Конспект урока по литературе Рассказ Л. А. Андреева Кусака - тревого за будущее человечества

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССКАЗ Л.А. АНДРЕЕВА «КУСАКА» - ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели урока:

- дать представление о ключевых темах творчества Л. Андреева, через работу с текстом произведения дать оценку нравственным и философским исканиям автора, продолжить работу над навыками анализа художественного текста.

- приблизить учащихся к осознанию ценности нравственных категорий: чувству ответственности за тех, кто рядом, доброты ко всему, что окружает, невозможности быть равнодушным;

- предоставить возможность сопоставить и определить место рассказа в ряду тематически близких литературных произведений писателей русской и мировой литературы.

Задачи:

- познакомить с автором и содержанием произведения;

- определить связь литературного произведения со временем, когда создано произведение, и временем когда оно прочитано;

- определить авторскую позицию писателя.

Вид и форма урока:

Урок ознакомления с новым материалом. Проблемный урок с элементами беседы.

Оборудование - мультимедийная презентация (портрет писателя, годы жизни, иллюстрации к произведению)

Ход урока:

  1. На мультимедийном проигрывателе включается запись чтения стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Это стихотворение - эпиграф к сегодняшнему разговору. Но говорить мы будем о другом писателе - современнике В. Маяковского Леониде Андреевиче Андрееве.

  2. Сообщения учащихся об основных биографических фактах Л. Андреева, из которых фокусируется внимание на следующих:

  • Л. Андреев родился в Орле, умер в Финляндии, в 1956 году его прах был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

  • Л. Андреев получил образование в Орловской гимназии. Много читал и, по его словам, к двадцати годам «был хорошо знаком со всею русскою и иностранною литературою».

  • В 1891 - 1897 гг. учился на юридических факультетах Петербургского и Московского университетов.

Несомненно, это биографические факты наложили отпечаток на философское осмысление жизни, нашедшее отражение в творчестве писателя, главными темами которого стали:

- трагическое одиночество человека;

- драматизм повседневности;

- соотношение совести и нравственного долга;

- ощущение всеобщей катастрофы, тревога за судьбу человечества.

3. Вы прочитали рассказ Л. Андррева «Кусака», написанный в 1901 году. О чем этот рассказ? (Ученики, как правило, достаточно легко определяют вертикаль тем и проблем, которые поднимает автор в произведении. Они прописываются на доске.)


  • Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? (Собака) Почему? (Собака - первый зверь, добровольно пришедший, на свою беду, на службу человеку.) Может быть, именно поэтому человек видит в ней собственные сомнения и страхи: бескорыстное служение и равнодушие, преданность и предательство, абсолютное приятие и жестокая отверженность… Об этом во весь голос говорят писатели конца 19 - начала 20 веков (С.Есенин, В. Маяковский, М. Булгаков, И. Бунин и т. д.)

У Андреева « она никому не принадлежала» «в одиночестве копила страх и злобу».

  • Кто из героев имеет похожую характеристику? (Пропойца-мужик, который «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу») Обратите внимание, что позволяло Кусаке испытывать довольство собой и даже гордость»?

Назовите еще одного одинокого героя. (Деревенский дурачок Илюша). Что доказывает их одиночество и делает героев похожими? ( -Дайте копеечку, -гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

- А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали).


  • В чем особенность композиции рассказа? С чего начинается? Чем заканчивается?


  • Что изменилось в жизни героев? Как автор подводит читателя к идее произведения?

(Одиночество - Надежда - Обреченность - Трагедия)

Вспомним притчу Антуана де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц», рассказанную герою мудрым лисом.

- Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!

- Я - Лис, - сказал Лис.

- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так

грустно...

- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.

- Ах, извини, - сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

- А как это - приручить?

- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает:

создать узы.

- Узы?

- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький

мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не

нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно

такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы

станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете...

Но потом он вновь заговорил о том же:

- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за

мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне

скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем

озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав

людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня,

точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь,

вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны.

Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя

золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая

пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на

ветру...

- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там,

поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты

молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись

немножко ближе...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот,

например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов

почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем

счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю

цену счастью…

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты

навсегда в ответе за всех, кого приручил…


  • Что делало счастливой Кусаку? (Иметь имя, принадлежать людям, служить). Как это чувство преобразило ее? (Жизнь стала иметь смысл).


  • Как автор характеризует дачников? («Добрые люди»).


  • Как проявляется их доброта, в чем она выражается? («Видели все зеленым, голубым и беззлобным», «хотели прогнать собаку и даже застрелить, но потом привыкли», «стали ласкать собаку нарочно, чтобы вызвать в ней прилив любви…смешной в своих проявлениях»).



  • Синонимом какому слову делает Л. Андреев слово «доброта»? (= Скука)


  • Что стало трагедией Кусаки?

  • Откуда возникает ощущение тревоги и всеобщей катастрофы?

  • Есть ли надежда на светлое будущее?

  • Какова роль деревенского дурачка Илюши?

  • В чем суть предостережения Л. Андреева?

«Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Домашнее задание: написать сочинение-отзыв на рассказ Л. Андреева «Кусака».

Как писать сочинение-отзыв

На уроках литературы учителя используют разнообразные виды сочинений. Одним из них является сочинение-отзыв, которое направлено на понимание художественного текста с эмоциональной точки зрения. Этот вид работы позволяет формировать у учащихся умение давать оценочное суждение произведению. Но для школьников написание отзыва вызывает трудности. Какой последовательности придерживаться в данном случае?

Инструкция

1

Расскажите о ваших читательских пристрастиях (произведения какого жанра вам нравятся). Напишите, как познакомились с произведением, которому посвящено сочинение, что привлекло в процессе чтения. Сформулируйте тезис, где кратко отразите отношение к тексту (понравилось / не понравилось).

2

Определите актуальность темы и проблем, поднятых автором в произведении. Например, в повести «Прощание с Матерой» В. Распутин рассматривает тему деревни, ее гибель и переживания главной героини.

3

Сделайте краткий обзор наиболее важных эпизодов произведения, отметьте их значимость в раскрытии темы. Многие учащиеся здесь делают ошибку, пересказывая художественный текст.

4

Охарактеризуйте персонажи, дайте оценку их поведения в разных событиях произведения с нравственной позиции, отметьте важность участия в изображаемых событиях, а также рассмотрите взаимоотношения героев. Напишите, с какой целью эти человеческие типы (характеры) введены в систему персонажей. Расскажите о вашем отношении к ним и их судьбам. Используйте синонимы, чтобы избежать повторений. Например: понравиться, произвести неизгладимое впечатление, привлечь внимание, запомниться; интересный, увлекательный, занимательный; описывать, рисовать, обрисовывать; изображать, рассказывать о…, вводить в…, знакомить с…, показывать и т.д.

5

Сделайте выводы: какие чувства и мысли возникли в связи с прочитанным, ваша жизненная позиция по поводу изложенной в произведении ситуации.

6

Обобщите аргументы и выводы, сопоставьте это произведение с другими текстами того же автора и аналогичными текстами писателей той же эпохи, выявите место и значимость в общественной жизни. Укажите, продолжите ли знакомство с творчеством этого писателя. Отзыв можно закончить какой-либо просьбой или обращением к читателям.

Подробнее: kakprosto.ru/kak-36715-kak-pisat-sochinenie-otzyv#ixzz3jB9QCYoF

4


© 2010-2022