Практическая работа по русскому языку «Лес — красота природы всей»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - творческая мастерская по русскому языку в 7 классе на тему: «Лес - красота природы всей».

Цель: 1. подготовить учащихся к написанию сочинения по картине ;

2. развивать речевые умения;

3. воспитывать чувство прекрасного.

Форма занятия: творческая мастерская.

Оформление: репродукция картины И.И.Шишкина «Лес зимой»,музыка Э.Грига и Глазурова, презентация о лесе, текст И.С. Соколов-Микитова.

ХОД УРОКА.

  1. Постановка задачи. Объяснение формы проведения занятия.

Сегодня мы открываем творческую мастерскую, где вы будете самостоятельно добывать знания и готовиться к написанию сочинения, а я лишь предложу вам некоторые задания, которые помогут вам собрать материал.

Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье - необходимо вдохновенье».

2.Обращение к предшествующим знаниям детей.

«И лес является мне храмом,
Шум листьев - гимном торжества,
Смолистый запах - фимиамом,
А сумрак - тайной божества»,- сказал о лесе В. Бенедиктов. Лес- это великая тайна. Что мы знаем об этой тайне?

Сообщения учащихся по опорным конспектам на тему «Роль леса в жизни человека».

Цель - формирование умения монологической речи, разворачивания информации по опорному конспекту.

3.Обращение к эмоциональной и зрительной памяти учащихся.

Слайд-фильм о лесе презентация в «Powr Point».

Цель: через показ фотографий, чтение стихов Я.Полонского, Н.Матвеевой, И.Северянина, В.Соснора, прослушивание музыки Эдварда Грига и симфонической фантазии Глазунова «Лес» нарисовать образ леса, создать соответствующий эмоциональный настрой.

Задание: выписать художественные средства, рисующие образ леса, которые вам больше всего понравятся.

4.Работа с текстом.

«Русский лес» И.С. Соколов-Микитов

З...мой и летом, осенью и в...сною хорош русский лес. В тихий день выйд...шь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надыш...шься. Глубокие, чистые лежат под дерев...ями сугробы. Над л...сными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы м...лодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с в...рш...ны высокой ели, рассыпл...тся серебристой легкой пылью - и долго колыш...тся освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие в...ршины елей унизаны ожерельем л...ловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых кл...стов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перел...тая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у в...ршины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, см...листые обгрызенные стерженьки. Бе...шумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизн…ю полнится лес. От дерева к дереву тянутся ле...кие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень вн...мательный человек может наблюдать жизнь з...мнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откро...тся перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Цель: расширить кругозор, обогатить речь словами и выражениями, развивать умение анализировать текст и отбирать нужное для решения задачи.

Задания: прочитать выразительно текст, вставить карандашом пропущенные буквы, определить стиль и тип речи, выписать слова и выражения, характеризующие лес.

(Вставленные пропущенные буквы)

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полниться лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Стиль речи-художественный; тип речи-описание.

5.Работа с картиной И.И.Шишкина «Лес зимой».

Практическая работа по русскому языку «Лес — красота природы всей».



Цель: развивать умение наблюдать произведение искусства, на его основе создавать собственный текст.

Слайд

Лес изображали разные художники, но сегодня мы обратимся к творчеству И.И.Шишкина.Он был автором множества великолепных пейзажей русской природы. Всю жизнь писал природу, запечатлевая ее в летний знойный полдень или в утренней дымке. А вот снежную зиму пейзажист почти не изображал. Он ведь всегда писал с натуры, стоя по много часов перед мольбертом и рисуя тонкими беличьими кисточками. Заболевание легких не позволяло ему работать зимой, и лишь в старости мастер кисти обратился к теме зимнего пейзажа, когда мог рисовать, глядя в окно и используя свое удивительное внутреннее зрение. Конечно, ему недоставало запахов и звуков, веяния ветра и морозной свежести, однако и в изображении зимы проявилось изумительное мастерство художника, который с присущей ему скрупулезностью писал зимний лес.

Слайд

В 1884 году он создает одно из проникновенных полотен - «Лес зимой».Созданный не на холсте красками, а скупыми средствами - на простой коричневой бумаге мелом и углем, рисунок «Лес зимой» потрясает своей достоверностью. Спящая под снежным покрывалом природа - земля, чернеющие, уходящие вдаль деревья, замороженная река, разделяющая лес, - все это тихо и безлюдно. Ощущение мрачности и бесконечности длящейся зимы усиливается от сумеречного света.

Лексическая работа

Какую мысль текста из произведения И.С.Соколов-Микитова иллюстрирует эта картина?

Найдите в тексте предложение, с которого можно начать описание картины.

Подберите словосочетания, описывающие картину, по схеме «причастие + существительное».

Используя словарь, составьте сочетания слов и предложения, описывающие колорит, тень, свет, цвет картины.

Устно опишите картину, используя записанные слова и словосочетания.

(Описание картины)

Зимний лес на рисунке И. Шишкина особенный, спящий. В нем словно остановилась жизнь: река почти полностью замерзла, деревья застыли, присыпанные снегом. Цветовая гамма проста: черный, белый, коричневый. Удачно выбранная основа (коричневая бумага), прекрасно передает цвета и настроение пасмурного зимнего вечера. Безжизненность пейзажа нарушают лишь небольшие проталины в ледовом ковре речушки, отражающие зимний лес. Проталины словно дают надежду на скорую весну, на пробуждение от спячки. Заснеженные деревья, отражаясь в проступающей воде, словно готовятся к наступлению нового этапа жизни, к пробуждению.

6.Домашнее задание.

Сочинение «Лес -красота природы всей» по картине И.И.Шишкина.


(Стихи русских поэтов о лесе)

В хвойном лесу

Лес, как бы кадильным дымом
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.

А смолу, как слёзы, точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах
От ножа и топора.

Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В теплый утренний туман.

Ведь и я был также ранен -
Ранен сердцем и душой,
И дышу такой же гнилью
И такою же весной...

Новелла Матвеева

Кедры, сосны корабельные - я не знаю почему -
Пели песни колыбельные беспокойству моему.
Хвойный воздух душу связывал и темнел и вечерел,
Но щавель мне путь указывал наконечниками стрел.

Шла процессиями длинными копьевидная трава,
Пни шуршали древесиною и крошились, как халва.
Колокольчиками белыми ландыш косо моросил,
Выворачивались бельмами на ветру листы осин.

Луч ломился в норку беличью...Уж - блеснул у самых ног,
Как набитый медной мелочью старый бабушкин чулок.
Было что-то в нём старинное - от подсвечников витых,
Как тащил он тело длинное в кольцах тёмно-золотых.

И о том, что день кончается, прилетел прохладный вздох -
Вздох болота, где курчавился на слезливой кочке мох.
Там теперь стоял, наверное, журавель, понурив нос
И в застывшее мгновение погружаясь...Вот и ночь...

Вот и звёздочка далёкая повисает в синеве,
И ромашка одинокая растворяется в траве.

Игорь Северянин

Леса сосновые. Дорога палевая.
Сижу я в ельнике, костер распаливая.
Сижу до вечера, дрова обтёсывая…

Шуршит зеленая листва березовая…

Пчела сердитая над муравейниками,
Над мухоморами и над репейниками
Жужжит и кружится, злом обессиленная..
Деревья хвойные. Дорога глиняная.

Виктор Соснора

‎Люблю тебя, приют уединённый!
Старинный дом над тихою рекой
И бело-розовый, в ней отражённый
Напротив сельский храм над крутизной.
Сад незатейливый, но благовонный,
Над цветом липы пчёл гудящий рой;
И перед домом луг с двумя прудами,
И островки с густыми тополями.

‎Люблю забраться в лес, поглубже в тень;
Там, после солнцем залитого сада,
Засушным летом, в яркий знойный день
И тишина, и сумрак, и прохлада…
Люблю присесть на мхом обросший пень:
Среди зелёной тьмы что за отрада,
Когда в глаза сверкнет из-за дерев
Река, зеркальной гладью заблестев!

‎Под ельника мохнатыми ветвями
Таинственный, суровый полумрак.
Ковёр опавшей хвои под ногами;
Она мягка и заглушает шаг.
А дальше манит белыми стволами
К себе весёлый, светлый березняк
С кудрявою, сквозистою листвою
И сочною, росистою травою.

‎Схожу в овраг. Оттуда вверх ведёт
Ступенями тропа на холм лесистый;
Над нею старых елей мрачный свод
Навис, непроницаемый, ветвистый,
И потайной пробился в чаще ход.
Там аромат обдаст меня смолистый.
В густой тени алеет мухомор
И белый гриб украдкой дразнит взор.

‎Другой овраг. Вот мост желтеет новый.
С него взберусь опять на холм другой,
И прихожу, минуя бор сосновый,
К ответному обрыву над рекой.
Мне видны здесь: отлив её свинцовый,
Далёкий бег и заворот крутой,
Простор, и гладь, и ширь, и зелень луга
Прибрежнего напротив полукруга.

‎А вдалеке на берегу наш дом
С колоннами, классическим фронтоном,
Широкой лестницей перед крыльцом,
Двумя рядами окон и балконом.
- Смеркается. Малиновым огнём
Река горит под алым небосклоном.
Уж огонек между колонн в окне
Из комнаты моей сияет мне.

‎Домой, где ждёт пленительный, любимый
За письменным столом вседневный труд!
Домой, где мир царит невозмутимый,
Где тишина, и отдых, и уют!
Лишь маятник стучит неутомимый,
Твердя, что слишком скоро дни бегут…
О, как душа полна благодаренья
Судьбе за благодать уединенья!

Использованная литература:

1. Габидуллина И. В. «Методическая разработка по организации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы «Творческая мастерская».

2. Жаворонкова Г. М. Урок русского языка по теме: «Творческая мастерская. Описание природы».

© 2010-2022