 упр. 163, 164

Б3 п.27, 28, 29, 30, составить грамматический рассказ по п. 27-30 упр. 168, 171, 172, 173, наблюдение по учебнику стр. 75, упр. 175, 177, 180, 183

Отлично

Б1 п.24, 25 упр. 155, 156, 160, написать грамматическую сказку о главных членах предложения

Б2 п.26 упр. 165, 166, написать сочинение-миниатюру о зимнем дне, используя распространенные предложения

Б3 п.27, 28, 29, 30 упр. 169, 179, 171, 174, 175, 178, 181, 182, 183, составить вопросы к зачету по теме: «Члены предложения», написать рассказ на тему: «Репетиция»

Информационная карта урока № 2

Члены предложения. Главные члены предложения.

Сказуемое

Содержание деятельности учащихся

Методический инструментарий учителя

Результат взаимодействия учитель-ученик

Учащиеся слушают цели и задачи урока, оформляют тему в тетради.

В начале урока учитель сообщает цели и задачи, знакомит с планом работы, предлагает повторить способы выражения подлежащего. НИ.

Устная синтаксическая пятиминутка

Работа в парах по плану - выполняется упр. 159, 161

Индивидуальные консультации по возникшим вопросам, ПИ, НД

Проводится анализ предложений, выделяется грамматическая основа, над сказуемым пишут способы выражения. Вывод: способы выражения сказуемого

Учащиеся выполняют задание № 1

Учитель предлагает устную коллективную работу по заполнению таблицы: №Способы выражения сказуемого», НТ, ПД

Таблица состоит из 3-х частей:

  1. глагол

  2. существительное

  3. краткое и полное прилагательное

Учащиеся выполняют задание № 3

Учащимся предложено выполнение задание № 3, ПИ, ПТ. Учитель подводит итог урока

Вывод: сказуемое выражено глаголом, кратким и полным прилагательным, существительным в И.п,

Домашнее задание:

  • на «3» - п.32. упр. 162

  • на «4». Составить рассказ о способах выражения сказуемого, упр.163

  • на «5» - написать грамматическую сказку о сказуемом, упр.165

Сетевой план урока:

Ир

161

159У + все

Приложение. Задание № 1

Способы выражения сказуемого

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное

Учитель читает предложения, учащиеся записывают их грамматические основы в соответствии со способом выражения сказуемого.

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы - наши друзья.

  4. Первые листики зеленые.

Приложение. Задание № 2

Запись предложений под диктовку. Подчеркните основы, укажите, чем выражены главные члены предложения, графически объясните написание безударных проверяемых гласных в корне слов.

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеку выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника!

Результаты работы по данной технологии обобщены на семинаре «Новационные технологии в школе» в МОУ «СОШ №2»в апреле 2006 года, даны открытые уроки для специалистов УО г. Салехард в 2004-2005 учебном году, разработки уроков по данной технологии были представлены на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации-2007», результат - диплом I степени.

В образовательном процессе использую элементы личностно - ориентированных технологий: педагогики сотрудничества, системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Например, на уроке «Дуэль в русской литературе» в 10 классе проводится аналитическая работа по группам: в обсуждении участвует весь класс, обучающиеся свои выводы комментируют текстом, по ходу уроков в тетради школьниками заполняется таблица:

Произведение

положение

А.Пушкин

«Выстрел»

А.Пушкин

«Евгений Онегин»

М.Лермонтов

«Герой нашего времени»

Ф.Достоевский

«Кроткая»

А.Чехов

«Дуэль»

И.Тургенев

«Отцы и дети»

Причины дуэли


Состояние героев перед дуэлью


Исход поединка


Роль эпизода в развитии сюжета


Дуэль в жизни автора


2 группа: Сцены дуэли из «Евгения Онегина» и из «Героя нашего времени»

  • сообщение учащихся о произведениях с кратким представлением сцен дуэли;

  • Что чувствуют герои после именин?

  • «Какая рана» Татьяне «сердце жгла»?

  • Почему Ленский , преодолев ревность, не отказывается от дуэли?

  • Ленский предчувствует свою гибель?

  • Смягчает или усиливает вину Онегина то, что он идет на поединок «всем сердцем юношу любя»?

  • Почему? Когда повторяются в тексте главы слова «нетерпеливо» и «хладнокровно»?

  • Как автор относится к поступкам героев?

  • Каковы причины дуэли в романе «Герой нашего времени»?

  • Что испытывают герои до и после дуэли? Как ведут себя в момент поединка?

  • Чем отличаются дуэлянты в этих произведениях(запись в тетради):

«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»

Онегин

Ленский

Печорин

Грушницкий

Следует традициям общества

пылко влюбленный, «осьмнадцатилетний» романтик

Предлагает мир, берет на себя право осудить на смерть

Соперник, мнимый друг

- Можно ли было избежать дуэли? Допускают ли авторы такую возможность?

  • Какую роль сыграла дуэль в жизни самих поэтов?

Вывод: Герои романов, защищая честь, следуя традициям, предрассудкам общества, становятся убийцами.

5 группа:

  • сообщение учащегося;

  • Охарактеризуйте Лаевского и фон Корена глазами друг друга;

  • Какую оценку дают Лаевскому доктор и Мария Константиновна?

  • Что явилось причиной дуэли?(непонимание мотивов собственного поведения, поединок идей);

  • Кому удалось предотвратить дуэль и почему? (героям присущи одни и те же недостатки, поэтому в дуэли не может быть победителя или побежденного; в лице дьякона вмешиваются силы свыше);

  • Что изменилось после дуэли в жизни героев?

  • Так какая же экстремальная ситуация заставила героев пересмотреть собственную жизнь?

  • В чем смысл финала?

Выводы: Примирение героев - ситуация, духовно оправдываемая сюжетом. Автор примирил героев и заставил сказать друг другу: «Спасение надо искать только в себе самом…»

Гуманно - личностный подход к ребенку позволяет мне способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, прогнозировать развитие творческой личности, конструировать индивидуальные программы развития, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду, эмоциональную чувствительность. Например, выдержки из сочинения «День, который хочется отметить белым камешком» ученицы 10 класса Кушнеревич Анны (Приложение VIII):

Осень

Мой сенсей, хочу поведать Вам, что сакура этой осенью влюбилась в гравий. Ласковые лепестки, аккуратно слетая с веток, целовали землю. Солнце, с добрым прищуром, улыбалось, и эта светлая улыбка дарила земле нежный оттенок. Караси в пруду радостно плескались, стараясь вдохнуть своими мокрыми губами остатки лета. А ветер насвистывал хокку Басё:

Чтоб холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Поздней осенью цветы.

Лето прошло… Детство прошло… Осознание этого пришло ко мне лишь осенью под привычный танец лепестков сакуры. Что-то новое, сложное и совершенно непонятное начинало расти и набирать силу внутри меня. Вдруг все вопросы разрешились, открылись новые дороги, новые истины. Казалось, я разгадала то, что давно пыталась понять. Появилось ощущение, что главная цель поставлена, что теперь есть к чему стремиться, есть, для чего искать смысл жизни.

Мой сенсей, Вы помогли понять мне это? Урок за уроком, я «стремилась быть вполне хорошей», постигая истину. Вы стали для меня квинтэссенцией идеального человека: ваши мудрость и опыт, доброта и справедливость, наконец, доверие, оказанное мне, давали силы, которые я могла черпать только здесь, только с Вами. Да, теперь я уверена, что это были Вы, Вы научили меня главному - любить жизнь. Именно познав эту любовь, я и повзрослела. И вот осенью, после долгой разлуки, я снова увижу ваши строгие черты, нежно поцелую родные седины и морщины, припаду к вашим ногам.

Я иду, мерно ступая по дороге, празднично устланной. Заметив на земле сломленную ветром веточку сакуры, я поднимаю ее и спешу к Вам, учитель. Если бы я родилась птицей, Вы бы стали моим небом; будь я дождем - оказались бы грозовым облаком. Никогда не сравниться мне с Вами, ни за что не отплатить стольким же за то, что Вы научили меня стремлению жить, потому что Вы - цветок, а я - вихрь, впитывающий ваш аромат...

Становление личности ребенка невозможно без любви к Родине , это наиважнейшее качество человека. Без этой любви, без готовности прийти на выручку в трудную минуту нет и самого человека как личности, как духовного творения, как патриота. Формирую общечеловеческие ценности, личностные качества как в урочной , так и внеурочной деятельности. Например, конкурс военно-патриотической песни (композиция, 6 класс) (Приложение IX)

1 чтец - Сталинградской битве посвящается…

2 чтец - Мамаев курган - главная высота России.

3 чтец - В 1942-1943 годах на этом невысоком холме развернулась битва, которая внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в войне, в разгром фашизма, покорившего Европу.

1 чтец - Тысячи и тысячи наших соотечественников - простых, дорогих, любящих и любимых - не пощадили себя, кровью своей, жизнью своей отстояли этот курган, этот город на Волге, нашу будущую Победу, наш Мир.

2 чтец - Это было в феврале - самом снежном, самом белом месяце русской зимы. Но земля Мамаева кургана была тогда черной. Да и саму землю кургана нельзя было назвать землей: она была покрыта сплошным слоем рваного, искореженного, обгоревшего металла.

3чтец - Каждый шаг вперед был шагом героев. Шаг на подвиг и на верную смерть, - сколько отважных, не задумываясь, совершали в те дни этот великий шаг…

1 чтец - Медсестра Гуля Королева, дважды раненная, подняла в атаку бойцов и пала смертью героя.

2 чтец - Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский.

3 чтец - Николай Сердюков своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

1 чтец - У Мамаева кургана есть свой праздник - День его Победы.

2 чтец - Героям Сталинграда посвящается песня Виктора Бокова «На Мамаевом кургане» .(Песня сопровождается видеорядом памятника «Мамаев курган»)

В работе широко применяю различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые (на принципах дифференциации) по групповым технологиям В.К. Дьяченко, И.Б. Первина. Активно применяю исследовательские и творческие проекты, (проектная деятельность в ОС «Школа 2100» рассматривается как основная форма внеурочной деятельности).

Групповая форма работы предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого ученики учатся критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решение, общаться. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские и творческие проекты, ролевые игры, работа с различными источниками информации. Эта форма работы способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

В работе основываюсь на материалы статьи Селевко Г.К. «Групповые формы учебной деятельности» (журнал «Школьные технологии» 2005, № 1); Ярулова А.А. «Структура занятий индивидуально - ориентированного обучения»(журнал «Школьные технологии», 2005, № 1); на материалы книги Г.А. Цукермана «Как младшие школьники учатся учиться?»; на публикации ПЦ «Эксперимент»: С.Т. Танцорова «Групповая работа в развивающем образовании»; книги А.Б. Воронцова, Е.В. Чудиновой «Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина - Давыдова». Групповые формы работы можно использовать на различных этапах работы: проверки домашнего задания, изучения и закрепления нового материала, даже выполняя домашнее задание. В процессе работы каждый этап урока получил свое название:

1. Проверка домашнего задания

- «Веселый перекресток»

  • взаимопроверка письменного задания;

  • ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа(*** - самостоятельный ответ без опоры на материал параграфа; ** - ответ с использованием опоры: план, схема, алгоритм; * - пересказ материала учебника);

2. Изучение нового материала

- Яркое пятно

- Ловушка

- Опора

- учитель сообщает интригующий материал, обеспечивающий принятие темы учениками(впоследствии сформируется целая группа учащихся по сбору такого материала);

- учащимся предлагается выполнить такое задание, которое позволит выделить основную информацию, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

- учениками оформляется новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.);

3. Закрепление изученного материала

- Вопрос - ответ

- «Ты мне - я тебе»

- Учебная встреча «Всезнайка»

- Взаимоконтроль

- Эксперимент

- Броуновское движение

- учитель задает вопросы для проверки понимания изучаемого материала (вопросы могут задавать ученики друг другу, работая в паре или в группе);

- ученики в паре по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал;

- учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);

-ученики проверяют друг друга по карточкам-заданиям, тестам или перфокартам;

- ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке;

- класс поделен на группы и двигается по классу с целью сбора информации по изучаемой теме.

4. Домашнее задание

творческое

написать грамматическую сказку, стихотворение, загадку, синквейн, акростих, рекламу и др., с прочтения которого начнется следующий урок(индивидуально, в паре или группе: по желанию обучающихся).

Например, изучение нового материала (Правописание суффиксов прилагательного ,6 класс) начинается с проверки творческого домашнего задания, которое служит ярким пятном:

  • Ребята, кто хочет прочитать творческое домашнее задание: диалог суффиксов?

  • Учащийся зачитывает работу (заранее отбирается учителем) Жили-были в городе Прилагательном в соседних домах суффиксы -К- и -СК-. Пригласил суффикс -К- своего соседа на обед.

  • Слушай, сосед, зачем тебе лишняя буква? Выбрось ее и переходи в мой дом жить, вместе мы хорошо заживем. А как тебе будут благодарны ученики! Не будет никакой путаницы, останется один суффикс -К-.

  • Нет, и что ты такое говоришь? А ученики пусть учат правило и не смеют нас путать . Я - важный и необходимый суффикс -СК-, без меня слова становятся смешными. Например, матросский, русский, французский.

Решили они написать правила поведения суффиксов -К- и -СК_ на своих заборах. Но через какое-то время правило смыло дождем. Теперь его надо восстановить.

- Проанализируем материал упражнения 259, может нам это поможет восстановить правило поведения суффиксов -к- и -ск- (работа с таблицей стр. 146, выдвижение гипотез, проверка по материалам учебника стр. 147, построение алгоритма на интерактивной доске)

2. Закрепление (урок по теме: «Гласные в суффиксах глаголов -ева-(-ова-) и -ыва-(-ива-)» (6 класс)

  • выполняются упражнения 682,683;

  • задание «Исправь ошибку» выполняется в паре:

Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней.

  • «Ты мне - я тебе» (учащиеся в паре проговаривают изученный материал);

  • взаимоконтроль (перфокарта по изученной теме; работа проверяется друг у друга, итоговая проверка - по контрольной записи на доске):

1. коч

вать

2. проветр

вать

3. гор

вать

4. увелич

вать

5. проповед

вать

6. завид

вать

7. укач

вать

8. рассматр

вать

9. ноч

вать

10. корч

вать

Броуновское движение на уроке по теме: «Односоставные предложения» (8 класс)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс поделен на группы, у каждой путевой лист движения от станции к станции: 1. «Двусоставные и односоставные предложения», 2. «Предложения определенно - личные», 3. «Предложения неопределенно - личные», 4. «Безличные предложения», 5. «Назывные предложения». Все группы начинают движение с привокзальной площади станции «Двусоставные и односоставные предложения» (т.е. на своих местах, а затем начинают двигаться по классу, изучают теоретический материала, объясняя и проговаривая друг другу, выполняют тренировочные задания, консультанты проводят проверку заданий по контрольному листу учителя, заполняют оценочный лист).

Тема урока: Односоставные предложения

Консультант:

Этапы. Задания: 1. Односоставные и двусоставные предложения.

2. Определенно-личные предложения

3. Неопределенно - личные предложения

4. Безличные предложения

5. Назывные предложения

Оценка учебно - познавательной деятельности

члены группы

теория

практика

итог

ФИ

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5









  1. Изучение нового материала:

Станция «Двусоставные и односоставные предложения»

- Задание 1. Изучите теоретический материал и выполните упражнение.

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, оба эти члена предложения необходимы для понимания смысла предложения. Например: Молодые деревья раньше желтеют. (Пришв.)

В односоставном предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Например: Пойте и любите наши песни!(М.А.)

- Задание 2. Определите двусоставное или односоставное предложение.

  1. Кипела вода штормовая.(Жар.)

  2. О камни плещется зеленая вода. (Гриб.)

  3. Слышите громовые раскаты?(А.Собол.)

  4. Буду ждать в погоду, в непогоду.(Бун.)

  5. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.(Смел.)

  6. А сороки- белобоки поскакали по полям(К.Ч.)

  7. Храбрость-это до конца осознанная ответственность.(Павл.)

  8. На землю влажно ложатся сумерки апреля.(Дуб.)

  9. Осторожно штору приоткрою.(М.А.)

  10. Июнь. Пора экзаменов.

Эксперимент на уроке по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца», 6 класс:

« Пейзаж в литературе и живописи» Групповая работа: художники и писатели иллюстрируют и анализируют эпизоды из повести «Кладовая солнца», затем защищают свои проекты по плану (класс предварительно поделен на группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

Художники

План:

  1. Какое время года изображено на рисунке?

  2. Куда вас приводит писатель?

  3. Что вы видите перед собой?

  4. Кого или что изобразили и среди какой обстановки?

  5. Какие краски и оттенки использовали в своем рисунке, и какое настроение они передают?

  6. Расскажите о линиях, формах , используемых в работе.

Писатели

План:

  1. Найти описание природы в повести.

  2. Какими художественными средствами описывает пейзаж М. Пришвин?

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) антитеза;

г) эпитет.

  1. Какое настроение передает пейзаж?

  2. Для чего писатель включил описание природы в повесть?

Ловушка на уроке по теме: «Имя прилагательное. Полная и краткая форма»

- «Загадочная пауза» (в паре). Какой частью речи является слово «смел» в предложениях: Как он смел! Как он смел? Замените эти слова синонимами.

Опытом работы по групповым технологиям делилась на заседании городского методического объединения по теме: «Активные и интерактивные методы, формы и средства обучения» (январь 2006 г.), опубликован материал в журналах «Современный урок» (№11 2008), «Начальная школа + До и После» №11,2006. В рамках Всероссийского конкурса «Лучший урок письма- 2006» представлена разработка урока «О письмах вообще», результат - диплом I степени в региональном туре в номинации «Методические разработки», благодарственное письмо за участие на федеральном уровне; на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации - 2007», результат - диплом I степени за работу «Групповые формы учебной деятельности». Опубликовано методическое пособие «Групповые формы учебной деятельности», Салехард, УО, (2010)( Приложение X)

Разработан консалтинг по теме : «Культура речи педагогического сообщества». Данный курс консультаций проведен в МБОУ «СОШ № 2» в 2011 году с целью повышения уровня речевой культуры педагогов, устранения речевых пробелов . Темы выбраны неслучайно. Проводимые наблюдения показали круг проблем, которые и стали ключевыми.

Цель курса: показать, что совершенствование речи - насущная социальная, психологическая и нравственная потребность нашего времени.

Для реализации этой цели необходимо:

  • повторить основы речевой культуры;

  • повторить орфоэпические нормы;

  • отработать формы склонения количественных числительных;

  • повторить правила употребления предлогов;

  • отработать грамматический строй простого предложения.

Исходя из задач курса, программа предусматривает формирование умений и навыков:

  • закрепление словообразовательных и морфологических, синтаксически и орфоэпических норм современного русского языка;

  • грамматическое построение простого предложения;

  • склонения количественных числительных;

  • употребление предлогов.

Курс рассчитан на 8 часов, хотя программа может корректироваться в соответствии с целями и задачами. (Приложение XI)

Тема занятия

к/ч.

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Вводное занятие. Общение и культура речи

1

лекция

тренировочные упражнения

2.

Основы культуры речи

1

групповой практикум

тренировочные задания

3

Орфоэпическая правильность речи

1

групповой практикум

работа с текстом

4.

Морфологическая и словообразовательная правильность речи. Склонение количественных числительных

1

групповой практикум

редактирование текста

5.

Синтаксическая правильность речи. Грамматический порядок слов в простом предложении. Прямой порядок.


2

групповой

практикум

редактирование текста

6.

Употребление предлогов.

1

групповой практикум

редактирование текстов

7.

Употребление деепричастных оборотов

1

групповой практикум

работа с текстом

Успешно применяю на уроках ИКТ - технологии, интерактивную доску, электронные пособия и тренажеры, Интернет-ресурсы, ЦОРы. Моя педагогическая практика показывает, что мультимедийные средства обучения играют определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий, потому что они несут с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяют перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся и формам ее организации.

Новые технические устройства (интерактивная доска, мультимедийный проектор, сканер, принтер,Web-камера, документ-камера ,ПК, акустическая система, программное обеспечение)предлагают разнообразную обучающую среду. Они способствуют возникновению интереса к изучаемому предмету, формируют высокий уровень культуры, предоставляют возможность индивидуальной образовательной траектории, приглашают к открытиям, экспериментированию, в большей степени вносят вклад в обогащение форм учебной деятельности и не только, в ходе работы выявилось, что они также позволяют:

  • анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

  • определять источники медиатекстов, их социальные или культурные интересы, их контекст;

  • интерпретировать медиатексты;

  • отбирать соответствующие медиа для создания и распространения собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

  • получать возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.

Основываясь на имеющийся опыт работы с медиа, ставлю в своей педагогической деятельности следующие задачи:

  1. повышать свою компетенцию в области применения ММС, т.к. ИКТ компетенции, стали просто необходимы;

  2. профессионально использовать постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций ;

  3. подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;

  4. научить человека понимать ее, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Опыт работы был представлен на конкурсе уроков и занятий с использованием мультимедийных средств обучения заочного педагогического марафона «От призвания - к призванию» (2009), результат - диплом лауреата. Разработана электронная тематическая тетрадь «Тестовые задания по русскому языку» для учащихся 5 класса по ОС «Школа 2100». Дидактический материал представлен на конкурс исследовательских проектов педагогов образовательных учреждений ЯНАО и вошел в окружной электронный сборник методических разработок (2011).

Из опыта работы. Развитие одаренной личности

Из опыта работы. Развитие одаренной личности




Электронная тематическая тетрадь «Тестовые задания по русскому языку»для учащихся 5 класса по ОС «Школа 2100».

Материал разработан в двух компьютерных программах:«Microsoft Office Publisher2007» и «MicrosoftWord 2007» . Небольшой объем тестов и выполнение в Word дает некоторые преимущества в использовании данного дидактического материала для ЯНАО особенно.

  1. это дидактический материал для дистанционного обучения разных категорий обучающихся;

  2. это дидактический материал для работы в актированные дни с классом (при наличии сайта класса, а также в программе Skype) ;

  3. этот дидактический материал можно использовать как электронную тематическую тетрадь для каждого обучающегося на любом электронном носителе;

  4. эта электронная версия может дополняться: увеличиваться число заданий , меняться их характер и сложность, исходя из поставленных задач, распечатываться;

  5. это дидактический материал на уроке с использованием ИКТ;

  6. это соавторство: ученик под руководством педагога или самостоятельно может предлагать свои задания, игры и многое другое и вносить их;

  7. это мобильный материал: можно структурировать каждую работу исходя из поставленных задач, распечатывать (чего вы не сделаете ни с одним заданием тестовых тренажеров);

  8. это пошаговый алгоритм, который поможет обучающемуся самостоятельно восполнить пробелы, закрепить тему, а педагогу объяснить новый материал, провести индивидуальное задание со слабоуспевающими;

  9. это дифференцированный уровень заданий, который поможет создать основу для слабых обучающихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.

  10. задания развивающего характера, которые позволят не только привить интерес к предмету, но и получить дополнительные сведения;

  11. это небольшой объем заданий, который позволит сохранить устойчивость внимания пятиклассника.

Таким образом достигается главная предметная цель: овладение следующими видами компетенций в условиях нашего региона: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. Такая система работы помогает обучающимся приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. определять границы своего знания, ставить проблему, осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, организовывать учебное сотрудничество, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач. А также обучающиеся получают навыки овладения технологией работы с информацией, самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

В течение 2-х лет возглавляла школьное методическое объединение. Постоянно совершенствую свой профессиональный уровень: занимаюсь самообразованием, прошла курсовую подготовку по темам: «Современные подходы и актуальные проблемы в преподавании русского языка, литературы и НРК в условиях модернизации образования»(2009-2012),«Методика проверки заданий с развернутым ответом при проведении единого государственного экзамена по предмету литература»( 2009 ),«Методика проверки заданий с развернутым ответом при проведении единого государственного экзамена по предмету русский язык» (2009-2012),«Использование тестовой методики для обучения школьников»(72ч,2010),«Использование тестовой методики для обучения школьников(144 ч,2011), «Методика проведения компьютерных занятий на основе Системы интенсивного развития способностей (СИРС) школьников 1-11 классов» (2011),«Современные педагогические технологии» ( 2011 ).

Формирование исследовательских навыков учащихся является важнейшей задачей образования и воспитания, как средства оценки деятельности, её возможных последствий.

Причиной становления данного опыта является стремление разрешить ряд общепедагогических проблем и противоречий, наиболее остро проявившихся в практической деятельности за последние годы.

Приоритетными направлениями в организации научной работы считаю: вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам, формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков, развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности), обогащение духовной культуры, развитие творческих способностей личности, интегративность. В работе использую приёмы, позволяющие создать мотивационную базу для осознанного постижения знаний в ходе исследовательской деятельности, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научно-исследовательского мышления учащихся. Работаю над формированием системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно выявлять межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного решения проблемы. В работе опираюсь на идеи Кульневича С.В., Богдановой Г.А., Безруковой В.С., Московкиной И.И. Результаты исследования показывают, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Исследовательская деятельность ведется в нескольких направлениях: история и этнография, литературоведение, социология.

Системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение дали следующие результаты в учебном процессе:

Статистический анализ качественной успеваемости учащихся в период с 2010-2015 учебных лет показывают оптимальный уровень качественной успеваемости по русскому языку, литературе и риторике.

Выпускные экзамены по русскому языку и литературе 2010-2011 учебного года в формате ЕГЭ показывают 100% общую успеваемость , качественная по литературе и русскому языку - на оптимальном уровне . Уровень качественной успеваемости по русскому языку выше на 4,2%(округ) и 1,2% (город), по литературе на 35,2%(город) и 36,6% (округ) .

Увеличилось количество участников и призеров олимпиад различных уровней, творческих конкурсов и проектов, научно - исследовательских конференций, повысился уровень подготовки учащихся.

Учебный год

институциональный

муниципальный

региональный

федеральный

всего

рейтинг

всего

рейтинг

всего

рейтинг

всего

рейтинг

2012-2013

15

15/100%

7

7/100%

4

4/100%

6

6/100%

2013-2014

14

14/100%

5

5/100%

3

2/67%

18

17/94%

2014-2015

18

14/78%

14

11/78%

3

2/66%

32

26\81%/

В воспитательной работе основываюсь на элементы технологии КТД (Коллективно творческое дело; автор И.П. Иванов) и на «Программу воспитания школьников» (автор Н.Е. Щуркова). Элементы этих технологий позволяют мне формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни, формировать представление о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле, формировать гражданские и нравственные качества личности школьника, толерантность. Мне представляется система воспитательной работы следующим образом:

Сочетание элементов выше указанных технологий и изучение национально-регионального компонента позволяет формировать гражданина многонационального государства такого , как Российская Федерация.

В Ямало-Ненецком автономном округе живут люди разных наций и народностей. Коренные малочисленные народы Севера Ямала-ханты, ненцы, селькупы до сих пор ведут традиционный образ жизни. Уникальна культура северных народов: в эпоху глобализации они продолжают сохранять культурные национальные традиции прошлого.

Работу по национально - региональному компоненту провожу в нескольких направлениях:

Участвую в эксперименте «Полярная школа»: веду уроки литературы и культуры народов Ямала, на которых знакомлю с культурными традициями народов Севера, с художественными произведениями писателей и поэтов Ямала, посещаю с учащимися выставки музейно-выставочного комплекса им. Шемановского, краеведческого дома-музея им. Л.В. Лапцуя, муниципального учреждения природно-этнографического комплекса в поселке Горно-Князевск. В научно - исследовательской работе по краеведению рассмотрено и изучено несколько обрядов и ритуалов, а также историческое прошлое нашего города. Научные проекты размещены в школьном краеведческом музее, в виртуальном методическом кабинете, на сайтах школы, Департамента образования г. Салехарда, ЯНОИПКРО. Разработан краеведческий дидактический материал по русскому языку «Северный родник» для учащихся 5-9 классов, сборник «Люди и традиции» представлен на региональный конкурс научных педагогических проектов (2012). Знакомство с этнографией и историей края позволяет воспитывать в школьниках чувство патриотизма, глубокое уважение к национальным традициям народов Севера, толерантность. Разработки уроков по культуре народов Ямала размещены на сайте institutyamal.narod.ru/dokumenti/bedi.doc.

Систематически провожу совместные мероприятия с родителями, круглые столы для родителей, родительские собрания, предлагаю современные методы и приемы воспитания детей, публикации журнала «Семья и школа» и др. Результатом воспитательной работы стали призовые места в школьных конкурсах и соревнованиях, конкурса «Класс года» (5а-2012,6а-2013,7а-2014). Опыт работы обобщен на заседаниях классных руководителей по темам: «Организация работы с родителями» (2013), «Диагностика как средство познания и воспитания личности»(2012). Сценарий классного часа: «Курить - здоровью вредить!» на IV Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений всех типов, отмечен дипломом (2013). Представлен материал на муниципальный конкурс «Детский коллектив: воспитание толерантности» - лауреат (2012).

Учащиеся класса активно участвуют в работе органов ученического самоуправления, посещают центры: «Досуг», школьный ученический совет, учебный центр, , спортивный центр, пресс-центр, принимают активное участие в Днях самоуправления: ведут уроки, выполняют функции администрации образовательного учреждения. Школьники участвуют в социально-значимой деятельности: «Красные тюльпаны надежды», «Посылка солдату» , «Чистый город», «Книга детям», «Социальная корзина», « Ветеран», Неделя добра - это позволяет воспитать в них лучшие нравственные качества, развивать их духовность. Совместно с родителями и обучающимися разработан социальный проект «Забота» (Приложение XII)

Краткая идея проекта: Идея данного социального проекта заключается в реализации благотворительного направления, обращенного на улучшение физического и психологического здоровья детей приюта «Доверие», оказавшихся без попечения родителей, людей с ограниченными физическими возможностями, проживающих в округе, где климат характеризуется суровой продолжительной зимой, поздними весенними и ранними осенними заморозками, коротким и холодным летом. В суровых климатических условиях важно обеспечить воспитанников детского приюта, людей - инвалидов города Салехарда северными ягодами(брусника, черника, голубика), так как мы живем в зоне дискомфортности климата. в которой повторяемость неблагоприятных погод для организма человека в среднем за год составляет более 40%, а в зимние месяцы - более 80%. Недостаточность дозы ультрафиолетовой радиации приводит к снижению устойчивости организма к заболеваниям, общего тонуса и работоспособности, к развитию патологических явлений, получивших название солнечного голодания или ультрафиолетовой недостаточности. В таких условиях гуманное отношение, проявление заботы о людях, нуждающихся в улучшении физического здоровья, особенно важно. Благотворительность формирует нравственные качества подрастающего поколения и поможет создать условия для успешной адаптации и самоопределения подростков в социально-экономической, социокультурной и общественно-политической сферах.

Цель проекта: Организовать акцию по сбору северных ягод среди педагогов, обучающихся и родителей, МБОУ «СОШ № 2» для распространения в детские дома(приюты), среди людей с ограниченными физическими возможностями города Салехарда.

Доброй традицией в школе стало проведение предметных недель, приуроченных к Всероссийскому дню русского языка, литературы и искусства. В рамках этой недели были проведены литературные гостиные: «Северная радуга» ( для учителей русского языка и литературы на открытом заседании школьного методического объединения, февраль 2006 года) «Бал литературных героев» (2011-2012 гг); «Ради жизни на земле» ( 2012-2013гг); «В гостях у Антоши Чехонте» (2008-2009 г); «Мир удивительный и яркий(по творчеству А.А. Ахматовой» (2013-2014), «Петербург в жизни и творчестве А.С. Пушкина» (2011-2012)для обучающихся 6-7 классов:

1в- Петербург - бессмертный подарок, преподнесенный России Великим Петром.

2в- Но не менее достойный подарок России сделал Александр Сергеевич Пушкин. Поэт выстроил свой Петербург- стихотворный.

1в- По- разному называют Петербург: Северная Пальмира, Петрополь, младшая столица, город на Неве.

2в- Нева! Тебе обязан своим рождением этот прекрасный город.

1уч.- Имя Петербург соединил в себе три языка: латынь (святой), греческий (камень), немецкий (крепость); два образа- Христова апостола и русского царя; две эпохи- христианства евангельских времен и раннего русского Просвещения.

В соединении языков слышится открытость, а не враждебность, дружелюбие, а не воинственность.

Санкт-Петербург был построен ценою тяжких жертв, на долю выпали испытания, которые не кончились и сегодня. Знаменательна история переименований города: в 1914 г. из названия исчезло упоминание о святом хранителе - это произошло в начале первой империалистической войны, которая принесла России невосполнимые потери и явилась преддверием двух революционных переворотов; в 1924 г. название города утратило уже память и о царе-градостроителе, и это было одним из предвестий тех событий, что поставили и город, и страну на край гибели.

Город выстоял: в 1991 г. он вернул себе исконное имя...

Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и моральному удовлетворению от собственных успехов.

Строю обучение на диагностико-технологической основе, которая позволяет выстраивать оптимальную образовательную траекторию каждого учащегося. Это достигается также благодаря умению прогнозировать педагогический процесс через использование методики Л. Выготского «Переход от диагностики отбора к диагностике развития». Веду мониторинг «Развитие личностных качеств учащегося», отслеживая, достигнуты ли цели обучения, продвигается ли учащийся по уровням познания, уровень его мотивации, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к различным предметам. Опытом работы делилась на заседании клуба «Поиск» по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика» (ноябрь 2009), на заседании круглого стола по теме: «Организация олимпиадного движения и опыт его организации в муниципальной системе образования г.Салехарда» (октябрь 2009 г).

Участвовала в проекте Центра образовательных инициатив ОмГПУ по созданию учебно-методического пособия «Подготовка к итоговой аттестации. 9 класс. Учимся писать сочинение на лингвистическую тему», 2009г. Пособие переиздано в 2011 году. Представлен материал на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма - 2011» в номинации «Лучшая методическая разработка» - лауреат. (Приложение XIII)

Занятие №1.

Учащиеся знакомятся с заданием. Обращаем внимание на то, что необходимо найти и привести два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие размышления учащихся, при этом указывая номера нужных предложений или применяя частичное цитирование.

Акцентируем внимание учащихся на том, что можно написать работу в жанре письма от своего имени или от имени одного из одноклассников Владика. Начать сочинение можно как этикетной формой письма, так и собственным высказыванием.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

На этом же уроке объясняем структуру будущего сочинения, отрабатывая при этом варианты вступления.

В зависимости от уровня подготовки учащихся предлагаем два вида вступления.

Вступление 1

  • Здравствуй, Владик! С большим удовольствием готов помочь тебе написать сочинение в жанре письма…

  • Владик! Никогда не нужно отчаиваться, если ты чего-то не знаешь. Я помогу тебе разобраться в том, как правильно написать письмо…

  • Дорогой, мой Владик! Чтобы правильно написать письмо, необходимо знать характер информации и композицию письма.

  • Делаем вывод : чтобы правильно написать письмо, необходимо знать адресанта и характер информации, коммуникативную задачу и композицию письма.

Вступление 2.

  • В современном мире жанр письма постепенно исчезает. Почему так происходит? Может быть, потому что мы не знаем «законы» жанра?

  • С древних времен человечество пишет письма, в которых делится важной информацией. А часто ли мы задумываемся над тем, как правильно написать письмо?

  • Многие из нас любят получать письма. Но не всегда охотно на них отвечают. Почему? Владик, ты тоже столкнулся с этой проблемой. Так как же правильно написать письмо? Попробуем разобраться вместе…

  • Делаем вывод - чтобы правильно написать письмо, необходимо знать : характер информации, коммуникативную задачу, основные законы жанра.

На этапе закрепления учащиеся совершенствуют навыки написания вступления.

Далее знакомим со структурой основной части письма. Обращаем внимание на характер сообщения, коммуникативные задачи.

Результаты мониторинга фиксирую, корректируя в связи с этим свою педагогическую деятельность. Грамотное использование данных мониторинга, психологических исследований (проводимых психологом школы), высокий уровень коммуникативной культуры позволяет мне поддерживать творческую атмосферу урока. Использую личностно-ориентированные модели общения с учащимися (ситуация успеха, дружеская манера общения, стимуляция интереса), основа взаимоотношений с учащимися - сотворчество, где выступаю как носитель опыта исследовательской деятельности, а не как носитель истины в последней инстанции.

Участвую в экспериментальной работе: в апробации инновационного электронного учебно-методического комплекса системы интенсивного развития способностей «Быстрое чтение, память, мышление» (работа продолжается), инновационной программы «Тест-класс» (региональный уровень), в составе творческой группы «Полярная школа» (институциональный уровень), «Дистанционное сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности на основе сетевого взаимодействия» (федеральный уровень).

Данные диаграммы показывают, что наблюдается повышение уровня качественной успеваемости до оптимального уровня: 8а-е кл. - 77% , 11-е кл.- 62%.(2013-2014)

Данные диаграммы отражают результаты итоговой качественной и общей успеваемости учащихся 8а класса и 11-х, посещающих тест-класс в 2013-2014 учебном году.

Как учитель стремлюсь понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, учитываю возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, опираюсь на сильные стороны каждого ученика , стараюсь максимально развить способности каждого ученика, его самостоятельность и способность к самоорганизации, реализации творческих способностей, вооружить методологией творческой деятельности. В работе с одаренными детьми опираюсь на три компонента: интеллект, креативность и духовность. Эти компоненты, являясь в определенной степени самостоятельными, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс. А духовность личности, в свою очередь, связана со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу, открывать новые знания, читать стихи, писать сочинения…Приведу несколько фрагментов творческих работ учащихся (Приложение XIV)

1. Что я знаю о коррупции? (Тимченко А., опубликована в городской газете «Полярный круг 26 февраля 2009)

Судьба человечества - в руках человека. Вот в чем ужас.

Владислав Гжещик

«…Давным-давно во вселенной родилась планета Земля. И светило над нею солнце, и плыло над нею небо, и дули ветра. И зародилась жизнь на Земле, появились живые существа. Но Земле нужен был властелин, который смог бы мудро править ею, распределять богатства, преумножать их. Тогда и появился человек - дитя природы. И было у него все: и леса, и поля, и звери. Но он хотел большего, поэтому «приручил» воду, ветер и даже солнце. Царствовал он мудро над всем, но только и этого стало ему мало: захотел человек править другими людьми. А к этому времени придумал деньги, сначала это были шкуры, горшки, фарфор, да много ли чего еще, а потом и золото . Они завладели человеком, его разумом, поработили - и теперь не человек, а богатство властвовало миром. А люди только стремились увеличить свое денежное состояние, забывая порой о своей чести и добродетели, о том, что у них есть душа - «сундук совести», ведь монеты заперли его на замок.

И много еще бед принесли они: человечество рознили зависть, жадность, войны. И это уже стало привычным, потому как деньги проникли во все сферы жизни, и не было от них избавления. Но самой страшной бедой стал обман, который окутал тщеславных и алчных людей, ибо они жаждали денег, еще, еще и еще, и поэтому были готовы совершать преступления, обманывая родных и верных друзей, хозяев и рабов. А те, кто хотел власти и уважения, готовы были отдать свои деньги таким людям…»

2. История семейной реликвии. (Пороховниченко К. , II м в региональном конкурсе « История одной реликвии», 2001)

Солнце садится за горизонт, после полуденного зноя стало чуть прохладнее… Сегодня особенный день…

Во главе стола сидят дедушка и бабушка. Их лица, изрезанные морщинками, спокойны, взгляд полон любви. О чем-то на мгновение задумавшись, бабушка начинает свой неспешный рассказ.

- Много лет прошло с тех пор, когда уставшие от засухи, тяжелого труда, голода, лишений наши предки приняли решение переехать из Тамбовской губернии на Алтай. Всем переселенцам власти гарантировали земельный надел и червонец подъемных. Перед дальней дорогой , склонив головы, стоя на коленях, долго и усердно молились перед иконой Николая - угодника. А потом вместе с иконой, придающей силы и уверенности, они благополучно преодолели трудный путь и устроились здесь, надеясь на хорошую жизнь. С тех пор прошло 145 лет, а икона Николая Чудотворца до сих пор оберегает от бед и напастей, теперь это реликвия, передаваемая в нашей семье из поколения в поколение , от отца к сыну.

Немаловажную роль в становлении такой личности играет групповой проект «Ученик года». Уже несколько лет принимаю активное участие в работе творческой группы педагогов и учащихся по подготовке конкурсантов.

Совместная творческая работа направлена не только на поиск совместных решений и действий, но и на межличностное общение, способствующее социализации школьника . Например, визитка конкурсанта «Будущее рождается сегодня» (Шенберг Алена, 2012):

- звучит заставка передачи «Актуальное интервью», на экран проецируется заставка;

Режиссер: Три, два, один, мотор, начали!

Ведущий: 1. Здравствуйте, уважаемые зрители, в эфире программа «Актуальное интервью», тема нашей передачи: «Будущее рождается сегодня». В студии обучающиеся средней школы № 2 г.Салехарда

2. Каким вы представляете себе будущее? Определите три позиции.

1 ученик - Мое будущее - это успешное окончание школы, университета, карьера.

2. ученица - Мое будущее - семья, воспитание детей, общественная деятельность, связанная с благотворительностью.

Алена: Мое будущее связано с мечтой о справедливом обществе, поэтому я хочу сделать карьеру юриста. Я чувствую, что могу самореализоваться, защищать права людей, сделать мир краше , а людей счастливее .Уверена, надо заниматься любимым делом, быть профессионалом, каждый новый день начинать с доброго дела во имя Человека.

Ведущий: А что для этого нужно?

Алена: Антуан де Сент - Экзюпери писал: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и тут же приведи в порядок свою планету». Мне кажется, он прав: все начинается с человека, с его дел и помыслов. Сегодня для меня это упорство, терпение, желание добиться чего - то в жизни, хорошая учеба, стремление к совершенству.

Ведущий: Алена, не боишься разочароваться, ведь для воплощения твоей мечты может понадобиться очень много времени, а может, и вся жизнь.

Алена: Каждый новый жизненный круг обнимает прошлое, настоящее будущее. Прошлое - для меня воплощение в жизнь интересных идей, чтение произведений Ф.Достоевского, Габриэля Маркеса, В Маяковского, участие в творческих и научных проектах. Настоящее - председатель Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в ЯНАО, победа на региональной олимпиаде по праву и обществознанию,

Ведущий: Что такое победа для вас?

Алена: Я назову победой момент творческой высоты, к которой стремлюсь и в будущем хочу стать высококвалифицированным юристом.

Ведущий: Спасибо. Как видим, у каждого свое видение, а мы закончим нашу передачу словами Л.Н Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

В целом мою педагогическую концепцию отразят слова из Талмуда, которые стали важными в моей педагогической деятельности: « Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников». Школа-это моя жизнь, мой мир, стоящий на «трех китах»: наставниках, родителях, учениках.

Наставники

Наставники…Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, но все также актуальными остаются духовное богатство, честь, совесть, благородство , достоинство, доброта , милосердие. Понятие «настоящий человек» осталось неизменным, концепцию воспитания такой личности я бы выразила тютчевскими строчками:

… И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

ЧУВСТВО, ПРАВДА, ДУША- качества человека, без которых Настоящим человеком не быть.

Кто формировал мою личность? Во-первых , моя семья, родители, привившие нам любовь к ближнему, воспитавшие в нас ответственность, порядочность, человечность. Во-вторых, книги, трудно сказать, есть ли любимые произведения, нравятся все, потому что из каждой выношу урок жизни и для себя, и для своих учеников и их родителей. Остановлюсь на романе М.Булгакова «Белая гвардия», потому что семейные ценности семьи Турбиных служат хорошим жизненным примером многим поколениям людей ,в том числе и моей. В-третьих, моим наставником остается администрация школы, которая привлекая специалистов к сотрудничеству с учителями, классными руководителями, консультируя, создавая условия для актуализации полученных знаний, вовлекая в процесс инновационных преобразований, создает благоприятные условия для моей профессиональной деятельности.


Товарищи - родители

Шопенгауэр говорил: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в сообществе с другими он может сделать многое». И это сообщество - родители учеников. Совместными усилиями нам часто удается решать и семейные конфликты, и проблемы межличностных отношений в ученическом коллективе, вместе переживать трудности подросткового периода. Мы помогаем детям приспособиться к разным жизненным обстоятельствам, успешно адаптироваться в социуме, хорошо подготовиться к самостоятельной жизни. В этом процессе познания мне помогают мои товарищи-родители, потому что мы - единомышленники, коллеги. Важнейшие жизненные ценности: ДОМ, НЕ - ОБХОДИМОСТЬ, а ЗАБОТА, ПРИМЕР наш, ДУХОВНОЕ НАЧАЛО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - наша совместная концепция воспитания.

Ученик

Мой ученик! Человек! Маленький , шумный, неутомимо энергичный, с большими удивляющимися глазами, любопытный, честный и прямой, неискренний и закрытый, плачущий и смеющийся ясно и чисто, любимый близкими и брошенный, беззащитный и агрессивный, здоровый и больной…Именно такой портрет современного школьника предстает передо мной каждый день.

Чего он ждет от меня? Думаю, что искренности, готовности говорить с ним на любые, даже самые «скользкие» темы, справедливости, творческой индивидуальности, обаяния, «набора» интеллектуальных качеств, интуиции...

Кто я для него? Преподаватель? Воспитатель? Учитель жизни? Конечно, преподаватель, потому что обучаю, формирую знания и умения, результат моего труда - обученность и обучаемость. Я - воспитатель, развиваю личностные качества, повышаю степень социальной адаптированности, результат работы - воспитанность и воспитуемость. Я - учитель жизни, потому что оказываю влияние на важные решения ученика относительно его судьбы, на формирование его высших духовных смыслов и ценностей, т.е. на развитие его индивидуальности.

Чему я учусь у ученика? Всему! Радоваться , понимать , любить, быть современной, хорошо разбираться и в новых технологиях, музыке, моде, быть им интересной, жить в ногу со временем ,быть личностью, учусь быть Учителем.




© 2010-2022